О новогодней сказке, мечтах и… театре

Считанные дни остались до завершения 2020 года. Для каждого из нас он сложился по-разному. Мы учились, порой на своих ошибках, влюблялись и расставались, побеждали и проигрывали, стремились к новому, работали и мечтали…

Для редакции нашей газеты год выдался очень насыщенным. Он был ознаменован значимыми событиями как в масштабе страны, так и отдельно взятого Смоленского района.

А сколько замечательных встреч с удивительными людьми подарил нам уходящий год! И обо всех мы стремились рассказать вам, наши дорогие читатели. А под занавес года к нам в гости зашел сам Дед Мороз. С ним – разговор о самом волшебном, самом долгожданном, самом любимом празднике и о том, что его сопровождает.

Если елка не зажглась

– Начну с неожиданного вопроса: какое настроение у Деда Мороза накануне самого удивительного действа?

–Я нахожусь в приподнятом настроении – принадлежность к миру чудес обязывает быть веселым и делиться позитивным настроем с окружающими.

– Тогда следующий вопрос: что может испортить настроение Деду Морозу?

– Слякоть и непогода. А еще если огоньки не елке вдруг не зажглись. Я хочу, чтобы они всегда сверкали, а на улице был мороз и снег.

– На чем вы передвигаетесь?

– На волшебных санях и специальном поезде РЖД.

– Любимая еда и напитки?

– Наш этнографический Дед Мороз любит борщ, пельмени, блины и драники, и всё это обязательно со сметаной, а ещё мороженое и квас.

– А любимые песни?

– Мне нравятся песни «Российский Дед Мороз», детская «Последний лист календаря остался на стене…» из старого доброго мультфильма, ну и, конечно, наша «Елочка».

– Как вести себя хорошо, чтобы получить подарок? По каким критериям оценивает Дед Мороз поступки ребенка?

– Прежде чем подарить подарок, спрашиваю родителей: «Сколько тарелок съел каши?» – «Три», – отвечают. – «Плохо! Пять – минимум (улыбается)! Сколько раз сказал «спасибо»?» – «Десять». – «Мало, надо 18 987 846 раз!» Дети у нас самые лучшие! Вот если родители скажут это искренне, от всего сердца, я понимаю, что нужно дарить подарок. Это самая верная проверка Деда Мороза.

– И родителей тоже. Вспоминаю, как однажды Максим Галкин в своей программе «Лучше всех!» сказал, что лучший ребенок страны получит возможность с экранов телевизоров поздравить всех с Новым годом. Перехватив взгляд сына, я воскликнула: «Лучший ребенок есть у каждой мамы!» Он с благодарностью посмотрел на меня: «Спасибо, мама». Каждый ребенок должен понимать, что он самый любимый, а потому – лучший.

– Полностью согласен с вами. Мы где-то заигрались, превратили в шоу саму жизнь и забыли о таких обычных, но таких нужных вещах. А ведь просто нужно чаще говорить друг другу слова любви.

– С какими просьбами чаще обращаются дети?

– Дети сегодня делятся на две категории. Есть ребята открытые, немного скептики, сытые, довольные всем. И зависит это не только от благосостояния семьи, но и от школы, среды, окружения. Это категория детей искушенных, несмотря на возраст (им может быть 5–6 лет) многое испробовавших. Просьбы у них уже такого плана: «Ну, удиви меня!»

Но большинство ребят продолжает верить в сказку. У меня есть знакомый 10-летний мальчик, к которому хожу уже шесть лет, и он до сих пор верит. У таких деток в душе ощущение чуда, которого они хотят и ждут. Это самый благодарный зритель, и с ним приятно встречаться. У них пожелание одно – сказка! Подарок, игрушка, сладости – это всё послевкусие, итог, для них интересен сам момент выдумки. И вот это в нашем «дедморозовском» деле самое позитивное, потому что если мы будем делать акцент на получении подарка, исчезнет сам процесс, отдачи Деду Морозу нет, обратной реакции…

– Вы об эмоциях?

– Конечно! Чувствуешь отдачу, когда тебе говорят «спасибо» не словом даже, а участием, смехом искренним, выражением глаз.

Заготовки или импровизация?

Пожалуй, настало самое время раскрыть интригу. Ни в коей мере не хочу поколебать вашу веру в настоящего Деда Мороза, но в этот раз гостем районки стал Павел Евгеньевич Пирожков, режиссер и руководитель народного театрального коллектива «Маскарад» районного Дома культуры, артист Камерного театра, штатный волшебник и бессменный ведущий районных мероприятий.

– Павел, вами поставлено множество сценариев и сыграно немало ролей. Какая роль во всем этом отводится Деду Морозу?

