95-летний юбилей отметила Мария Романовна Шекун

С каждым днем приход весны всё ощутимее. Ее приметы и в синеве небес, и в таянье снега, и в птичьих голосах. Любит это время Мария Романовна Шекун, жительница деревни Сипачи. Ей, несмотря на почтенный возраст, трудно усидеть дома, руки просят настоящей работы. В такую же пору 95 лет назад Марии Шекун (в девичестве Тимофеевой) суждено было прийти в этот мир.

В день ее рождения в гости к юбилярше приехали представители районной и местной администраций. Поздравительный адрес и теплые пожелания от имени Главы Смоленского района Ольги Павлюченковой Марии Романовне, а также персональное поздравление Президента Российской Федерации В.В. Путина передала заместитель Главы муниципального образования Анна Криворот. Добрые слова и памятный подарок преподнесла своей заслуженной землячке глава Гнездовского сельского поселения Елена Соловьева. Все желали имениннице здравия, хорошего самочувствия, любви и заботы близких.

В том, что Мария Романовна окружена вниманием, мы смогли убедиться лично при встрече. Очень приятно было стать свидетелями теплых поздравлений старейшины своего рода от детей, внуков и правнуков Владислава и Настеньки, которые искренне поздравили родного человека с замечательной датой.

Один парень, семь девчат

Мария Романовна родилась 10 марта 1926 года в деревне Русилово в многодетной семье. Было у нее шесть сестер да один брат. Там прошло ее довоенное детство, которое пусть было не безоблачным, но по-своему счастливым. В деревне мало кто тогда жил зажиточно, но впереди всё-таки виделась новая, светлая жизнь. Но, увы, то, что довелось пережить тому поколению, даже представить трудно.

Одиннадцатилетняя Маша училась в школе, дома уже смело подставляла свое неокрепшее плечо матери, помогая в нехитрых домашних хлопотах, да и на колхозных работах была у нее в подручных. Но всё перевернулось летом 1941-го, когда прозвучало страшное слово «война».

– Деревня сразу осиротела: ушли на фронт мужчины, – вспоминает она. – Отца не призвали по возрасту, но вскоре он ушел из жизни – в ту пору свирепствовал тиф. Осталось у нас в доме «бабское царство»: мама, да мы, дети, самой малой – четыре года, да из мужчин – один брат.

Выживали Тимофеевы как могли. Как и все в ту пору жили тем, что удавалось вырастить в огороде, собрать в лесу да от немцев спрятать. А те частенько наведывались, чтобы поживиться провиантом. Тяготы оккупации, голод, холод, непосильный труд – всё довелось пережить нашей землячке.

Потери потерь

В 1943 году пришло на родную землю освобождение, и пусть еще долго пришлось залечивать земле раны, оставленные войной, но душевные, как оказалось, не стерлись из памяти и не стали легче.

Тот страшный для всей их семьи день Мария Романовна помнит до сих пор.

– Дети из нашей и соседней деревень погнали пасти коров, – утирает она слезы. – Отступая, немцы оставляли снаряды, минировали дороги. На одну из них они и наткнулись. От взрыва гранаты погибли сразу семь человек, и среди них мои пятнадцатилетняя сестра и брат одиннадцати лет. Так два гроба и стояли в нашей хате…

В трудах

После освобождения стали восстанавливать Смоленск. Подростки со стариками работали на вырезке леса и отвозили его в областной центр. Уезжали на подводах и по две недели жили на квартирах. Вместе с другими без устали трудилась и Мария.

Перед войной девушка окончила 7 классов. В 1943 году в Русилове открыли агрономическую школу, и уже через год она получила диплом агронома.

– Учились мы по книжкам, хотя вся работа и без того была с детства знакома, – рассуждает она. – Поработала я немного, до 1948 года. А тут старшая сестра Катя уехала с мужем в Калугу. Мама и говорит: «Знаешь что, бросай свою агрономию, приходи ко мне в колхоз. Некому сена накосить, сестры-то младшие». И пошла я матери помогать.

Трудилась Мария Романовна телятницей. Дома держала коров, свиней, овец. Растила сына.

В 1954 году за отличную работу ее отправили в Москву на сельскохозяйственную выставку ВДНХ, где она получила медаль.

И свет померк

В 60-е годы в населенные пункты Смоленщины стали проводить электричество. 15 июля свет должен был прийти и в дом Шекунов. Тот день, который должен был стать светлым и радостным, пеленой слез закрыл глаза моей собеседницы, отняв у нее самое дорогое в жизни. Те события шестидесятилетней давности она и сегодня готова восстановить буквально по минутам.

– Вместе с нами жила моя мама, – говорит Мария Романовна. – Накануне из Минска в гости приехала дочь одной из моих сестер, Ира, шести лет. Мама говорит: «Сходи в магазин, сегодня в 6 часов будут свет давать, а у нас и лампочек нет. А я пойду картошку окучивать». Купила я лампочки, положила их на стол и вышла из дома. Смотрю, Ира стоит около столба и плачет, а на земле лежит мама… убитая… А рядом с ней Коля, мой пятилетний сын. Согнулась я, чтобы Колю на руки взять, и сама под ток попала, долго меня трясло, еще и до сих пор шрам на щеке виден.

Около месяца провела Мария в больнице, не зная, что самых близких уже нет. Всё это время родные оберегали ее от удара, который еще предстояло пережить. Сестра Вера и муж Степан сказали, будто бы мама и Коля уехали в Минск. Правда открылась только после приезда домой.

Разве есть слова, что способны передать горе матери, потерявшей ребенка, как и отчаяние дочери, лишившейся матери. Мы не будем их искать. А только боль тех далеких, но от этого не менее горьких потерь с Марией Романовной до сих пор.

Вот так дважды судьба испытывала смолянку. «Два раза у нас по два гроба стояло – в 1943-м, когда схоронила сестру с братом, и в 1960-м, когда я потеряла сына и маму», – делится воспоминаниями долгожительница.

На новом месте

Не смогла Мария Шекун справиться с потерями, боялась находиться в своей хате: была семья – и вдруг не стало… А тут в соседней деревне знакомые купили дом. Вслед за ними в конце октября переехали в Сипачи и Шекуны.

Всю свою жизнь наша героиня честно трудилась там, где требовались работящие руки. Вырастила двоих сыновей, дождалась внуков и правнуков.

Она самостоятельно справляется с домашними делами, топит печь, занимается огородом. Каждый день созванивается с младшей сестрой, что живет в Смоленске.

Глядя на Марию Романовну, невольно подумалось, что судьба, отняв у нее многое, немало и оставила. Это и здравый ум, и возможность оставаться бодрой и самостоятельной, и, конечно же, дружная семья.

Мы от всей души поздравляем Марию Романовну с юбилеем и желаем побольше светлых дней и радостных минут в кругу близких и родных!

Елена ТРУФАНОВА