Личная воспитательная концепция Надежды Киреенковой

«Здравствуйте, дети мои, как у вас сегодня дела? Как вы себя чувствуете?» – такими словами встречает каждое утро своих учеников Надежда Киреенкова, учитель начальных классов Касплянской средней школы. И на нее устремляются 10 пар широко распахнутых глаз первоклассников, готовых внимать каждому слову педагога и впитывать всё новое и интересное…

Этот учебный год для Надежды Павловны – особенный. И не только потому, что она завоевала победу в районном конкурсе профессионального мастерства «Самый классный классный – 2020» и через несколько месяцев отметит славный профессиональный юбилей – 40-летие педагогической деятельности, что в этом учебном году ее выбрали депутатом Совета депутатов Касплянского сельского поселения, но и потому, что она вновь взяла под крыло первый класс. Причем в его составе, по ее словам, очень много внучат – детей тех самых первоклашек Касплянской школы, для которых она стала первой учительницей много-много лет назад. Впрочем, всё по порядку.

Родом из детства

Желание стать педагогом, как это бывает, появилось у моей героини еще в детстве. Надежда росла в деревенской семье (ее малая родина – Угранский район), нянчила младшую сестру, помогала по хозяйству родителям, в школу ходила за 2 км, но они не были в тягость. Училась с удовольствием, прилежно, особенно по русскому языку и литературе.

«У меня в школе была учительница Валентина Петровна, которая преподавала эти предметы, на ее уроках всегда было интересно, да и она сама была очень одухотворенным человеком, способным увлечь и вдохновить, что со мною и случилось. Я решила пойти по ее стопам и стать учительницей», – рассказывает о своем детстве Надежда Павловна.

После окончания восьмилетки Надя подала документы в Смоленское педучилище. Родители не особенно верили в эту затею, поэтому, когда пришло извещение о поступлении дочери, очень удивились. Так 15-летняя вчерашняя школьница покинула отчий дом. И для нее началась другая жизнь.

После окончания училища она попала в Волоковскую школу, где отработала два с половиной года. Самых первых учеников помнит до сих пор и признается – в начала педагогической деятельности от волнения и неуверенности дрожали и руки, и голос: «В том классе было 22 человека, занимались три класса вместе – школа ведь была малокомплектная. Для меня, начинающей, это было много, и было очень сложно. Как нашла подход к ученикам? Само собой как-то получилось».

В тех краях Надежда Павловна встретила будущего супруга, вышла замуж, и по семейным обстоятельствам в 1985 году пара сменила место жительства – переехала в Касплю. Сначала молодой педагог трудилась в группе продленного дня местной школы, а после ухода на пенсию учительницы начальных классов взяла под свое крыло первоклассников. И утверждает, что лица тех ребят помнит до сих пор. И они ее помнят.

«Конечно, узнаю на улице при встрече, и они меня узнают, многие живут рядом. Здороваются, делятся новостями, кто-то пошел по моим стопам, стал педагогом, что меня очень радует», – признается Надежда Павловна.

На одной волне

– Надежда Павловна, а отличаются ли дети конца 80-х от их сегодняшних сверстников?

– Безусловно! Прежде всего, современные дети более продвинуты во всех новейших технологиях, отлично владеют ими. Те дети любили читать, а нынешнее поколение – не очень. Даже мультики и передачи по телевизору им особенно не интересны. Они больше увлечены гаджетами, смартфонами.

– Что же с этим можно поделать? Как их увлечь, заинтересовать?

– Учителю надо подстраиваться под учеников, соответствовать, владеть всеми дистанционными и коммуникативными технологиями, без этого практически невозможно работать в современной школе. Как заинтересовать? Быть с ребятами на одной волне. Быть им интересной. Простой рассказ может их и не увлечь, а урок в виде презентации, видеоролика или фильма будет им более интересен.

– На одной волне следует, наверное, быть не только с учеником, но и с родителями…

– Совершенно верно. Родителям необходимо помнить, что вместе с педагогом они делают одно важное дело – воспитывают и обучают ребенка. От того, что они заложат в него, будет зависеть то, каким будет человек, когда повзрослеет.

– Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, как этого добиться?

– Хотите узнать секрет успешной учебы? На мой взгляд, он прост: доброта от педагога и родителя и определенные усилия по развитию ребенка, по расширению его кругозора.

Не страшно, если ребенок учится на тройки, страшно, если он невоспитан, эгоистичен, ему неведомо сострадание. Я часто повторяю родителям: хорошо воспитанные дети, любящие и умеющие сочувствовать, – залог вашей хорошей старости. Не стоит забывать, что родители воспитывают детей своим примером – дети, воспитанные в грубости, хамстве и злобе, вырастут такими же.

Воспитание – главная обязанность прежде всего родителей. Великий педагог Антон Макаренко говорил: ребенка воспитывают родители, и делать это следует, когда он еще лежит поперек лавки.

Профессиональный совет

– Вы упомянули ранее, что сегодняшние дети не любят читать, а как приучить ребенка к чтению?

– Читать надо обязательно, чтение развивает коммуникативные навыки, формирует речь и мышление. Плохо читающий ребенок в начальной школе, перейдя в 5-й класс, столкнется с определенными трудностями – он будет медленно воспринимать задачу или упражнение, у него будет меньше времени на то, чтобы поработать и поразмыслить над заданием.

Я как учитель начальных классов больше 20 лет занимаюсь темой формирования навыка чтения у детей. Делюсь своим опытом работы на педагогической конференции, методическом объединении педагогов.

Здание Касплянской школы

– А если ребенку не нравится читать, а больше нравится смотреть гаджет, что делать родителям? Дайте, пожалуйста, профессиональный совет…

– Ребенок же в телефоне что-то находит, что-то его волнует… Попробуйте подобрать книгу по этой же тематике, которая могла бы быть ему интересна. Только не давайте большие произведения, это может вызвать негатив. Но в идеале формировать интерес ребенка к чтению надо, пока он маленький, сначала родители читают малышу, потом они читают вместе, можно включать аудиозаписи – аудиокниги, аудиоспектакли.

Подростков приучать еще сложнее, но они отлично воспринимают слово «надо». Они должны понимать, что, не прочитав то или иное произведение, они не напишут сочинение, не составят проект. Да, можно всё найти в интернете, но не стоит забывать о том, что информация может быть не только полезной.

Научим ребенка любить – научим всему

– Насколько значима для вас победа в прошедшем конкурсе «Самый классный классный»? Сложно ли было?

– Непросто. Нужно было написать авторское эссе «Я — классный руководитель» о своей работе, снять 5-минутный видеоролик «Вклад классного руководителя в результаты ученика и классного коллектива» о воспитательной деятельности и труде учителя – как воспитывает личность в каждом ученике и в классе в целом.

На втором этапе необходимо было подготовить воспитательный проект, пришлось усердно поработать, тем более что сроки были довольно сжатыми.

Благодаря помощи и поддержке всего коллектива у меня всё получилось. Я считаю, что победа – общая, одна на всех.

– Что главное в профессии педагога?

– Любить свое дело, любить детей – без этого нечего делать в школе. Я свою концепцию воспитательной работы назвала словами великого педагога Антона Макаренко: «Если мы научим ребенка любить – научим его всему».

– Изменится ли, на ваш взгляд, лет через 10 процесс воспитания ученика и работа учителя?

– Да, наука и культура развиваются. Процесс неизменно затронет и школу, будет больше технических новинок, которые помогут педагогу в обучении и воспитании.

– Надежда Павловна, что бы вы себе пожелали?

– У меня хорошие ученики и их родители, сплоченный коллектив, дружная семья, чего можно еще желать?! Хотелось бы просто пожелать всем, и вашим читателям в том числе, здоровья, оптимизма, терпения и, конечно же, быть любимыми – в школе, на работе, в семье. Чтобы вас любили и вы тоже с любовью относились к окружающим.

Олеся ТОМАШОВА.