Страшные отметины войны Марии Плешковой

Вы когда-нибудь обращали внимание на глаза стариков? Присмотритесь. Кажется, что в них – все мировые страдания. Такими они стали от выплаканных слез. Да, мы не выбираем родителей, как не выбираем место и время рождения. Те же, кому было уготовано прийти в этот мир в начале прошлого века, приняли на себя вселенские муки. В каждой морщинке бабушек и дедушек – скорбь утраты, а в глазах – невысказанная боль. Сколько может вынести сердце человека? Ох, как, оказывается, много…

Мария Васильевна Плешкова из д. Жуково Стабенского поселения относится к тому обездоленному, но героическому поколению, чьи детские годы выпали на войну. Она родилась в д. Анастасино Смоленского района в 1933 году. Жила, как и все крестьянские ребятишки: ходила в школу, помогала родителям по хозяйству и мечтала о простом человеческом счастье. Война перечеркнула всё.

Детство с привкусом беды

Отец ушел на фронт, мать с тремя детьми осталась на оккупированной немцами территории. Намучились как от фашистов, так и от своих же односельчан, перешедших на сторону врага. Несмотря на страх, люди в тылу всё же старались помочь армии – многие уходили в партизанские отряды, те же, кто оставался в деревнях, снабжали партизан провиантом и добывали для них необходимую информацию.

– Моя тетя Наташа, мамина сестра, пекла для партизан хлеб и по ночам переправляла его в лес, – вспоминает Мария Васильевна. – Видимо, она давно была под надзором предателей. И однажды староста выдал ее немцам. Тетю и еще шестерых местных жителей расстреляли в Дивасах. Ее дети остались сиротами.

Помнит М.В. Плешкова, как скрывались в лесу от фашистов, как уже после отхода врага хоронили в общей могиле шестерых наших красноармейцев. Позже они были перезахоронены в д. Стабна.

Шрамы войны

Кроме горьких воспоминаний, война оставила страшный отпечаток и на теле Марии Васильевны. При отступлении немцы минировали поля и дороги. Даже спустя десятилетия саперы находят неразорвавшиеся бомбы, а в годы войны осколки железа убивали и калечили ни в чем не повинных людей, делая их инвалидами.

10 мая 1944 года разделило жизнь 11-летней Маши на «до» и «после». Она наступила на мину, детонатор сработал под ногой ребенка, раздался взрыв. Боли вначале не почувствовала, казалось, что оглохла от взрыва, опустила глаза вниз и вместо ноги увидела только кровавое месиво…

Тот день стал роковым для многих ее односельчан. Сестра матери была вся изранена осколками, подруге взрывом оторвало обе ноги, Маша лишилась левой, осколок поранил и глаз, что позже привело к полной потере зрения.

Несчастных погрузили на телегу и повезли в больницу «Красный крест». Там девочкам провели операции, и еще долгие недели они проходили здесь лечение. И если медицинские работники могли облегчить боль физическую, то как жить с чувством отчаяния, которое нет-нет, да и терзало детей?

– Мои отметины войны навсегда со мной, – с горечью говорит Мария Васильевна. Выписавшись из больницы, долечивалась дома (фельдшер приходила делать перевязки). Из окна своей комнаты она видела цветущие сады, и жизнь понемногу возвращалась в израненное тело и истерзанную душу.

В год совершеннолетия Маше сделали протез, и она стала учиться ходить с палочкой. Девушка пошла работать… на ферму. На мое удивление пояснила: «А где же в деревне легкую работу найти? Вот и пришлось мне доить коров».

Проверка на прочность

Уже в зрелом возрасте судьба вновь проверила ее на прочность и, наверное, сама удивившись стойкости маленькой хрупкой женщины с сильным характером, наконец оставила в покое, подарив ей в награду долголетие. Из-за несчастного случая на производстве Мария Васильевна едва не потеряла правую руку. Врачи сохранили ее, но подвижность была утеряна. М. Плешковой пришлось оставить работу.

Жить стоит!

Мария Васильевна – из той породы крепких духом людей, что, выдержав множество испытаний, не утратили воли к жизни. Не сетуя на судьбу, она умеет найти радостное в самом обыденном и быть счастливой от осознания своей необходимости близким людям.

Ее сегодняшнее – это дочь и четверо внуков и правнуков. В самые сложные годы дочь Галина согрела ее жизнь, став ее смыслом, а сейчас скрашивает зрелые годы матери, заботливо ухаживая за ней.

Мария Васильевна не мыслит себя без дела. Она с удовольствием вяжет одной рукой для родных теплые вещи, в который раз доказывая себе и окружающим, что всё преодолимо.

– Жить стоит, несмотря ни на что, – считает эта потрясающая женщина с такой сложной, удивительной судьбой. И, глядя на нее, очень четко понимаешь, почему это поколение сумело победить в годы Великой Отечественной войны, поднять страну из разрухи и достойно встретить зрелые годы. Низкий поклон Вам, уважаемая Мария Васильевна!

Елена ТРУФАНОВА