Самый верный способ сделать двор красивым и создать в нём внешний лоск – насытить пространство тенистыми деревьями, кучерявыми кустарниками, неприхотливыми цветниками. И если деревья все же претендуют на внушительный участок, с палисадником в этом плане немного попроще: цветы не требуют много места. В остальном же кажущаяся простота для человека, не имевшего дела с садоводством, таковой на деле не является: только истинные ценители природы знают, сколько усилий нужно приложить, чтобы обустроить по-настоящему красивые клумбы.

Жительница д. Борок Катынского сельского поселения Любовь Александровна Глывук знает о цветах все, потому что отдает увлечению, которое уже много лет является делом ее жизни, все силы, свободное время и душу.

– Любовь к растениям и красоте, которую они несут, у меня с детства, – делится она. – Я родилась и выросла в Смоленске. Тогда клумбы во дворах областного центра были редкостью. Привлечь внимание могли разве что неприхотливые ромашки, клевер да васильки, что, как и мы, городская детвора, росли на асфальте. Приезжая на лето к бабушке в деревню, я наслаждалась неброской красотой полевых растений и цветами, которые она выращивала в палисаднике. Меня всегда тянуло к красоте, и я видела ее в живом.

В родном городе Любовь Александровна получила образование, нашла свою судьбу и вместе с мужем-офицером уехала служить на Северный флот.

– Климат там, как известно, мало подходит для выращивания цветов, – продолжает Л.А. Глывук. – Помню, шубы мы снимали в конце мая, а в сентябре уже приходили настоящие холода. Мне очень не хватало ярких красок, ароматных запахов, красивых видов цветущих садов и ромашковых полей, полян, усыпанных первоцветами.

Много лет офицерская семья колесила по городам нашей необъятной, ездила по военным городках. Когда встал вопрос о сокращении, Глывук вернулись на родину и поселились в поселке при санатории «Борок» МВД РФ.

Жизнь разделилась надвое

Одни из нас, сталкиваясь с бедой, уходят в себя, теряя опору, другие – находят возможность не просто жить, а еще и радовать других, украшая этот мир. Любовь Глывук относится ко второй категории людей. Познав горечь утраты (скоропостижно в расцвете лет ушел из жизни любимый муж), она не замкнулась в себе. Ее горе выплеснулось в этот мир палитрой ярких лепестков, на которых, словно слезы, дрожат поутру капельки росы, пока их не согреют первые лучи солнца.

– Я цветовод-любитель со стажем, – улыбается Любовь Александровна, – на полутора сотках возле дома занимаюсь выращиванием и разведением цветов. Здесь они правят безраздельно, ни с какими другими культурами не деля территорию.

Как рассказала моя собеседница, помимо традиционных растений, растущих во многих цветниках, интерес у нее вызвали сортовые лилии. Дважды в год она заказывала луковицы в одном из московских питомников. Сколько радости не только хозяйке, но и просто случайным прохожим приносили распускающиеся лилии, напоминающие звёзды, трубы, чаши и колокольчики. А каким удивительно нежным ароматом влекли они вглубь мини-садика!

Говорю об этом великолепии в прошедшем времени потому, что недолго пришлось радоваться Любови Александровне, ее близким и отдыхающим, приезжающим в санаторий, плодам кропотливого труда старательной женщины. Увы, в один из горьких дней, вернее, ночей, чья-то подлая рука посмела выкопать цветущие лилии, оставив вместо них зияющие пустотой ямы. Что ж, для некоторых особей взять чужое является нормой вещей.

– Вы не представляете, каким ударом это стало для меня, – вспоминает Любовь Александровна. – Я никогда никому не отказывала в просьбе собрать букет цветов к празднику в школе или семейному торжеству. Делилась и посадочным материалом, и опытом по уходу за своими любимцами, подробно рассказывая, как и когда правильно высадить растение, обрезать, подкормить и т.п. А некоторые люди, проходя мимо, даже просили разрешения сделать фото на фоне моих цветов. Это тоже было приятно.

Пережив потрясение и посадив на оставшихся от вандалов местах новые цветы, Любовь Александровна вновь стала заботливо ухаживать за своим детищем.

Не знаю, как литературным языком назвать людей, посягнувших на чужое во второй раз. И подумать хозяйка не могла, что за оставшимися лилиями воры вернутся спустя какое-то время. В общей сложности, она лишилась пятидесяти растений.

Рассуждать на тему подлости можно много. Видимо, доброе дело хотели сделать ночные визитеры, подарив поутру своим мамам, женам или любимым ароматные цветы, ведь теперь они украшают чьи-то клумбы, а женщины, возможно, и не догадываются о том, сколько невеселых минут причинили кому-то их близкие своим низким поступком.

В этой ситуации есть один несомненный плюс: эти обстоятельства не отбили у цветовода желания заниматься своим увлечением.

…и говорят со мной без слов

Любовь Александровна может бесконечно говорить о своих любимцах. Чувствуется, что она знает о них все. На мой вопрос, откуда она черпает сведения о разных цветах, ответила, что практика пришла с годами, до всего доходила сама методом проб и ошибок, так что теперь может давать советы по любым растениям, которые выращивала.

Получив горький опыт, она все же отказалась от разведения любимых лилий. На смену им пришли разные сорта лилейников, одни цветут с середины весны, зонтичные соцветия других уходят с бутонами под зиму. Любит она и гортензию, чьи белые шары, словно шапки облаков, так и тянут прикоснуться к их нежным лепесткам. Здесь же по соседству с комфортом расположились зеленые хосты и оранжево-красные бархатцы. Нашли свое место в палисаднике романтичные хризантемы, обворожительные сальвии, мечтательные ирисы и, конечно, множество однолетников.

У нашей землячки двое сыновей, три внука и две внучки, но в свой цветочный мир она не допускает никого.

– Цветы – это неприкосновенно, это только мое, – говорит Любовь Александровна. – Я никому не разрешаю ни поливать, ни полоть их, ведь случайно можно уничтожить размножающиеся самосевом петунию или эшшольцию. Цветник требует бережного к себе отношения, нужно даже по бороздкам ходить осторожно.

Немало сил и терпения приходится приложить, чтобы вырастить здоровые, сильные растения, но со всем этим цветочным великолепием хозяйка справляется с радостью, ведь удовольствие, получаемое от рукотворной красоты, того стоит.

– Я часто любуюсь неповторимыми красками, и мне кажется, что цветы понимают меня и говорят со мной без слов, – считает Любовь Александровна. – Живому – живое. Наш мир многогранен, и в наших силах сделать его еще прекраснее.

Елена ТРУФАНОВА