Психологи считают, что первое впечатление о человеке формируется в течение первых секунд. И немаловажным аспектом здесь является речь. Если человек верно выговаривает все звуки, правильно строит предложения и красиво выражает свои мысли, его приятно слушать, с ним легко общаться. А навыки эти закладываются в раннем детстве.

Наша сегодняшняя гостья – Марина Васильевна Иванцова, воспитатель, учитель – логопед МБДОУ д/с «Ручеёк» деревни Лубня Хохловского сельского поселения, знает о своей профессии все и подтвердила это, став победителем муниципального конкурса «Педагог года – 2022» в номинации «Воспитатель года».

Родилась она в Магаданской области. Окончила отделение «Учитель-логопед», организатор
методического дошкольного образования по специальности «Логопедия» Брянского государственного университета. Начинала работать в Калужской области.

– Моими воспитанники были детки, начиная с пятилетнего возраста, – говорит Марина Иванцова. – Я поняла, что не ошиблась с выбором профессии. Считаю, что она очень нужная и благородная.

Несколько лет назад Марина Васильевна вместе с семьей переехала в Смоленск и пришла работать логопедом в детский сад «Ручеек». За небольшой промежуток времени она состоялась как профессионал и заявила о себе на районном уровне.

– Я стала участником конкурса «Педагог года» в номинации «Воспитатель года», будучи логопедом. Тем самым я хотела обратить внимание на узких специалистов, показать чем именно мы занимаемся, подтвердить значимость данной профессии, – подчеркивает Марина Иванцова.

– Марина Васильевна, как проходил конкурс?

– Он включал заочный и очный этапы, – рассказывает М. В. Иванцова. – В ходе заочного жюри ознакомилось с моей личной страничкой на сайте детского сада. Потом были проведены открытое занятие, мастер-класс и их анализ. Очно проходило публичное выступление.

На всех этапах мне помогали и поддерживали заведующая детским садом Ирина Владимировна Соловец и коллеги-воспитатели. Месяц мы ждали результатов, волновались и были рады нашей общей победе. Сейчас готовимся к участию в областном конкурсе.

Книга вместо телефона

– Марина Васильевна, бытует мнение, что с каждым годом растет число деток с дефектами речи. Многие связывают это с излишним увлечением гаджетами, когда ребенок часами сидит с телефоном в руках, мало общаясь с ровесниками и взрослыми. А как считаете Вы?
– К сожалению, в последнее время, действительно, увеличилось число детей с речевыми нарушениями. Я связываю это, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, наследственными заболеваниями и болезнями мамы в период беременности, а также невниманием родителей к речи детей в раннем возрасте. Конечно, взрослым из-за занятости днем и усталости вечером проще отвлечь сына или дочь, усадив его за планшет или компьютер, но хотелось бы, чтобы вместо гаджетов в руках у малышей чаще были книги.

– Когда родители должны начать бить тревогу, видя речевые проблемы у сына или дочери?

– Для каждого возраста существует своя норма. Например, в один год малыш должен говорить от четырех до восьми слов, к полутора годам – уже до 30. В два года словарный запас ребенка составляет около 50 слов. К двум с половиной годам он может уже составлять трех-четырехсловные предложения. До 5 лет ребенку простительно не выговаривать шипящие и сонорные, позже он должен овладеть правильным звукопроизношением. Если ребенок не выговаривает до пяти звуков, требуется заключение психологопедагогического консилиума. Когда не произносит более пяти звуков, здесь уже требуется заключение врачебной комиссии.

– Сколько времени нужно ребенку для постановки звуков?

– У кого-то можно исправить нарушения за несколько занятий, по подражанию. Если брать сложные нарушения, то это может быть и три месяца, и полгода, и год, и два. Всё очень индивидуально и зависит от ребенка, систематичности занятий и продуктивного контакта с родителями.

Занятия в нашем детском саду проходят три раза в неделю в течение 20–30 минут. Но этого недостаточно. Очень важно, чтобы родители, понимая важность таких занятий, и дома перед зеркалом помогали ребенку правильно выговаривать звуки. Если не будет каждодневных упражнений, навык не разовьется. А потом в школе могут появиться проблемы с письмом.

Как слышим, так и пишем?

– Как связаны дефекты речи с неграмотностью?

– Дефекты речи, бесспорно, влияют на грамотность. Ребенок, заменяющий и смешивающий звуки в устной речи, будет заменять их и на письме. Например, ребенок путает звуки «с» и «ш», и вместо слова «шуба» напишет «суба». В детских садах логопед успевает не только исправить произношение звуков, но и занимается обучением грамоте.

– Многие считают, что «р» – самый сложный для произношения звук. Так ли это?

– Это не совсем так. Всё зависит от механизма нарушения. Прежде, чем ставить ребенку любой звук, нужно убедиться в том, что он этот звук слышит и выделяет в потоке других звуков. Поэтому на первом этапе работы логопед занимается развитием фонематического (звукового) слуха, а затем
уже непосредственной постановкой звука.

– До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

– Лучше всего исправлять нарушения до семи лет, до поступления в школу. Коррекцию
звукопроизношения желательно начинать в 4,5–5 лет. На своих занятиях я увлекаю ребят
различными видами детской деятельности (мы играем, рисуем, прыгаем, поем, разыгрываем сценки).

– В каких случаях сделать это сложно или почти невозможно?

– Если у ребенка органическое поражение мозга, нервов, которые управляют органами
артикуляции (язык, губы, щеки…), любой звук будет поставить достаточно тяжело.

Мифы и реальность
– Все чаще приходится слышать о том, что проблему со звукопроизношением легко решить подрезанием уздечки…

– Думаю, что делать это стоит лишь в исключительных случаях. Решение о подрезании уздечки принимает врач-ортодонт. Уздечку языка можно растянуть специальными упражнениями, но если она очень короткая, то специалист, действительно, может посоветовать ее подрезать (при заикании уздечку подрезать не рекомендуется).

– А влияют ли на произношение неправильный прикус или неровные зубы?

– Однозначно! Неправильный прикус осложняет работу и увеличивает сроки исправления звуков. Отсутствие зубов тоже влияет на произношение. К выдвижению передних зубов вперед и деформированию нёба может привести сосание пальца в младенчестве. Любое отклонение в строении артикуляционного аппарата (строение губ, нарушение посадки зубов, размер и форма
языка…) влияет на чистоту звучания речи.

– Есть такое мнение, что заикание появляется вследствие испуга. Так ли это?

– Да, действительно, одной из причин заикания может стать психотравмирующая ситуация, к которой можно отнести испуг.

Речь – на кончиках пальцев

– Марина Васильевна, маленького ребенка сложно уговорить заниматься и в детсаду, и еще дома. Как его мотивировать?

– Конечно, мамам нужно проводить занятия в игровой форме, менять виды деятельности: сейчас мы порисуем, а потом позанимаемся гимнастикой для язычка, затем подуем на цветок, кораблик…

– Какой совет Вы дали бы будущим родителям и тем, кто уже воспитывает детей?

– Считаю, что с ребенком нужно начинать разговаривать с первых дней его жизни, петь колыбельные. Тогда он раньше начнет гулеть и лепетать. Важно стимулировать мелкую моторику рук малыша. Еще известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Не «сюсюкайте» и не передразнивайте малыша. Чаще
читайте ребенку, обсуждайте прочитанное. Уделяйте большое внимание развитию связной речи: рассказывайте сказки, придумывайте рассказы. И обязательно следите за своим произношением, у родителей должна быть четкая, неторопливая, эмоционально окрашенная речь.

Елена ТРУФАНОВА