Молочный рассвет кооператива «Фермерский»

Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «Фермерский» базируется в деревне Ковши Смоленского района, а не так давно – тринадцать лет назад – кооператив пришел на заводскую окраину Смоленска, в промзону на улице Индустриальной, где огромная территория хранила следы промышленной деятельности – какие-то ангары, заброшенные строения, с намерением организовать здесь, на небольшом участке этой земли, сначала сбор, а потом и переработку молока.

smart

– Когда мы выкупали этот участок земли в промзоне, здесь было практически голое поле. Вот выкупили, вложились. В итоге построили цех по переработке молока, административные помещения, где мы сейчас находимся, – рассказывает председатель кооператива «Фермерский» Лариса Новикова.

Лариса Евгеньевна не сразу стала председателем кооператива, но, как сама рассказывает, практически вся ее трудовая жизнь была связана с молочной промышленностью.

– Я очень долго работала на крупнейшем смоленском молочном комбинате «Роса». Я туда пришла сразу после окончания школы и закончила там трудиться в должности главного бухгалтера. Помню, как начиналось производство глазированных творожных сырочков, наблюдала, как варили творог. То есть молочная переработка для меня уже давно стала знакомым производством. И мне это очень близко – у меня вся жизнь на молочном производстве прошла, – вспоминает Лариса Евгеньевна.

Кооператив «Фермерский» не сразу стал молокоперерабатывающим. Изначально молоко только собирали у хозяйств Смоленской области и занимались его реализацией существовавшим на тот момент переработчикам. А потом, отработав несколько лет, в кооперативе решили, что неплохо было бы открыть свою переработку. К этому времени уже была отработана логистика сбора молока.

Сейчас кооператив «Фермерский» сотрудничает с сельхозтоваропроизводителями не только из Смоленского района, но практически со всей области – из Монастырщинского, Краснинского, Велижского, Сафоновского, Ельнинского и других районов.

– Судя по географии – ездить приходится далеко…

– У нас довольно большой автотранспортный парк, и в силу того, что мы давно этим занимаемся, уже выстроенная логистика. Есть диспетчер, который принимает заявки на сбор молока и составляет маршруты. Это и позволяет собирать молоко практически со всего нашего региона.

– А качество принимаемого от сельхозтоваропроизводителей молока?

– У нас цельномолочное производство, и мы можем переработать любое молоко. Может, для производства сыра нужная какая-то особая свертываемость молока, у нас таких требований нет, поэтому диапазон по качеству у нас очень широкий.

– Качество молока и по жирам, и по белкам очень хорошее, – вступает в разговор главный технолог предприятия Евгения Матюшина. – Молоко из машин по трубам перекачивается в емкости, которые находятся в цеху. Здесь осуществляется первичный контроль, а еще одна лаборатория уже на выходе проверяет качество готовой продукции.

Непосредственно на предприятии осуществляется централизованная проверка сырого молока на химический и жиро-кислотный состав.

– То есть мы проводим контроль качества согласно требованиям технического регламента, – поясняет Евгения Витальевна.

И, по словам главного технолога, по ветеринарным показателям отказывать в приемке молочного сырья не приходится. Но есть очень важный для переработчиков показатель качества – кислотность.

– Бывает, что повышенная кислотность случается, но это очень редко. С антибиотиками в молоке тоже напряжения нет. В хозяйствах стараются отделять от дойного стада коров, которым прокололи антибиотики, – поясняет Евгения Витальевна.

Ассортимент для молодого молокоперерабатывающего предприятия вполне стандартный: пастеризованное цельное молоко, кефир, сметана, творог, масло.

– Самое простое в производстве – это пастеризованное молоко. Здесь необходимо провести пастеризацию, нормализовать по массовой доле жира и расфасовать, – рассказывает главный технолог предприятия Евгения Матюшина. – Гораздо больше времени уходит на производство кисломолочных продуктов, таких, как творог, сметана, кефир. Допустим, набрали молоко в емкость для приготовления творога, нормализовали его по массовой доле жира, внесли закваску. Но к производству непосредственно творога можно будет приступить только на следующее утро, а фасовать уже готовый продукт мы будет только на следующий день. Итого, на производство творога уходит трое суток. Чтобы произвести кефир или сметану, закваску нужно вносить с вечера, и требуется не менее двенадцати часов, чтобы получить необходимую консистенцию. Следовательно, фасовать будем только на следующий день. Сложность производства кисломолочных продуктов – в растянутом во времени процессе.

– Каково качество собственной продукции кооператива «Фермерский» на выходе с предприятия?

– Продукция кооператива в торговлю поступает под маркой «Наше утро», и, с точки зрения производственного контроля качества, она вполне отвечает всем нормам и требованиям, – отвечает председатель кооператива «Фермерский» Лариса Новикова. – Но могу сказать от себя, не для рекламы: у меня дочка, и мне очень хочется, чтобы она пила хорошее, качественное, вкусное смоленское молоко. Ребенок у меня действительно ценитель и любитель молочной продукции!..

– Лариса Евгеньевна, нередко приходится слышать от сельхозтоваропроизводителей, что переработчики их обирают, не дают реальную цену, но и конечные потребители недовольны ценой, по которой в розничной торговле реализуется сельскохозяйственная продукция. Получается, что переработчики наживаются и на производителях, и на потребителях. Насколько это верно?

– На мой взгляд, это совершенно неверно, хотя в ценообразовании будет извечный конфликт, когда и производителям, и потребителям кажется, что их кто-то где-то обманывает. Я понимаю и тех, и других – всем нелегко смириться с существующими ценами. Но мы все зависим друг от друга, и если звено производитель – переработчик – потребитель в каком-то месте будет нарушено, то цепочка порвется.

Что касается цены закупки для производителя, то в общих чертах она складывается из транспортного «плеча» (расстояние от фермы до места переработки) и от количества закупаемого молока. Если ехать за молоком за 250 километров или закупать его в Смоленском районе, то за вычетом транспортных издержек цена во втором случае для производителя будет выше.

Цена для покупателя формируется из производственных издержек. Так, например, пустой пакет для фасовки молока или кефира стоит 2 рубля 30 копеек. И от этих расходов никуда не уйти – ни одна торговая точка не возьмет нашу продукцию на реализацию без упаковки.

В итоге цена конечной продукции складывается из расходов на доставку молока на переработку и самой переработки и фасовки. А задирать цены у переработчиков, в том числе и у нас, нет возможности: на рынке представлен широкий ассортимент молочной продукции от разных производителей, и все заинтересованы в его скорейшем сбыте.

– Кооператив «Фермерский», по существу, молодое предприятие и только-только выходит на рынок, какими вы видите дальнейшие перспективы?

– У нас еще пока небольшие объемы переработки – за одну смену (восьмичасовой рабочий день) мы перерабатываем порядка 20 тонн молока. Для понимания конечных объемов: на выходе это, например, те же 20 тонн молока, но уже пастеризованного, или 2–3 тонны творога. Но пока мы не вошли в федеральные торговые сети, нас эти объемы вполне устраивают. В перспективе, и мы сейчас проводим для этого определенную работу, мы хотим выйти не только в розничную сеть отдельных магазинов Смоленска, но войти в федеральные торговые сети, поставлять свою продукцию помимо Смоленской области в Москву и Санкт-Петербург. Тогда планируем развернуть производство до двух или даже трех смен и перерабатывать 40–60 тонн молока в сутки.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