Наша жизнь словно клубок, и каждый прядет нити своей судьбы. А вот получится ли соткать из пряжи красивое изделие, во многом зависит от нас самих.

Раисе Феоктистовне Киселевой из деревни Александровка Сметанинского сельского поселения это
удалось. За свою долгую жизнь она связала столько прекрасных вещей, что этой пряжи хватило бы, чтобы протянуть нить до самого Владивостока. И я ничуть не преувеличиваю, ведь впервые наша землячка взяла в руки крючок для рукоделия, когда ей было всего восемь, а общий «стаж»
мастерицы – более семидесяти (!) лет.

На родной земле

Раиса Феоктистовна – из тех людей, кому было уготовано появиться на свет, вырасти, стать мамой и бабушкой и встретить зрелый возраст в родной деревне. Она пришла в этой мир накануне самой страшной и кровопролитной из войн, но, несмотря на это, сохранила в памяти отдельные фрагменты событий и фактов того тяжелого времени.

Отца семейства не призвали в действующую армию: во время Первой мировой войны он получил
ранение легкого и до конца жизни надрывно кашлял. И все же Киселевым было легче пережить оккупацию, ведь они находились под защитой главы семьи. Подставил он мужское плечо и когда ближайшим родственникам потребовалась помощь.

– Брат мамы погиб на фронте, а его жена умерла от тифа, – вздыхает Раиса Феоктистовна. – Пятеро их детей, наших двоюродных братьев и сестер, остались сиротами. Родители даже не раздумывали как поступить и приютили всех. В те годы многие поступали так, беря в семью не только кровных детей, но и абсолютно чужих.

Ох, и трудно нам пришлось: голодно, холодно, страшно… Отступая, немцы сожгли деревню, и мы лишились жилья. Несколько семей ютились в оставшихся избах, и мы прибились к соседям, потом
стали строить свой дом.
– Наши родители вырастили всех детей, не деля на своих и чужих, каждому давали и кусок хлеба, и ласку, и заботу, – продолжает рассказ эта скромная женщина. – И все уходили из отчего дома, ставшего родным, с чувством искренней благодарности. Мы часто собирались вместе, сохранив добрые отношения даже спустя годы, поддерживая друг друга во всем. И в этом заслуга, прежде
всего, нашей мудрой мамы.

Когда руки не для скуки

– В нашей семье были только девочки: одна сестра на одиннадцать лет старше меня, другая – на тринадцать, – рассказывает Раиса Феоктистовна. – И все занимались рукоделием – сами ткали, пряли, шили и вязали, учась у мамы. Без этого было нельзя, ведь и одежду, и обувь, и постельное тогда изготавливали сами.

Раечке было восемь, когда она всерьез захотела сделать что-то своими руками. Как ни просила у мамы нитки и крючок, она отказывала, мол, только испортишь. Тогда упрямая девчонка сама взяла клубок, залезла на печку и, заточив крючок, стала экспериментировать. Мать, хватившись ниток, с удивлением обнаружила клубок в руках младшей дочери и поняла, что это не баловство ребенка, а
вполне реальноежелание взрослеющего человечка.

Не все и не сразу у Раисы Феоктистовны получилось, как ей того хотелось, но упорства будущей искуснице было не занимать. Она не только самостоятельно занималась рукоделием, но и, наблюдая за деревенскими женщинами, примечала, какую вязку они используют, какие новые
узоры появились у самых опытных из них.

– В Александровке одна женщина очень хорошо вязала, а я дружила с ее дочкой и однажды увидела у нее на руках такую красоту! – вспоминает она. – Говорю: «Мама, попроси у нее вязёнку,
я попробую такую же связать». «Что ты, милая моя, ты меня в позор введешь», – ответила она. Тогда я сама по памяти связала рукавички из льняной пряжи и отдала маме, а она отнесла той женщине. Та не поверила, что это сделала не сама мама, а дочка. Говорит ей: «Наверное, это ты сама связала». Мне уже 81 год, а я до сих пор помню свою радость от той похвалы и гордость, что работа вышла такой удачной.

Как хобби стало профессией

Девочка росла, и вместе с ней росло ее мастерство. Руки все увереннее стали осваивать новые техники, да и возможностей для творчества стало больше: многие идеи мастерица заимствовала из журналов «Крестьянка» и «Селянка», которые стали доступны и для жителей сельской глубинки, а что-то додумывала сама.

Сначала умелица вязала вещи для себя, потом для собственной семьи: мужа, трех сыновей и внучки. Со временем Р. Ф. Киселева поняла, что ей хочется попробовать себя в изготовлении чего-то другого и начала вязать головные уборы и различные аксессуары. В ее коллекции не только теплые шапочки, но и элегантные дамские шляпы, кружевные зонтики от солнца – все то, что помогает каждой женщине подчеркнуть свою индивидуальность.

И надо же такому случиться, что ее, совсем молодую женщину с маленьким сыном на руках, пригласили работать в школу. Много лет Раиса Киселева вела в Архиповской восьмилетке кружок вязания, который пользовался большим успехом, и не только у девочек.

– Ко мне ходили и девочки, имальчики, – говорит Раиса Феоктистовна, – и среди них – любимая внучка Олечка. Она выросла настоящей рукодельницей, вся в меня. Ребята учились вязать рукавицы, носки, свитера, кофты. Участвовали мы и в выставках, где занимали первые места.
Мои ученики были очень горды своими успехами, а их родители были довольны, что дети заняты полезным делом.

Купить ребенку мягкую игрушку в те годы было почти невозможно, и учитель вязания решила изготовить их самостоятельно. Ребята с энтузиазмом восприняли идею, и работа закипела: вместе продумывали образы для будущих творений, собирали остатки пряжи, подбирали фурнитуру, и через какое-то время на очередной выставке были представлены хвостатые и ушастые звери и птицы с глазами-пуговками. Нашлось здесь место и для ярких фруктов, ягод и овощей, так
похожих на настоящие.

– За работой я всегда отдыхаю, успокаиваюсь в печали и нахожу отдушину в суете будней, – улыбается Раиса Феоктистовна. – Это то, без чего я не могу жить.

Удивительно, как в этой простой женщине, выросшей в смоленской глубинке, расцвела такая тяга к прекрасному и развился потрясающий вкус, который всегда позволял ей быть так непохожей на остальных и видеть мир немного подругому, по-киселевски, разбавляя серую обыденность цветными штрихами.

Елена ТРУФАНОВА