Особая закалка и любовь к жизни отличает тех, кому суждено было появиться на свет в первой половине прошлого века. Пережив войны, голод и холод, проводив в мир иной родных и близких, эти люди и сегодня являют собой пример стойкости и выносливости, уча всех нас не сгибаться перед превратностями судьбы. И одна из них – жительница деревни Вязгино Нина Аверьяновна Жевлакова.

Недавно героиня нашей публикации отметила свой 90-й день рождения. В детстве, которое выпало на суровую пору, ни сама долгожительница, ни ее ровесники не отмечали праздников. Это теперь труженики тыла, ветераны и дети войны получают самые теплые поздравления и подарки от местных и районных властей, работников культуры. Знают и помнят о них и на самом высоком уровне: письма от Президента РФ Владимира Путина с благодарностью передают нашим старожилам главы сельских администраций.

Такие встречи – еще один повод пообщаться со стариками и послушать истории их жизни, каждая из которых уникальна.

Уроки выживания

Родилась Нина Голубева (девичья фамилия моей героини) в деревне Борисовщина Касплянского района. В семье подрастали четверо детей. Помнит она, как из тряпок девочки мастерили себе кукол, как босиком, а в холодную пору в обувке, напоминающей тапки, ходили в школу. Отец – офицер – служил в армии, мать была домохозяйкой.

В первые дни войны глава семейства ушел на фронт, а матери с малолетними детьми предстояло остаться на оккупированной врагом территории и пережить многое из того, о чем позже напишут сотни книг и снимут кинофильмы.

Касплянский край в годы войны славился партизанским движением. Подрывная деятельность партизан наносила противнику ощутимый урон, но она же направляла ненависть врага и в сторону мирного населения.

– Бывало, поймают партизан и в острастку нам повесят у всех на виду: мол, смотрите и бойтесь, – вздыхает Нина Аверьяновна. – И боялись, и на печке прятались, и в сарае. А как-то в лесу пришлось отсиживаться под деревней Жуково, только бы выжить…

В ту пору горе было у каждого свое. Пережили Голубевы и личную трагедию: умер от дизентерии брат Нины.

Немцы ходили по дворам, требуя «яйки», «млеко», и женщины, сами голодные, готовы были отдать последнее, лишь бы уберечь от расправы детей.

Отступая, фашисты дотла сожгли соседнюю деревню, заподозрив ее жителей в связи с партизанами.

Мирная жизнь

После войны отец Нины Аверьян Федотович работал председателем колхоза в деревне Магалинщина, председателем сельсовета, инструктором райкома. Добившись, как бы сейчас сказали, карьерного роста, он и детей нацеливал на получение образования.

Нина окончила семь классов школы, что по тем меркам было не так уж и мало. Работала счетоводом в сельсовете, кассиром, специалистом по кадрам.

На малой родине нашла она и женское счастье. Познакомившись на танцах с Михаилом Дмитриевичем, вскоре сыграли сельскую свадьбу. Прожили Жевлаковы в браке 49 лет, вырастили двоих детей.

В настоящее время у самой старшей представительницы рода Голубевых трое взрослых внуков и трое правнуков.

Сегодня о Нине Аверьяновне заботится дочь Любовь Михайловна. Несмотря на преклонный возраст, пожилой женщине очень трудно усидеть без дела, хочется и во дворе что-то поделать, и цыпляток покормить. Нелегко ей смириться с тем, что силы покидают, и то, что раньше давалось просто и легко, теперь требует усилий. Но ничего не поделаешь: годы берут свое.

– Мой отец прожил 96 лет, по его линии все были долгожителями, разменявшими девятый десяток, – говорит Н.А. Жевлакова. – Наверное, и у меня его гены. А значит, еще поживем!

Мы от всей души желаем вам этого, уважаемая Нина Аверьяновна!

Елена ТРУФАНОВА