Да, пусть Смоленщина не славится большими озерами, такими как Байкал или Ладожское, у нас нет выхода к морю, но местные жители и приезжие всё равно стремятся к водным объектам, выбирая их в качестве мест отдыха. И, к сожалению, такое времяпрепровождение не всегда обходится без происшествий.

Максим Шорохов

Права и обязанности капитанов

– С начала года на территории Смоленской области уже утонули три человека, – рассказывает старший государственный инспектор по маломерным судам – руководитель группы патрульной службы Максим Шорохов. – Причем, зима – не самый популярный сезон для посещения водных объектов. Отмечу, что, несмотря на отсутствие крупных водоемов, у нас есть и суда, и их владельцы. Безопасность судовождения и контроль за плавсредствами осуществляет ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). Мы также в рамках своей компетенции оказываем на водных объектах помощь в поиске и спасении людей.

– Что такое маломерное судно?

– Маломерное судно – это плавсредство длиной до 20 метров. Маломерные суда делятся на те, которые подлежат регистрации, и те, которые не нужно регистрировать. К первым относят суда, вес которых превышает 200 кг и (или) на судне установлен мотор мощностью свыше восьми киловатт (10,88 лошадиных сил). Вес определяется регламентом ГОСТа. Например, известная лодка еще советского производства «Прогресс 2М». Она весит 205 кг и, следовательно, в обязательном порядке подлежит регистрации и занесению в Реестр маломерных судов РФ. После регистрации плавсредство получает право хождения под государственным флагом России.

– Регистрация маломерного судна – это примерно такая же процедура, как регистрация автомобиля?

– Да. Только делается это не в ГИБДД, а в ГИМС. После регистрации судну присваивается идентификационный номер, который владелец наносит на нос судна с двух сторон.

Ширина, высота и пробелы между знаками устанавливаются ГОСТом. Идентификационный номер имеет одиннадцать буквенных и цифровых символов. Например, АА 0002 RUS 67. Как и на автомобилях, на номерах маломерных судов указывается номер региона, где плавсредство зарегистрировано.

– Человек, который водит маломерное судно, должен иметь специальное удостоверение?

– Да. Но при этом существуют категории маломерных судов – моторное судно, судно с парусом и гидроцикл. Как и при обучении управлению автотранспортом, есть специальные организации, которые обучают вождению маломерных судов. На территории Смоленской области таких организаций четыре – в Гагаринском районе, Смоленске и Десногорске.

МЧС определило, в каком субъекте Федерации судовладелец может сдать на ту или иную категорию. В Смоленской области не принимают экзамены по вождению маломерных судов, оснащенных парусом.

После окончания обучения судоводители подают документы в ГИМС и сдают экзамены, которые проходят с апреля по ноябрь раз в неделю. Экзамен, как и при сдаче на автомобильные права, делится на две части – теоретическую и практическую. На теоретической части аттестуемый отвечает на вопросы билетов. Если первый экзамен сдан успешно, человек допускается к экзамену по вождению. Он проходит на водоеме, где оборудована специальная зона с буйками и воротами.

– И на вождение лодки без мотора тоже нужно сдавать на права?

– Если ее вес менее 200 кг и она, следовательно, не подлежит регистрации, то на права сдавать не нужно. Но на право вождения любого маломерного судна, которое подлежит регистрации, в обязательном порядке нужно получить удостоверение.

– Если человек на свою лодку навесит мотор, необходимо ее регистрировать?

– Любая надувная лодка весит 50–60 килограммов, и ей регистрация не нужна. И даже если владелец установит на нее мотор мощностью менее 8 киловатт (10,88 лошадиных сил), то и в этом случае регистрация не нужна. А вот если мощность двигатели превысит 8 киловатт, то уже необходима регистрация такого маломерного судна и получение удостоверения на право его вождения.

Штрафные санкции

– Максим Владимирович, а если судовладелец вышел на своей лодке на акваторию, не имея регистрации и удостоверения, что его ждет?

– Ответственность за нарушения правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, определяется статьей 11.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, за управление незарегистрированным маломерным судном владельца ждет штраф в размере от 15 до 20 тысяч рублей. Судно изымается и передается на специальную штрафную стоянку, и забрать его владелец может только после устранения причины задержания.

Если судно зарегистрировано, но имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, например, судоводитель забыл спасательный жилет, штраф опять-таки составит от 15 до 20 тысяч рублей.

