Майора полиции Дмитрия Николаевича Якушева хорошо знают в Смоленском районе. Он начинал работать участковым в Стабенском сельском поселении, трудился старшим участковым в Печерске. Сегодня он является начальником службы участковых уполномоченных ОМВД России по Смоленскому району.

Несмотря на повышение в должности, ему по телефону по-прежнему звонят жители района – обращаются с просьбами о помощи, с сообщениями о совершении в отношении них преступлений и правонарушений, а также за консультацией. И нередко подходят с такими же вопросами прямо на улице. Что неудивительно, ведь, как уверен Дмитрий Николаевич, главное для участкового – найти контакт с людьми. И судя по всему, у него это хорошо получается.

…Нам удалось записать интервью с Дмитрием Якушевым только 4 ноября. Дмитрию Николаевичу было сложно выкроить время в другие дни из-за занятости, поэтому первый мой вопрос был о том, часто ли приходится трудиться в выходные и праздничные дни?

– Почти постоянно, такая служба… Последние годы вот дежурю с 31 декабря на 1 января. До пандемии в новогоднюю ночь приходилось участвовать в обеспечении охраны общественного порядка. Также нередко выезжали по звонкам граждан, которые жалуются на тех, кто в состоянии алкогольного опьянения устраивает дебоши. Радует то, что во время дежурства поступают и позитивные звонки от жителей района с поздравлениями и пожеланиями здоровья.

Сын милиционера

– Когда выбирали профессию, знали ли что вас ждет? В том числе и то, что придется работать , когда другие люди отдыхают?

– Естественно! Прежде чем устроиться на работу в милицию, я понимал, с какими трудностями мне предстоит столкнуться.

Я стал милиционером в 2001 году, после окончания юридического вуза и службы в армии. Срочную службу проходил в Калининграде в морфлоте, уговаривали остаться, но я уже принял решение относительно будущей профессии. Мой отец 27 лет работал инспектором ГАИ в Смоленске. Так что я вырос в семье милиционера и, будучи подростком, хорошо знал, что эта служба и опасна, и трудна.

– Как отнесся отец к Вашему выбору?

– Положительно. Поддержал меня, сказал: «Молодец, сынок, продолжай семейную династию!» Не менее ценно было для меня и отцовское наставление при поступлении на работу в милицию. «Главное, – сказал он, – оставайся человеком в любой ситуации, не опозорь мундир, гордись тем, что ты работаешь в правоохранительных органах и с честью исполняй главную задачу – защищать интересы и права граждан».

Мы и сегодня с отцом нередко разговариваем про работу. Когда звонит мне по телефону, задает всегда два вопроса: как дела и как служба?

– Как сложилась ваша профессиональная судьба?

– С 2001-го по 2011 год работал в ДПС ГАИ Смоленска, с 2011 года перевелся в службу участковых Смоленского района. Мой участок находился в Стабенском сельском поселении. Затем в качестве ставшего участкового я курировал Печерское поселение, в 2019 году стал начальником ОУУП и ПДН ОМВД России по Смоленскому району. Всего в моем подчинении 16 участковых.

– Что главное в работе участковых? На мой взгляд, это умение контактировать с людьми…

– Вы правы, это общение с людьми разного возраста, статуса и взглядов. Участковый должен быть универсальным солдатом: не только юридически подкованным специалистом, но и отчасти психологом. Отмечу, что по долгу службы приходится общаться с лицами, которые стоят на профилактическом учете, эти граждане – на особом контроле.

Профилактической работе на разных фронтах уделяется повышенное внимание, особенно сейчас, когда фиксируется множество сообщений об интернет-мошенничествах и попытках их совершения. Мы доводим до граждан информацию о видах мошенничества, о том, что не стоит переводить денежные средства на чужие счета, обнародовать данные своей карты, доверять лжесотрудникам безопасности банков и продавцам с популярных сайтов объявлений.

Кстати, мошенничества и раньше были, когда я работал участковым. Правда, тогда они носили другой характер. В основном злоумышленники звонили на стационарные телефоны и сообщали о том, что их родственник якобы попал в ДТП, а чтобы вызволить его из беды, дескать, нужно передать деньги сотрудникам полиции. Конечно же, это было неправдой, но люди передавали, даже порой не догадываясь связаться с родственником.

Операция «задержание»

— Были ли нештатные ситуации в Вашей работе?

— В 2013 году мною было раскрыто тяжкое убийство, совершенное в деревне Покорное. Ко мне поступила оперативная информация о том, что у ранее судимого гражданина по месту жительства собиралась компания, один из участников которой пропал и два дня не выходил на связь. Мы с напарником выехали на место, зашли в частный дом. Бросилось в глаза, что на стенах виднелись следы крови, при этом пол был замыт. Мы вышли на приусадебный участок, где увидели сидевшую на корточках женщину, а рядом – хозяина дома, копавшего яму. Примерно в пяти метрах лежал прикрытый ветками труп. Подозреваемого мы оперативно задержали, надев на него наручники.

