Особенности привлечения к административной ответственности предпринимателей в 2022 году, о недропользовании, об особо охраняемых природных территориях и новых положениях закона о закупках

Особенности привлечения к административной ответственности предпринимателей в 2022 году

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, вступившим в силу с 06.04.2022, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) относительно порядка применения мер административного принуждения, в том числе для отдельных категорий хозяйствующих субъектов.

Так, установлены исключения из правила об одновременном привлечении к административной ответственности за одно правонарушение юридического лица и его работника. В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ теперь привлечение юридического лица к административной ответственности, в случае привлечения его должностного лица или работника к административной ответственности, допускается только если оно не предприняло все предусмотренные законодательством меры для соблюдения соответствующих обязательных требований. В соответствии с частью 5 той же статьи не подлежат ответственности работники организации (либо ее единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица) при назначении организации штрафов согласно пунктам 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Новой редакцией части 3 статьи 3.4 КоАП РФ введена обязанность по замене административного штрафа на предупреждение некоммерческой организации, а также индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющимся субъектами малого предпринимательства, и их работникам.

Указанный алгоритм по-прежнему распространяется только на впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба (угрозы данных негативных последствий или возникновения чрезвычайных ситуаций).

КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, закрепившей нормы об ограничении административных штрафов, назначаемых субъектам малого и среднего предпринимательства, размером санкции, предусмотренной соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ для индивидуального предпринимателя. Аналогичная льгота распространена на социально ориентированные некоммерческие организации – получателей поддержки, также определен порядок назначения юридическим лицам обеих названных категорий штрафов в случаях, когда санкция соответствующей статьи КоАП РФ не предусматривает такого наказания для индивидуальных предпринимателей.

В статью 4.4 КоАП РФ внесены изменения относительно особенностей назначения административного наказания за правонарушения, выявленные в рамках проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия.

В соответствии с частью 5 данной статьи в рассматриваемой ситуации за два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, виновному лицу назначается наказание как совершение одного административного правонарушения.

Однако в силу части 6 статьи 4.4 КоАП РФ при множественности правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ, наказание лицу, их совершившему в результате одного неправомерного действия (бездействия), назначается по правилам частей 2-4 данной статьи при рассмотрении соответствующих дел одним и тем же судьей (органом административной юрисдикции).

Особо охраняемые природные территории

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Таким образом, к землям особо охраняемых природных территорий относятся:

государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

национальные парки;

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады.

Положение об охранных зонах особо охраняемых природных территорий утверждает Правительство РФ. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением о ее установлении.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Праву каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), корреспондирует обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).

Вышеназванная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и распространяется как на граждан, так и на юридических лиц, имея целью обеспечение благополучия настоящего и будущего поколений. Сохранение природы и окружающей среды обусловливает осуществление контроля за деятельностью, способной оказывать вредное воздействие на природу, необходимость использования технологий, которые могут уменьшить вредные последствия для природы, ограничение использования биологических ресурсов в пределах их природной способности к восстановлению.

Экологический вред, причиненный каждому компоненту природной среды, подлежит возмещению. В случае причинения вреда нескольким компонентам природной среды исчисление размера вреда, подлежащего возмещению, производится на основании соответствующих такс и методик для каждого компонента.

Новые положения закона о закупках

Согласно новой редакции ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 мая 2022 года с 15 до 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке сокращен срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

При этом уже с 16 апреля текущего года установлен 10-дневный срок оплаты контракта в случае, если оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС. Аналогичные сроки оплаты предусмотрены и по контрактам, расчеты по которым (в том числе в части выплаты аванса) подлежат казначейскому сопровождению (Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Указанный порядок оплаты распространяется в том числе на контракты, заключаемые по итогам закупок, участниками которых могут быть исключительно СМП, СОНО.

Недропользование

Статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. (статья 11 Закона РФ «О недрах»).

Органами, уполномоченными на выдачу лицензии на право пользования недрами в Приморском крае, являются:

1) министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края относительно участков недр местного значения;

2) Роснедра или его территориальный орган, относительно иных участков недр.

Без лицензии имеют право пользоваться полезными ископаемыми только определенные субъекты: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и только при соблюдении определенных условий:

• данная деятельность должна осуществляться в границах используемого земельного участка;

• не допускается применение взрывных работ;

• использование полезных ископаемых возможно только для собственных нужд;

• добытые ископаемые должны относиться к категории общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, либо к категории подземных вод;

• объем извлечения подземных вод должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения;

• допускается строительство подземных сооружений на глубину более пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утвержден Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 42-р.