– Начну с предыстории. С 2007 года я обучался в Смоленском институте искусств, и со 2-го курса на практике всех студентов приглашали на творческие концерты, новогодние елки. Начинали работать при Центре культуры. Это был первый творческий опыт. Тогда же я попробовал в своем костюме в роли Деда Мороза лично поздравить ребят на дому со Снегурочкой. И вот уже 12 лет исполняю эту роль. Это и адресные поздравления детей, и утренники в районном Доме культуры, и поздравления со сцены Камерного театра, и спортсменок-гимнасток г. Смоленска, и воспитанников Стабенского детского сада… В детсаду «Исток» за семь лет провел более 70 утренников. Последние пять лет я – главный Дед Мороз на новогодней елке в Администрации Смоленского района.

– Каким вы видите своего Деда Мороза?

– Он может и должен быть разным. Если это классическое поздравление, я захожу и начинаю рассказывать сказку. Здесь всё должно быть размеренно, я не стараюсь вносить какую-то импровизацию, шутки, соблюдая спокойный темп и ритм. А еще Дед Мороз может быть веселым и озорным, с хитринкой, который любит и побаловаться, и пошутить, и похулиганить. Такой персонаж обычно в шоу, где зрители взрослее и их побольше. Темп и ритм должен быть высокий, и градус веселья повыше, сюда уже добавляем озорства.

– Всегда ли вы работаете по сценарию или допускается импровизация?

– Если говорить о театре – это жестко регламентированная вещь. Есть определенный текст, написанный автором, есть и режиссер, который тебя контролирует. Я не могу представить, как артист может импровизировать, ломать рисунок. А если речь идет о сказочных мероприятиях, за них несу личную ответственность. Я иду в дом к ребенку, ожидающему чуда, и здесь сам и сценарист, и режиссер, и исполнитель, потому работаю по обстановке. К примеру, если вижу, что ребенок маленький, он зажат и закрыт, забываю всё, что делал в другой квартире, и начинаю с ним просто говорить. У меня большая программа: и музыкальное сопровождение, и актерская атрибутика есть, – но если я вижу, что этот драйв здесь не пройдет – значит, будет только экспромт.

Если же мы говорим про импровизированные мероприятия со сценарием, всегда подхожу и спрашиваю, какое действо ожидают увидеть. Я могу не отходить от задумки, но оставлю за собой долю фантазии. Здесь уже зависит от того, кому что нравится. Не все любят хулиганство и заигрывание с детьми и родителями. Считаю, что шутка должна быть сформулирована четко, чтобы не унизить и не обидеть.

У меня настолько огромный багаж стихотворений, выходов, входов, прощаний сформировался за эти годы, что, если я иду к взрослым, например, само выдается: «Я дедуля современный…», если к детям: «Из страны же я заморской, про нее лишь в книгах пишут…»

– Наверняка за эти годы в вашей практике возникали неловкие ситуации, требующие незамедлительной реакции… Что помогало из них выходить?

– Действительно, моменты бывают разные. Помню, произошла заминка с музыкой. Стоят детки, родители, все ждут. И разве какой-то сценарий подскажет, что нужно делать. Как срабатывает актерская реакция? На просторах театра секунда – это вечность, если она не наполнена зоной оправданного молчания. Заполнить эту паузу помогают и опыт, и чутье. Тогда я стал общаться с ребятами: «Дети, давайте проверим, пришли ли ваши родители, помашем маме, а теперь все мне помашите».

Откуда у меня возникла эта импровизация, не знаю, я ее никогда не использовал ранее. Набор «выручалок» у меня есть, но здесь я не стал действовать шаблонно, а послушал, что же происходит в пространстве.

– Павел, каким должен быть Дед Мороз, чтобы быть настоящим?

– Он должен быть искренним, а чтобы быть искренним, добрым, волшебным, сказочным, человечным, он должен оставаться ребенком в душе. Сейчас на сцене районного Дома культуры мы с народным театральным коллективом «Маскарад» ставим спектакль «Маленький принц», и главная мысль, которая проходит через всю постановку: важно не потерять ребенка внутри себя. Вот это ребячество и позволяет нам творить, ведь если останется сухой рассудок и логика, мы потеряем себя в профессии, и Дед Мороз попросту исчезнет. Так и с детьми: как только они начинают взрослеть, внутри пропадает ощущение сказки.

– Мы говорили об эмоциях Деда Мороза. А для артиста они важны?

– Безусловно, ведь что еще он может унести с собой? Только это и дает желание дальше этим заниматься. Уходит всё материальное, ведь мы, служители культуры и искусства, живем и работаем не ради денег, – аплодисменты, слова, чувства останутся. Это то, что ты взял и сможешь потом отдать. Вот эта цикличность должна быть.

