Разговор с Алиной Аксеновой ко Дню сельского хозяйства о работе в агробизнесе

smart

Руководить оборонным или машиностроительным предприятием, производством техники или сельскохозяйственной продукции обязательно должен мужчина. Таков установившийся общественный стереотип. Считается, что женщине сподручнее заниматься чем-то более, так сказать, одушевленным – лечить или учить. Ну а если руководить, то больницей или школой.

Алина Олеговна Аксенова не вписывается в эти «каноны». Она – создатель и руководитель пусть небольшого, но стабильно работающего предприятия по производству сельскохозяйственной продукции.

– Алина Олеговна, не думаю, что вы с детства мечтали об этом…

– Вы правы. В детстве я была не так уж оригинальна и, как многие дети, мечтала быть космонавтом. На самом деле сельское хозяйство – это, пользуясь современной терминологией, наш семейный бизнес. Мои предки посвятили себя работе на земле еще задолго до моего рождения. И тут у меня, что называется, не было вариантов. (Еще до того, как отец Алины Олег Александрович Аксенов организовал в Катыни свою агрофирму, ее прадед руководил колхозом.)

Как становятся руководителями

Алина по образованию психолог, закончила Смоленский гуманитарный университет. Но по полученной специальности так и не поработала.

smart

– Отец заставил заниматься сельским хозяйством?

– Нет, не заставлял. Когда я пришла к отцу на предприятие, то уже не захотела уходить ни в школу, ни в институт работать преподавателем. Мне было интересно рядом с отцом.

Сельское хозяйство для Алины Олеговны – это не просто сфера деятельности, производство, в которое она и ее команда вкладывают силы, финансы, административные и коммерческие старания. С селом связана для нее, по существу, вся жизнь.

– Я выросла в деревне. И не только бабушка, но и наша семья держала корову. Помню, что в какой-то момент папа, обращаясь к матери со словами о необходимости «заниматься правильным воспитанием дочек», купил корову. И теперь я очень благодарна своим родителям за воспитание.

Сначала Алина работала в компании отца в юридическом отделе, а когда открылся цех по переработке молока, она, как сама вспоминает, почувствовала в себе силы…

– Я тогда упросила отца отдать мне этот цех под руководство, – поясняет Алина Аксенова. В советское время каждый совхоз и колхоз должны были иметь свою пожарную часть. Так вот, когда Алине Олеговне достался тот самый цех, от него было только название и старое помещение пожарной части, даже в самом отдаленном намерении никак не приспособленное под переработку молока.

– Сюда я пришла по собственному желанию, и всё, что здесь создано, создано с моим приходом и при моем участии, – подчеркивает Алина Олеговна и добавляет – Конечно, не стоит думать, что всё руководство свалено на женские плечи. Мне очень помогает мой партнер по бизнесу, он же мой супруг – Андрей Александрович Быков. В его лице у меня прекрасная поддержка.

Сейчас цех в поселке Авторемзавод Катынского сельского поселения перерабатывает порядка сорока тонн молока в сутки и производит различную продукцию – от молока как такового до масла, сметаны и сыров. Это современное производство, оснащенное новейшим сложным оборудованием. Здесь применяют серьезные технологии и соблюдают все санитарно-эпидемиологические требования.

– А повышать голос или использовать ненормативную лексику для совершенствования производственного процесса приходится?

– Нет. Вообще не приходится. Здесь у нас воспитанные, культурные люди. Здесь нет тех, кто работает из-под палки, а только увлеченные сотрудники, придерживающиеся тех же принципов, что и мы. Работают у нас 28 человек. Все хорошие специалисты с высшим образованием. На участок сыров к нам приехала женщина-технолог из Беларуси. А операторы – местные девочки, – рассказывает Алина Олеговна.

И всё же проблема с кадрами для сельского хозяйства – очень болезненная. Студенты, которые приходят на практику из Смоленской сельхозакадемии, по словам Алины Олеговны, крайне слабо подготовлены.

– Мы, конечно, отбираем из них самых подготовленных и мотивированных и приглашаем к нам на работу после окончания учебы. Но, к сожалению, уровень образования оставляет желать лучшего. У них есть какая-то теория в голове, однако в практическом плане они почти ничего не знают, – сетует Алина Олеговна. – Вот и приходится их учить буквально с нуля.

