30 октября в России отметили профессиональный праздник спортивные педагоги – тренеры.

Знакомьтесь. Тренеры Иван Степкин и Андрей Новиков. В спортивном клубе «Печерск» они учат детей играть в футбол. У Ивана три детские группы, в которых занимаются ребята 2009, 2010 и 2011 годов рождения. У Андрея – совсем малыши, от пяти-шестилетнего возраста до восьми-девяти лет.

Иван Степкин

Да и сами тренеры еще совсем молодые: Иван учится на последнем курсе Смоленской физакадемии, а Андрей пока только на третьем курсе этого же вуза.

Между игрой и учебой

Практически каждый человек в детстве занимался каким-либо видом спорта: кто-то шахматами, кто-то теннисом, кто-то играл в хоккей. Иван Степкин в шесть лет пришел в спортивный клуб «Печерск» учиться играть в футбол. У большинства вместе с детством проходит и увлечение спортом. Но у Ивана не прошло. Правда, теперь он не только сам выступает за СК «Печерск», но и учит футболу.

– Иван, дети есть дети, и учиться они не очень любят. Одно дело, когда можно в свое удовольствие попинать мячик во дворе, и другое дело – здесь в клубе, когда их заставляют учиться игре…

По словам молодого тренера, на первом этапе, когда дети только приходят, с ними сложно контактировать. Но в течение довольно непродолжительного времени они начинают понимать, что в клуб приходят не просто играть, а именно учиться, тогда и отношение к занятиям становится серьезным.

– По характеру твои воспитанники – бойцы или футбол для них всего лишь способ весело провести свободное время?

– Не скажу, что все из них именно бойцы. Но большинство детей ответственно подходят к тренировкам, и уже на матчах, в соперничестве с игроками из других команд они стремятся победить. Хотя, конечно, есть дети, которые занимаются футболом просто как спортом, что называется, для укрепления здоровья и не отдаются полностью игре.

– В обычной общеобразовательной школе бывает так, что дети не слушают учителя, не выполняют его заданий, а порой и просто балуются на уроках. У тебя такое бывает?

– Не припомню, чтобы такое было ни во время тренировок, ни во время игр. Как правило, дети тренера слушаются. Правда, восьми-девятилетние ребята не всегда видят разницу между тренировкой как уроком и просто игрой. И бывает, что ведут себя соответствующим образом. Но это быстро проходит. И они начинают понимать, что к тренировке нужно подходить серьезно. Это не просто игра, а занятие, во время которого они должны усвоить определенные навыки.

Андрей Новиков

Без синяков не обойтись

Андрей Новиков работает тренером в спортивном клубе «Печерск» с января 2020 года. До этого он профессионально играл в футбол.

– Андрей, почему решил стать тренером?

– Мне понравилась сама идея – передавать свой опыт тем, кто еще только входит в жизнь, начинает играть, смотреть, как ребята развиваются в спортивном плане, и кто-то из них может в итоге заиграть на высоком профессиональном уровне.

– Андрей, у тебя в группе совсем малыши, которым еще по пять, по шесть лет. Они пока еще в том возрасте, когда им просто хочется играть. И что ты им можешь объяснить, чему научить?

– Это неверное представление, что ребенок в этом возрасте еще не готов к восприятию того, что ему говорит тренер. Как раз в пяти-шестилетнем возрасте лучше всего можно заложить технику правильного выполнения передач, удара по воротам. А уже когда они будут становиться старше – развивать физические качества и совершенствовать технику в целом. В принципе, возраст здесь ни при чем, у нас в клубе дети получают всестороннее развитие, и если ребенок хочет заниматься футболом, то почему его нужно в этом ограничивать?..

Бывает, конечно, что дети на тренировках балуются. Но они ведь еще маленькие и не всегда готовы к тому, чтобы воспринимать тренировку как-то серьезно. Для них пока это еще всё-таки именно игра. Разумеется, они пришли учиться, и они учатся, а когда начинают баловаться, то есть тренер, который это прекратит.

– Футбол – контактный вид спорта, который может причинить боль. Дети могут набить синяки и даже получить травмы. Ребята к этому готовы или они еще так жестко, как взрослые, не играют?

– Действительно, дети еще так жестко не играют. И если проявляют что-то похожее на жесткость взрослых игр, то делают это не сознательно, а только на эмоциях. Но это относится к ребятам, которые учатся в первом-втором классах общеобразовательной школы и уже понимают, для чего они вышли на поле: они хотят забивать голы, они хотят выигрывать. Здесь проявляется азарт, выплеск эмоций, поэтому они могут разозлиться и играть жестко. Но у них еще нет той силы, с которой можно нанести действительно серьезную травму.

– А от боли они не ломаются, не появляется страх соперника или мяча?

– Как правило, нет. Бывает, конечно, что во время игры кто-то из ребят получит удар и заплачет от боли, но всё равно остается на поле и помогает своей команде добиваться победы. Но без этого никуда, потому что футбола без боли не бывает. А если игрок вышел на поле – он должен бороться несмотря ни на что.

– А родители как относятся к тому, что их ребенок с тренировки может прийти в синяках?

– Родители уже потенциально понимают, что футбол – это контактный вид спорта, и без синяков, а то и без травм здесь не обойтись. Мы, тренеры, всё это предварительно объясняем. Но, по большей части, ни самих детей, ни их родителей это не отпугивает.

– Папы и мамы часто интересуются успехами своих отпрысков?

– Да. Бывает, что не только на матчи приходят, а и на тренировках сидит много родителей и наблюдают, как я работаю с их детьми.

– Тебе не мешает такое пристальное внимание?

– Сам был ребенком и знаю, как это ободряет, когда родители приходят на тренировки. С одной стороны, это, конечно, поддержка. А с другой – довольно серьезное отвлечение как для игрока, так и для тренера. Бывает, что родители сами начинают слишком эмоционально воспринимать происходящее на поле, кричат так, что дети не слышат тренера. Тогда приходится призывать взрослых к порядку, просить, чтобы вели себя потише, не мешали тренеру вести занятие и не отвлекали игроков. Как правило, родители относятся к этому с пониманием.

– То есть родители ведут себя, как болельщики во время настоящего футбольного матча?

– Совершенно верно. Но я считаю, что, несмотря на такой минус, как отвлечение во время тренировки, самим детям такая поддержка нужна. Они видят, что мамы и папы не равнодушны к тому, чем они занимаются, а, напротив, их ценят, любят, уважают. И это, на мой взгляд, очень важный воспитательный момент.

– Андрей, далеко не все твои воспитанники станут профессиональными футболистами, а может, из тех, кого ты тренируешь сейчас, вообще никто не выберет спортивную карьеру. Ты это понимаешь?

– Я прекрасно осознаю, что большинство из моих учеников не станут профессиональными футболистами.

– Так зачем им в таком случае футбол?

– Не будем забывать, что занятия физической культурой сами по себе укрепляют здоровье. Но, если отвлечься от расхожего утверждения, а говорить именно об этом виде спорта, то, намой взгляд, люди, которые познакомились во время игры в футбол, тренировок, будут дружить всю жизнь. И это очень важно. Мы в клубе, помимо обучения секретам нападения и защиты, воспитываем просто хороших людей с развитым чувством товарищества, отзывчивости и взаимопомощи. Мы только рады, когда ребята разных возрастов общаются между собой. Да, действительно, когда-то они покинут клуб, футбол станет для них просто увлечением, но друзья, с которыми они здесь познакомились, останутся с ними на всю жизнь. А это не так уж и мало…

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