Если судно зарегистрировано в установленном порядке, но не прошло техническое освидетельствование, которое проводится раз в 5 лет, или на нем не читается идентификационный номер, то владельца такого плавсредства могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Если гражданин не имеет удостоверения на право вождения, то тут могут быть два варианта развития событий. Если человек просто забыл его дома (а мы по нашей базе можем проверить), то судоводитель может быть наказан предупреждением или штрафом в 100 рублей. Если же у человека нет удостоверения на право вождения, штраф составляет уже от 10 до 15 тысяч рублей. За передачу права управления другому лицу оба наказываются штрафом от 10 до 15 тысяч рублей каждый. Но в любом случае судно задерживается и помещается на штрафстоянку. На сегодняшний день в регионе она одна – в Вязьме.

– И сотрудники ГИМС из Смоленского района и других районов области доставляют туда маломерные суда?

– Нет, конечно. Это делают работники штрафстоянки.

– Как много на водоемах Смоленского района маломерных судов?

– Довольно много. По Днепру очень любят ходить рыбаки на маломерных судах, бывают там и гидроциклисты, когда их с Ольшанских карьеров или с озера Пенеснарь «разгоним». Вообще водители гидроциклов, поскольку не желают ставить свои плавсредства на учет, постоянно скрываются, прячутся, бывают даже случаи, когда пытаются нас чуть ли не переехать, чтобы не быть привлеченными к административной ответственности.

– И часто приходится задерживать тех, кто нарушает правила пользования маломерными судами?

– За прошлый год второй патрульной группой, руководителем которой я являюсь, было составлено 62 административных протокола на общую сумму 320 тысяч рублей.

– Нарушители – это чаще всего рыбаки-охотники или просто любители отдыха на воде?

– Нарушители делятся на несколько категорий. К первой мы относим так называемых хулиганов, которые летом, когда тепло и солнечно, выезжают на водные объекты, чтобы покататься на «ватрушках», водных лыжах или просто полежать в лодке.

Другая группа нарушителей – это рыбаки, которые с началом разрешения добычи водных биоресурсов (а сезон в Смоленской области обычно открывается с 16 июня, только в Десногорске раньше) стремятся на реки и озера. Причем зачастую забыв документы, не обновив идентификационный номер, который за зиму или отвалился, или стерся, и не успев пройти техосмотр.

К третьей группе нарушителей тоже относятся рыбаки, которые перед самым ледоставом пытаются «ухватить» последнюю рыбу.

Но, как правило, люди подходят к вопросу использования маломерных судов более ответственно, у них всё в порядке с документами, с судном, сами они и их пассажиры в спасательных жилетах. И с такими гражданами приятно общаться.

Летом и зимой

– Максим Владимирович, внутри Смоленского района находится областной центр. Кого среди нарушителей больше – жителей района или горожан?

– Конечно, жителей областного центра. На десять нарушителей, которых мы задерживаем, пожалуй, только один является жителем Смоленского района. Жители района в основном пользуются лодками, вес которых не достигает 200 кг, и оборудованы они моторами до 10 лошадиных сил. Такие суда не подлежат регистрации, единственное требование к судоводителям – соблюдение мер безопасности: наличие спасательных жилетов, средств спасения, это может быть конец Александрова – тонкий шнур с петлей и с двумя поплавками ярко-оранжевого цвета, может быть обычная веревка или спасательный линь.

– Люди ездят на реки и озера не только на рыбалку, но и просто отдыхать…

– У нас люди, к сожалению, отдыхают и купаются там, где хотят, а не там, где безопасно и разрешено это делать. Если говорить о Смоленском районе, то здесь нет ни одного массового места отдыха на водных объектах. То есть пляжей, которые прошли регистрацию, технически освидетельствованы, где соблюдены все нормы безопасности, где водолазы обследовали дно на предмет всяких коряг и прочих опасных предметов.

– Максим Владимирович, сейчас погода весьма неустойчива – днем положительная температура, ночью отрицательная. Сдерживает ли это людей не выходить на лед?

– Отнюдь. Даже когда лед существенно тончает, любители рыбалки надевают лыжи и в таком виде выходят на промысел. Хотя многим известно: если цвет льда зеленый, желтый или коричневый, это значит, что лед уже сильно подтаял и лучше оставаться на берегу и не подвергать себя смертельному риску.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ.

Фото: ГУ МЧС по Смоленской области