Качество и цена

И тем не менее производственный процесс складывается вполне удачно. Хотя молоко – продукт для переработки достаточно непростой. Это только кажется, что корова дает всегда одинаковое молоко – летом или зимой, после грозы или в засуху, если ее кормить сеном или она гуляет по лугу и питается свежей травой. Все эти обстоятельства влияют на вкус молока, на его жирность и прочие параметры. Молоко не становится хуже, оно просто становится другим.

– Молоко – это живой продукт, и каждый день он разный, – уточняет Алина Олеговна. – К этому в процессе производства сложно приспособиться, но это не влияет на натуральность нашей продукции. Вся линейка изготавливается только из свежего молока с собственной фермы. Мы не используем добавки для продления срока годности и консерванты. Только живое молоко. Поэтому наш продукт нужно всегда есть свежим. Он плохо хранится. Но люди, к сожалению, хотят, чтобы продукт был и натуральным, и долго хранился. Но так не бывает.

– А пальмовое масло?

– Поскольку мы не используем ничего, кроме натурального молока, то для нас темы пальмового масла не существует. Я даже не знаю, как его использовать… Обычно я пеку дома сама, но иногда бывает так, что печенье-сушки приходится покупать в магазине. Страшно читать этикетки, потому что сложно найти продукт без содержания либо химических добавок, либо пальмового масла и тому подобного. Это кошмар!

– К своей продукции как относитесь?

— Раньше я очень любила сырое молоко «прямо из-под коровки». Но когда заработал цех и при нем лаборатория, я, видя результаты анализов, поняла, что сырое молоко – это не очень здорово. Я всё-таки за гигиену и за пастеризованное молоко.

Кстати, парадокс в том, что натуральность и связанные с нею небольшие сроки хранения основных видов продукции молочного цеха создают определенные трудности при реализации.

– В принципе, проблем со сбытом у нас нет. Наша продукция востребована всегда, – уточняет Алина Олеговна, но при этом добавляет: – К сожалению, в Смоленске всё меньше остается маленьких магазинчиков, всё «сжирают» федеральные сети. А туда мы не можем зайти со своей ценой и со своими, повторюсь, небольшими сроками хранения. Это нереально.

Алине Аксеновой хотелось бы, чтобы было больше торговых площадок, которые будут отдавать предпочтение своим производителям. – Кроме рыночка на улице Тенишевой в областном центре, ничего нет для людей, которые хотят продавать самостоятельно произведенную натуральную сельхозпродукцию.

Потребителей волнуют два показателя – цена и качество. И если последний зависит от самого производителя, то на первый зачастую влияют многие обстоятельства.

smart

– Алина Олеговна, примерно с середины сентября мы наблюдаем, как рубль обвально дешевеет по отношению к основным мировым валютам. На цене продукции, которую выпускает ваш молочный цех, валютные колебания как-то сказываются?

– К сожалению, да. Мы покупаем, например, краски на упаковочные материалы, которые, как правило, не российского производства, или сырье для них – импортное. Поэтому с ростом курса валюты будет меняться и стоимость нашей продукции.

Государство и его поддержка

В качестве одного из регуляторов цены на сельскохозяйственную продукцию указывают поддержку со стороны государства агропромышленному комплексу.

– Алина Олеговна, такая поддержка действительно нужна или можно без нее обойтись?

– Радует, что существуют программы поддержки аграрного сектора со стороны государства. Мы, например, собираемся участвовать в программе по поддержке сельскохозяйственной кооперации. Сельскохозяйственная продукция – это товар первой необходимости, его ценовая доступность для населения имеет большую социальную значимость. Поддержка сельского хозяйства существует во всех развитых странах мира, и Россия здесь не исключение. И делается это именно с целью сделать товары, произведенные АПК, доступными для всех слоев населения. В противном случае для большинства граждан продукты питания окажутся либо слишком дорогими, и они сократят их потребление до минимума, или окажутся вообще не по карману. И здесь не идет речь о поддержке частника как такового, здесь идет речь о поддержании производства продуктов питания, которые относятся к социально значимым видам товаров первой необходимости.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