– Деда Мороза невозможно представить без бороды, посоха и внучки. Кто ваша Снегурочка?

– Это моя коллега, артистка Камерного театра Ксения Вишнякова. Она помогает Дедушке, напоминает и подсказывает, ухаживает и следит за ним.

– С кем интереснее работать: с детьми или взрослыми?

– Взрослые присутствуют на мероприятиях как зрители, а дети являются их полноправными участниками. Что нужно, чтобы состоялось сценическое действо? Нужна вера и актера, и зрителя. В формат детского спектакля верят те, кто помладше, и это нормально. Мы, взрослые, идем в театр за действом реалистичным, естественным. Продукт новогодний должен быть адаптированным под возраст.

Главное – искренне верить

– Вспоминается старый анекдот. У мужчины три степени взросления: первая – верю в Деда Мороза, вторая – не верю, третья – сам Дед Мороз. До скольких лет верил в доброго кудесника Павел Пирожков?

– К сожалению, в мире моего детства не было такого формата праздника. Первая встреча с Дедом Морозом состоялась в детском саду в Печерске на новогодней елке. В роли сказочного волшебника была наша воспитательница. Она была замечательная и сумела подарить детям праздник. В память о нем у меня осталась игрушка – пластмассовая Снегурочка, которую я в детстве очень любил. К сожалению, встреч было мало, и настоящего чуда не случилось. Несмотря на это, я лет до 14 верил в Деда Мороза.

– О чем вы мечтали в детстве?

– Я воспитанник футбольной школы Д.Ю. Анникова, поэтому грезил о хорошей футбольной форме и мяче. Во дворе мы играли плохими дермантиновыми мячами, свято веря, что из нас получатся хорошие футболисты, и форму считали необходимым атрибутом для достижения успеха. Родители, конечно, делали всё что могли, но в 90-е многое было недоступно. Так получилось, что реализовал я свою мечту благодаря нашей спортивной юношеской школе в Печерске. Мое детство было счастливыми здоровым во многом благодаря тренеру Денису Юрьевичу. Именно он выступил в роли Деда Мороза – и мячи у нас хорошие появились, и форма. Мечты реализовались через него, он дал нам дорогу в жизнь. Хочется поблагодарить его за это.

– Павел, чего хотите сейчас?

– Я мечтаю о самых простых общечеловеческих вещах. Хочу, чтобы вокруг и внутри нас было больше позитива, чтобы мы меньше слышали плохих новостей. Когда мы в качестве волонтеров развозили наборы жителям Печерска, я увидел столько людей поколения моих родителей и гораздо старше, и это стало для меня самым положительным. Год выдался тяжелым, пусть у всех хватает здоровья и сил, чтобы жить, творить и мечтать.

– А в личном плане?

– Скажу так: Павел Пирожков отдал своему делу 13 лет, и мечтает он о личном новом костюме Деда Мороза. Его искусство спасает всё, но появляться в старом поношенном одеянии неудобно перед людьми, которые из года в год видят меня в одном и том же образе.

– Во что верите?

– В то, что сказка будет продолжаться вечно, пусть в иной форме и виде. Как и театр, который существует 2 000 лет, и в разных формах, но живет.

– Откройте секрет: как сделать так, чтобы желание сбылось?

– Секрет один – верить. А веря, четко знать, чего ты хочешь, и верно формулировать цель. Всё, во что я верил, сбылось. Всё основано на нашей вере и убеждении, что всё получится.

– А усилия к этому нужно прилагать?

– Силы и возможности сами найдутся. Ведь если ты чего-то желаешь всей душой, обязательно окажешься там, где и должен оказаться в нужное время.

– Павел, что вы хотели бы пожелать району и своим землякам?

– Мы живем в непростое время, и сейчас особенно важно сохранить нашу историю, традиции, память о России, области и Смоленском районе, самом замечательном месте на свете. Хочу, чтобы мы любили его, гордились им, чтобы он жил и процветал.

Перед нами всегда есть множество вариантов, и я желаю всем сделать правильный выбор. Когда на весах стоит плохое: вредные привычки, негатив – и что-то хорошее, нужно встать и сделать это: например, пойти позаниматься физкультурой, в своем подъезде положить яркую гирлянду, нарисовать картинку на окне, сходить к друзьям, помочь ближнему… Давайте заглушать негативный информационный поток и настроимся на позитив. Будем же вместе прославлять Смоленский район, он прекрасен, как и его люди.

– Павел, спасибо вам за искреннюю беседу, за новогоднее настроение! Пусть все ваши мечты сбываются!

Общалась с Дедом Морозом Елена ТРУФАНОВА.