Этот высокий, видный азербайджанец давно живет на Смоленщине, очень любит наш город и считает его почти своим родным. И дело не просто в том, что город наш красив и своей славной историей уходит во тьму веков. А еще и в том, что наш герой принимал и принимает участие в благоустройстве Смоленска и его ближайших окрестностей.
Сейчас Александр Мирсаабович Сулейманов строит и ремонтирует дороги в областном центре, а также в деревнях. А раньше строил еще дома и коттеджи, в том числе из дерева, по всей области – от Велижа до Шумячей. Появление красавца-азербайджанца в Смоленске было окрашено романтикой. И этому предшествовали некоторые события. Родился и вырос он в Баку, одном из крупнейших культурных центров Кавказа. Шестеро детей в семье, ранний, в 34 года, уход мамы из жизни… И поступление молодого человека в престижный технический вуз в Баку, где учились студенты чуть ли не из сотни стран. Александр учился блестяще. Отец был работником военкомата и по роду деятельности часто общался с русскими, поэтому и наш герой понимал русскую речь и говорил, хотя и с акцентом. И стремился в большую Россию всей душой. Поскольку экзамены он сдавал хорошо, ему и другим ребятам было предложено поехать учиться в Ленинград по программе обмена студентами. Но… отец не отпустил. Поэтому после окончания вуза молодой инженер поехал по распределению в Казахстан, в город Жанатас, где добывали руду.
И там, на своем первом рабочем месте, Александр понял, насколько серьезное образование он получил. «Институт научил меня всему», – говорит сейчас Александр Мирсаабович. Карьера пошла в гору – в течение двух месяцев молодой инженер уже работал начальником смены, ему прочили большое будущее. А еще раньше, в честь окончания вуза, Александр купил билеты журналистской лотереи, и на один из них выпал круиз по Днепру на пятнадцать дней. С заходом во многие города. На круизном лайнере, построенном немецкими специалистами. Перекупщики ходили за ним и просили продать билет за огромные деньги, но молодой азербайджанец хотел в Россию. И там-то, на лайнере, и познакомился он с молодой смолянкой, которая не реагировала на Александра, что его очень задевало и заставляло внимательнее присмотреться к девушке. Его горячее сердце вспыхнуло – охапки цветов на каждой остановке, которые он дарил своей избраннице, пылкие слова не оставили и ее сердце равнодушным. А потом – разлука, слезы, обещания писать… Прошло три месяца, Александр все еще работал в Казахстане и не мог вырваться в Россию никакими силами. Руководитель просто не отпускал, втайне желая соединить судьбы Александра и своей единственной дочери. Но Александр стоял на своем. И все же уехал в Смоленск. С тех пор уже тридцать пять лет семья живет на Смоленщине, у супругов двое сыновей, оба они женаты на русских девушках. К строительству дорог Александра Мирсаабовича, можно сказать, привела сама жизнь. В начале своей карьеры – года два – наш герой работал на авиационном заводе в Смоленске инженером. В обязанности его входило обеспечение предприятия теплом, водой, светом. Большой коллектив, множество дел и забот
Нужна была квартира, и создание нового управления механизации и автотранспорта в «Гражданстрое», а также должность главного механика подвернулись как нельзя кстати. Строительство велось по всей области в большом масштабе. Подъёмных кранов и иной техники было более 170 единиц. Обучаться пришлось в процессе работы, причем помимо своих обязанностей приходилось выполнять и надзорные функции за качеством строительства. Время было тяжелое. Один за другим увольнялись специалисты. В скором времени Александр Мирсаабович оказался вначале на должности замдиректора, а потом и исполняющего обязанности руководителя. Уйти быстро не позволяла совесть и ответственность за предприятие. Тем не менее через какое-то время он с сослуживцем решил организовать свое дело. Купили подержанную технику – краны, «КамАЗы», катки – и стали работать сразу по двум направлениям: один приобретал делянку и заготавливал древесину, другой строил дороги. Были крепкие рабочие бригады.
Постепенно приобрели деревообрабатывающие станки. Раньше все ветки на делянке сжигали, но древесину было жалко, и инженерная мысль у Александра Мирсаабовича не дремала: он придумал устройство, приспособил его к станкам и стал выпускать деревянные бруски небольшого размера. Уходили они на ура. Кроме того, по договорам с «Гражданстроем» возводили дома, коттеджи, до ста человек работали на подряде. Бывало, не успевал, нервничал. А в какой-то момент Александр понял, что ему лучше работается одному – сам в ответе за все, и винить некого. Дальше каждый из партнеров пошел своим путем.