Также во время службы я задержал еще одного подозреваемого в убийстве. Дело было во время Пасхи. Мы со старшим оперуполномоченным были направлены к одному из кладбищ для обеспечения общественного порядка. Во время обхода территории увидели подозрительного человека. Мужчина в состоянии опьянения был за рулем. При досмотре в присутствии понятых в багажнике машины обнаружили охотничье ружье и боеприпасы, о происхождении которых водитель не смог сказать ничего вразумительного. Как выяснилось, задержанный в соседнем районе застрелил своего отца.

– Получается , везение тоже важно в работе полицейского? И, в частности, участкового?

– Знаете, говорят, везет тем, кто везет… Главное, повторюсь, это выстроить общение с людьми, без этого не будет ценной информации, причем необходим личный контакт, поэтому так важно досконально знать свой участок. Участковый в течение года должен обойти всё свое поселение, дойти до каждого дома и квартиры.

Участковый слушает!

– Как изменилась работа участкового, условия работы за прошедшие годы?

– Сейчас у каждого есть свой рабочий мобильный телефон с выходом в интернет (раньше такого не было, нередко пользовались личными телефонами или держали связь через дежурную часть). Также каждый участковый имеет служебный транспорт – «УАЗ» или «Ниву». Отмечу, что несколько новых машин мы получили как в прошлом, так и в этом году.

Руководство УМВД России по Смоленской области делает всё возможное для обеспечения комфортной работы службы участковых. У каждого есть рабочий планшет с паспортом административного участка, к телефону подключены специальные приложения, что дает возможность проверить любого гражданина по всем базам данных прямо на месте. В каждом опорном пункте есть компьютер. На территории района имеется шесть таких пунктов, в настоящее время обсуждается вопрос об открытии еще одного – седьмого.

– А как с кадрами?

– Вакантными остаются всего три должности. Мы работаем в этом направлении, активно взаимодействуем с военкоматом – через него налаживаем связь с молодыми ребятами, которые вернулись из армии и зарекомендовали себя с лучшей стороны. В последнее время к нам активно приходит молодежь – за два неполных года в коллектив влились четыре стажера, пятый в настоящее время проходит учебу в учебном центре МВД и скоро станет дипломированным полицейским.

– С каким настроем приходит молодежь?

-У них более современные взгляды, другая мотивация, но они понимают, что такое служба в полиции (они же принимали присягу, будучи призванными в ряды Российской армии), что это большая ответственность на всю жизнь и необходимость четко следовать букве закона. Мы объясняем особенности нашей работы, рассказываем, как общаться с бывшими осужденными и стоящими на профучете гражданами, и предупреждаем, что работа не из легких, но мы уверены – у них всё получится.

– Какие ограничения в работу участковых внесла пандемия?

– Мы также работаем с обращениями граждан, участковые совершают подворные обходы, но делают это с использованием средств индивидуальной защиты. Однако приемы граждан отменены, массовые мероприятия, в которых мы принимали участие, также не проводятся.

Но в опорных пунктах полиции и в зданиях сельских администраций вывешены контакты участковых. Нередко поступают и мне звонки. В основном из Стабенского сельского поселения, где я работал. Как правило, люди сообщают о бытовых конфликтах, о дебоширах, о попытках мошеннических действий. Все сообщения фиксируются и по каждому проводятся проверка.

– Не кажется ли вам, что люди стали менее доверчивыми к представителям правоохранительных органов?

– Есть граждане, которые избегают общения и руководствуются позицией: у меня ничего не случилось, поэтому я не буду разговаривать. Поэтому участковому и надо быть хорошим психологом. Как научиться? Это приходит с опытом, со временем. Еще замечаю, что гораздо более общительны и открыты сельские жители, а вот молодежь с 18 до 23 лет нередко настроена более негативно. Нои с такими молодыми людьми важно и нужно работать.

– Я в начала разговора спрашивала вас про праздники. День полиции дома отмечаете?

– Для нас это еще один любимый семейный праздник. Не только День полиции 10 ноября, но и День участкового, и День ГАИ. Считаю, что это праздник и для сотрудников в погонах, и для членов их семей. Принимает поздравления мой отец, моя супруга и дочери (у меня их три) поздравляют меня.

– Девчонки не хотят пойти по вашим стопам?

– Даже сами расспрашивают, что у меня на работе произошло интересного, довелось ли мне сегодня поймать жулика (улыбается). А когда мы идем за руку с младшей дочкой (ей 6 лет), она обращает мое внимание на нетрезвых граждан. Отмечу, что старшие дочери проявляют интерес к профессии полицейского, и, если они сделают выбор в ее пользу, – безусловно, поддержу.

Олеся ТОМАШОВА