Сложно найти критерии, оценивающие деятельность классного руководителя, даже если свести их к банальному количеству проведенных классных часов и родительских собраний, мероприятий и поездок. А ведь перед тем, как их провести, все это надо вначале придумать, спланировать, подготовить… И порой это даже сложнее, чем дать урок по предмету.

Молодой педагог Борогодицкой средней школы Влада Николаевна Шанова успешно справляется как с учебным процессом, так и внеурочной деятельностью. Недаром она стала победителем районного конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный-2023».

С ней – наш разговор о пути в профессию, перспективах развития на педагогическом поприще и, конечно, ее любимом 9 «А», где она является классным руководителем.

«Они мне доверились сразу»

В наши школы давно не стоит очередь из молодых учителей. Пример Влады здесь как раз исключение.

– Я окончила школу № 2 города Смоленска с золотой медалью, – делится она, – мне легко все предметы давались. Планировала поступать в СмолГУ и энергоинститут, сдавала математику и физику. Баллы были достаточно высокие и медаль сыграла свою роль. Поступила всюду, но когда пришла пора окончательно определиться, принесла оригиналы документов именно в СмолГУ. Считаю, что эта профессия больше подходит для девушки, это стабильность, работой будешь обеспечена всегда и с детьми интереснее работать. Я хочу иметь возможность для творчества в отличие от узкой технической специальности. На 5 курсе университета я пришла в Богородицкую школу. Учитель физики уволился и меня попросили поработать. Это стало прекрасным началом в плане получения опыта. А уже через год после получения диплома получила классное руководство.

– Влада Николаевна, вы ненамного старше своих подопечных. Как строились ваши отношения, восприняли ли они вас как учителя, какие были сложности?

– Я взяла их в 7 классе. Конечно, переживала, но мне очень повезло с ребятами. Наверное, как раз то, чего боялась, и стало положительным фактором: у нас небольшая разница в возрасте, и нам было легче услышать и понять друг друга. Они мне доверились сразу. У нас очень дружеские отношения, и чем старше ребята становятся, тем больше меняются наши отношения в лучшую сторону. Ученики приходят ко мне не только по школьным вопросам, но и рассказывают о своих проблемах. И мы вместе стараемся их решить. Плох тот педагог, от разговора с которым ученику не станет легче. И если классный действительно классный, то он всегда даст ребенку нужный совет, вовремя погасит пламя разногласий в классе.

– Что для вас является главным ориентиром в работе классного руководителя?

– Личность ребёнка, его интересы. Все, что я делаю, должно быть во благо и на пользу каждого ученика.

– Сколько у вас на сегодняшний день учеников?

– В классе, где я являюсь классным руководителем, 24 человека, в параллельном – 14. Веду уроки физики и математики с 6 по 11 классы. Каждый день у меня по 7 уроков, а потом внеурочные мероприятия. Так что день проходит быстро.

Из собственного опыта

– Статистика показывает, что выпускники лучше сдают ЕГЗ по гуманитарным дисциплинам. Физика – один из самых сложных предметов. Как дается физика ребятам, и какие методы вы используете, чтобы объяснить сложный материал?

– Да, действительно, предмет достаточно сложный. Физика – это наука, которая строится на математических дисциплинах. Если у детей сложности с математикой, то и физику им труднее преподнести, потому что много времени уходит на объяснение математических понятий, которые они или забыли или не усвоили.

Я участвовала в 2021-2022 году в конкурсе «Педагогический дебют» и заняла 1 место и в районе, и в области. В одном из конкурсов нужно было объяснить, как привлечь внимание детей к изучению физики. Что я делаю? На бытовых примерах показываю, что физика вокруг нас, и явления, которые они видят каждый день, можно объяснить с точки зрения этой науки. Ребятам это становится понятно, а значит, интересно. Например, почему белье на улице сохнет быстрее или как происходит подключение электроэнергии. Эти знания могут пригодиться в дальнейшем и запомнятся лучше.

– Этому вас тоже учили в университете или во время подготовки к урокам используете дополнительный материал?