Судьба могла бы вознести нашего героя на самый верх как в родном Азербайджане, так и в России. Друзья приглашали его на работу в Дубну, но он больше тяготел к маленькому коллективу, домашнему уюту, а потому отказывался от всех высоких должностей. Еголюбили илюбятмногие – за человечность, отзывчивость, простоту и скромность – коллеги бывшие и настоящие. Все эти качества очень украшают человека и ставят его на ступеньку выше в моем понимании. Не редкость, например, когда предлагалось сделать дорогу в каком-то поселении, бюджет которого был в два раза меньше ее стоимости. И тогда Александр Мирсаабович опустошал платежные или кредитные карты членов семьи и все-таки строил дорогу. В родной деревне вместе с двумя единомышленниками построили крепкую надежную проселочную дорогу, односельчане очень благодарны им за это. Такой уж он человек – добрый, понимающий, ответственный. И еще ранимый. Хотя сейчас уже не так, как прежде, проникают несправедливые слова в его сердце. Однажды он как руководитель решил сделать отводы с дороги в сторону жилого дома, проще говоря, заасфальтировать дополнительные участки, о чеми сказал работнику-земляку на своем языке. Работы эти сметой были не предусмотрены, поэтому расходы он брал на себя. Вследующиймомент он услышал грязную брань в свой адрес. И несправедливые обвинения от проходящей мимо женщины. К сожалению, это не единичный пример.
Может быть, еще и поэтому пришлось пережить ему три операции и инфаркт. В прежние годы недоделки, которые случались, он устранял за свой счет – быстрее, чем выяснять, кто виноват и что делать. Сейчас время трудное, приходится заниматься этой бумажной работой. Больше 10 лет отработалтакже Александр Мирсаабович инспектором в общественной приемной полномочного представителя Президента вЦФОпоСмоленской области. Приходилось решать разные проблемы, контактировать со многими людьми. Его работа была на виду, и опять следовали приглашения возглавить различные организации. Ныне годы дают о себе знать. Нам неизвестно, жалеет ли Александр Мирсаабович о нереализованных больших возможностях в жизни. Знаем лишь, что нет зависти в его душе, когда большие заказы на дорожные работы достаются другим, от души радуется он преображению нашего любимого города, появлению новых асфальтированных дорог, тротуаров. И в этом большом деле есть вклад и нашего героя – азербайджанца с русской душой Александра Мирсаабовича Сулейманова. Мы поздравляем дружный коллектив рабочих, инженеров, руководителя OOO «AСФЭ», а в их лице всех тружеников дорожного строительства с профессиональным праздником! Желаем успехов и радости от осознания важности и значимости ваших работ, желаем высоко держать планку качества смоленского дорожника. P. S. Так получилось, что разговаривали мы с Александром Мирсаабовичем в основном о личной жизни нашего героя. Но мне все-таки очень хотелось найти причину быстрого разрушения асфальтового покрытия некоторых дорог. При том, что стоят они намного дороже, чем в Америке или Китае, а служат гораздо меньше. Углубившись в изыскания в интернете, я наконец поняла причину. Все дело в том, что дороги – это сложные инженерные сооружения, их создание состоит из нескольких технологических этапов: надо углубиться в землю на полтора метра как минимум, создать «пирог» из слоев нескольких материалов, уплотнить его катками, и последний этап – укладка асфальтовой смеси и ее прикатывание. И на всех этапах необходимо качество и материалов, и работ, и техники! А это сочетание довольно редкое – то материалы подведут, то исполнители.
Не последнюю роль играет и асфальтовая смесь. Качественная смесь имеет соответствующие наполнители. Ихможно заменить, подменить, вообще отменить. Аот состава смеси напрямую зависит долговечность наших дорог. Важно, что проверить состав смеси можно прямо на заводе, все поддается лабораторным анализам. Поставив контроль на выходе, можно сразу определить, кто грешит в технологии изготовления смеси, принятьмеры и темсамым улучшить качество дорог!
Только небольшая часть работ, проведенных коллективом дорожников под руководством Александра Мирсаабовича Сулейманова в этом году: участие в региональном проекте «Комфортная городская среда» – в рамках национального проекта «Жилье и комфортная городская среда» – на улицах Памфилова, 9, Кирова, 55, 55а, 55/11, и прилегающих дворовых территориях. В настоящее время ведутся работы по строительству дорог в Печерске и Богородицком.
Галина ШЕРЕМЕТЬЕВА