Сергей Прокопьевич Смердов, а для своих просто Прокопыч, в Жуково и его окрестностях человек довольно известный. А по версии местных «пацанов» от 35 до 50 лет он – лучший учитель труда Стабенской школы. Правда, бывший. Но, как известно, бывших учителей не бывает, ведь как забудешь уроки тех, кто дал гораздо больше, чем просто знания по своему предмету.
![](http://selpravda67.ru/wp-content/uploads/2024/04/смердов-768x1024.jpg)
Из совхоза – в школу
Родился Сергей Прокопьевич, а в ту пору просто Сережа, в г. Артем Приморского края в семье шахтера. Отец вначале работал мастером-взрывником на Дальнем Востоке, потом его перевели в Казахстан. Там Сергей окончил школу и получил образование инженера-механика.
– Отец мой был очень рукастый, он всему научил меня и двух братьев, передав нам любовь к технике и к настоящим мужским делам, – рассказывает он.
В 1977 году Смердова-старшего как строителя направили на Смоленщину поднимать Нечерноземье, и вместе с семьей он переехал в село Печерск.
Сергей Прокопьевич устроился механиком на завод ЖБИ в с. Печерск, потом перешел на работу в совхоз «Жуковский».
И, возможно, так бы и трудился наш герой на предприятиях Смоленского района, если бы не одно «но». Как часто это «но» меняет весь ход налаженной жизни, уводя совсем по иному пути. И причины тому бывают разными.
Причиной перемен у Сергея Смердова стало состояние здоровья, из-за которого он вынужден был уйти из совхоза. Но он сумел обратить беду во благо. В его случае как нельзя лучше подойдет пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Может, былая мечта, а, может, и свободное время, которого теперь было в избытке, открыли возможности для занятия авиамоделизмом.
– Не мог я без дела дома сидеть, – делится умелец. – Хотелось не только самому руки чем-то полезным занять, но и местных мальчишек к хорошему делу привлечь. Совхоз выделил помещение для проведения занятий. Год с детьми возился, а потом директор узнал о нашем увлечении и пригласил меня в Стабенскую школу. С 1987 по 2001 год я работал здесь учителем труда и информатики и вел радиотехнический и авиамодельный кружки. Ученики с 5 по 7 класс охотно занимались под моим руководством авиамоделизмом, а старшеклассникам больше по душе была электротехника. Вот так мне удалось совместить работу и хобби.
Сергей Прокопьевич настолько горел своим увлечением, что сумел заинтересовать окрестную детвору. К нему после уроков в школе ходили практически все мальчики и многие девочки. Его ученица Марина Коршакова в 8 классе на областных соревнованиях по авиамоделизму заняла 2 место. А Стабенская школа из года в год занимала призовые места в области по техническому моделированию.
Воспитание – в труде
Трудовое обучение – отдельная тема нашего разговора. Сергей Прокопьевич справедливо полагает, что труд был важнейшим элементом воспитания в советское время и, пожалуй, одним из приоритетов базовой школы тех лет.
– Мне нравилось преподавать информатику, но давать детям прикладные знания было и интереснее, и полезнее для их будущей жизни, – подчеркивает он. – Потому и по душе мне были уроки трудового обучения. В советские времена в учебных заведениях была крепкая материальная база, дающая возможность будущим мужчинам научиться на только гвоздь вбить, но и приобрести специальность уже в стенах школы – получить удостоверение тракториста-машиниста, сдать на права. А для сельской местности это было довольно неплохо.
До сих пор его ученики, ставшие уже не только отцами, но и дедами, вспоминают, как собирали после уроков тракторок, а потом ломали голову, как его вытащить на улицу. Через двери он не проходил, а окна в кабинетах были широкие и, открыв створки, общими усилиями выкатили его.
Нравился им и факультатив ОПТ – общественно полезный труд, который тоже вел любимый учитель. На пилораме брали доски из той породы дерева, которая имелось в наличии и мастерили табуретки и другую мебель. Здесь же с ребятами делали упаковочные материалы для минваты для Гнездовского керамзавода и даже деньги за это получали.
– Тогда не было компьютеров, и я учил ребят в голове рисовать картинку своей конструкции полностью и мысленно представлять ее в трехмерном изображении, – объясняет он.
У меня нет ни малейшего сомнения, что ученики Сергея Прокопьевича выросли настоящими мужчинами, которые с техникой на ты.
Местный Cамоделкин
Реформы в системе образования повлекли за собой различные изменения и, увы, не все они пошли во благо. Трудовое обучение как предмет был упразднен, и учитель Смердов ушел из школы. Уйти ушел, но не оставил своего увлечения – стал собирать компактный тракторок, чтобы облегчить труд на приусадебном участке. Один сосед дал коробку передач от автомашины «Жигули», другой поделился задним мостом, купил двигатель, запчасти находил у знакомых и на сайте.
Его техническое детище уже четвертое по счету. Три предыдущих выходили свой срок, часть из них пошла в металлолом, часть лежала до лучших времен. А потом они начали вторую жизнь – пошли на комплектующие для новых сельхозмашин.
На многофункциональной технике Сергей Прокопьевич обрабатывает свой и родительские участки, помогает соседям. Из прицепных у него – самодельный плуг, распашники для нарезки борозд, тележка.
Не простаивает его трактор и в зимнее время – хозяин крепит впереди лопату для уборки снега. Смотрится он очень эстетично и функционально, всё работает исправно – и панель приборов, и освещение…
Сын мастера тоже тяготеет к технике, профессионально занимается ее сервисным обслуживанием.
Стремится Смердов привлечь к своему делу и 17-летнего внука.
– Егор, конечно, не так, как я в свое время, интересуется техникой, но надеюсь, что и его время придет, – улыбается он. – А пока пытаюсь увлечь его реальной задумкой. Вот планируем вместе собрать гусеничный трактор, чтобы ездить на рыбалку в места плохой проходимости и зимой, и в распутицу.
Он и сейчас переживает о том, что в школе мальчишкам, да и девчонкам больше не прививают полезные навыки, не учат трудиться. Время не стоит на месте, и на смену прежнему образованию пришли «Точки роста».
– Да, в нынешних условиях уметь собирать беспилотники, к сожалению, становится необходимым, – сетует учитель. – Но прежде нужно научить ребенка ходить, потом уже бегать. Так и здесь. Прежде чем собирать беспилотник, нужно в руках подержать каждую деталь, подогнать одну под другую, понять, как она выглядит объемно…
Для такого человека, как наш герой жизнь на селе представляет особую ценность – есть у него и желание реализовать свою мечту, и место для этого, и золотые руки.
– Я не могу усидеть на диване. Душа требует воли и простора, а руки жаждут работы, – резюмирует Сергей Смердов.
На таких мужчинах, мастеровитых, основательных и надежных, как Сергей Прокопьевич, держится наша земля – матушка. И в этом их главная сила.
Елена ТРУФАНОВА