– В вузе дается малая часть того, что ты изучаешь приходя в школу. Поскольку я не так давно была на их месте, понимаю, что детям может быть интересно. Я постоянно учусь, используя на уроках дополнительные материалы, большое внимание уделяю интерактивных средствам: различным цифровым ресурсам, виртуальным лабораториям, пользуемся и ноутбуками.

– Сразу ли вам удалось найти контакт с родителями учеников?

– Стать родителям другом, партнером, соратником, единомышленником совсем непросто. Завоевать их доверие, пользоваться у них авторитетом – это огромный труд. У нас сложились доверительные отношения с родителями, никаких конфликтных ситуаций не возникало. Мне очень повезло, что они идут на контакт. Мы рассматриваем с нескольких сторон любую ситуацию и пытаемся находить компромисс, действуя прежде всего в интересах ребенка.

Ко мне в класс перешел мальчик из параллели. Воспитываясь в хорошей семье, ребенок не старался усвоить точные науки, считая, что ему это не нужно. И вот спустя время он вырос в психологическом плане, и я горжусь, что здесь виден и мой результат как педагога.

Как стать самой классной

– Влада Николаевна, вы стали победителем конкурса «Самый классный классный». Как готовились к нему, кто помогал? Ощущали ли поддержку со стороны коллектива?

– Я уже говорила, что мне очень повезло и с ребятами, и с их родителями. Скажу об этом и в третий раз. Я пришла работать в прекрасный коллектив, где и со стороны директора школы Людмилы Геннадьевны Граковой, и всех коллег чувствую постоянную поддержку. Я еще учусь в магистратуре и думала, хватит ли мне времени на подготовку к конкурсу. Решила попробовать, поскольку сочла это удачным моментом: мой 9 класс, с которым столько пройдено, частично покинет стены школы, уйдя в средние учебные заведения. Мне хотелось с ними пройти этот конкурсный путь, пока они в полном составе. К тому же я всегда активный участник конкурсного движения, потому что считаю, что выход из зоны комфорта всегда заставляет учиться чему-то новому, больше общаться с коллегами, для себя почерпнуть новое в общении с детьми и в профессиональном плане.

Подготовка была длительной – два месяца. Нам предложили четыре конкурсных испытания: самопрезентация в виде видеоролика, публичная лекция, внеклассное мероприятие и круглый стол, где общались участники и члены жюри. Буквально за несколько дней до конкурса я узнала, что моя лекция на тему: «Российское движение детей и молодежи» пройдет в 9 классе Катынской школы. Тема познавательная, актуальная, и мне было интересно к ней готовиться. Такие внеклассные мероприятия очень важны, дети должны получать новые знания. Я делала акцент на том, чтобы мотивировать их к участию в различных проектах, где они могут проявить себя. Да, поначалу было волнительно, но глаза детей помогли мне справиться с тревогой.

– От кого услышали первые поздравления с победой?

– Меня поздравили коллеги, которые приехали поддержать, звонили родные и знакомые.

– Поделитесь своими дальнейшими планами.

– Буду продолжать развиваться в этой сфере и дальше участвовать в предлагаемых конкурсах. Следующая моя цель – это конкурс «Учитель года».

– Хватает ли у вас времени на личные дела? Чем занимаетесь в свободное время?

– Очень помогает разгрузиться после работы спорт. Несколько раз в неделю обязательно посещаю спортзал и хобби у меня много. Я творческий человек и детей приобщаю к танцам и спорту. Рада, что большая часть моих учеников начала активно заниматься спортом. После уроков мы вместе ходим в кино, придумываем традиции… За эти несколько лет я душой прикипела к ребятам. Бывает, и смеёшься вместе с ними, и плачешь, и играешь, и многому учишься. Иногда пожуришь их, иногда пожалеешь. Моя задача и цель не только научить, но и воспитать их настоящими людьми, за которых потом не будет стыдно. А это и есть самое сложное. Но если вкладываешь всю себя в это непростое дело, то в детских душах, ранимых и открытых, обязательно останется след одного из первых важных людей в их жизни – классного руководителя или первого учителя.

– Влада Николаевна, удачи вам и реализации всех планов. Вы, действительно, классная мама, и ученики Богородицкой школы вас точно не забудут.

– И я их тоже.

Елена ТРУФАНОВА