Петр Харламов еще достаточно молод, но его биография уже вмещает многое из того, чем можно и стоит гордиться.

Юноша родился и вырос в Смоленске, окончил лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова с золотой медалью, прошел на конкурсной основе в элитарные учебные заведения страны: МГУ и Высшую школу экономики, выбрав в итоге второй вариант. А сегодня Петр Сергеевич учится в двух ведущих университетах России и учит физике и астрономии учащихся 7-11-х классов Михновской средней школы. Причем учит весьма успешно, поскольку был отмечен особым мнением жюри районного конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2023» «Отличный старт» в номинации «Молодые учителя».

А директор Михновской школы Ирина Мурачинская назвала молодого коллегу очень увлеченным педагогом, с приходом которого школа получила новый стимул к дальнейшему развитию.

Скажу откровенно: побеседовав с Петром Сергеевичем (язык не поворачивается назвать его просто по имени), я получила огромное наслаждение, во-первых, как филолог (не часто услышишь правильную грамотную речь да еще из уст юного математика), во-вторых, как представитель старшего поколения. Признайтесь, многие любят критиковать современную молодежь за пассивность, бездуховность, отсутствие идеалов и целей. Пример моего собеседника опровергает все эти штампы.

С «Ласточки» – на занятия

Участь в лицее, Петр Харламов использовал все возможности для саморазвития и самосовершенствования, заявляя о себе на различных интеллектуальных площадках. И небезуспешно. В его портфолио – множество достижений.

Среди них победы в трех профилях (политология, обществознание, география) и призовые места в четырех профилях (физика, предпринимательство, международные отношения, история российской государственности) заключительного этапа олимпиады «Ломоносов», диплом победителя (профиль «История мировых цивилизаций») и два диплома призера (финансовая грамотность, обществознание) заключительного этапа олимпиады «Высшая проба», множество грамот в олимпиадах «Миссия выполнима» и «Олимпиада имени Н.Д. Кондратьева», свидетельства Администрации Смоленской области за успехи в области гражданско-патриотического воспитания, образования и науки, участие в заключительных этапах Всероссийских олимпиад по экономике, технологии, праву, истории и английскому языку.

– Я понимал, что в процессе подготовки к конкурсу смогу повысить знания и подтянуть уровень владения школьной программой, – делится он. – А это еще больше стимулирует развиваться, узнавать новое, двигаться вперёд. У меня получалось все: за все олимпиады, в которых я участвовал, получал либо призовые места, либо доходил до завершающего этапа.

Решил так: сдам на ЕГЭ несколько экзаменов, и те предметы, баллы по которым будут выше, и возьму для поступления в профильные вузы. А получилось так, что все экзамены были сданы практически на 100 баллов. Конкурсный балл на бюджетные места той программы, на которую я поступил, в мой год составлял 388 баллов из 400.

– Петр Сергеевич, нравится ли вам выбранное учебное заведение?

– Да, я получаю качественное образование, у нас преподают очень сильные преподаватели. Со мной учатся студенты из многих регионов, это, действительно, очень целеустремленные и мотивированные юноши и девушки.

– Сегодня вы студент и одновременно учитель сельской школы? Как так сложилось?

– Все начиналось с моих дополнительных дистанционных консультаций по ОГЭ для знакомых ребят, учащихся Михновской школы. Какое-то время здесь не было учителя физики, и они обратились ко мне за помощью, а вскоре руководство предложило постоянную работу. У меня в вузе два выходных, и в эти дни я работаю учителем.

Вообще со Смоленским районом меня связывают особые корни. Мой папа Харламов Сергей Павлович в восьмидесятые годы работал старшим инженером-механиком в совхозе «Пионер».

– У вас, наверное, даже мысли не было, что придется работать в школе?

– Была такая мысль. Еще во время учебы мне нравилось проводить кружки в школе, был старостой экономического кружка, готовил презентации. Мне кажется, что любовь к преподаванию передалась генетически. Моя бабушка Валентина Николаевна после выпуска из педагогического университета была по распределению направлена работать учителем физики в село Тины Нижнеингашского района Красноярского края, где и находилась большую часть своей жизни. Другая моя бабушка Раиса Петровна, учитель математики, и дедушка Павел Андреевич, учитель русского языка и литературы, работали в одной из школ Свердловска. Так что все не ново.

– То есть не исключено, что через несколько лет мы увидим вас в качестве учителя на постоянной основе?

– Я и так сейчас работаю на постоянной основе, по поводу дальнейших планов пока сказать не могу.

– Если вы продолжите работать в школе, то это будет сельская школа или одна из московских?

– Признаюсь: у меня был опыт преподавания в школе столицы и хочу сказать, что в целом дети не отличаются друг от друга, но в некоторых аспектах в глубинке они более мотивированнее и целеустремленные. И это понятно, ведь для достижения цели, убедился на личном опыте, преодолевать приходится не только интеллектуальные вершины, но и большие расстояния.

Терпение и труд

– Вам, конечно же, непросто дважды в неделю совершать такие долгие поездки…

– Пожалуй, уже привык, поздно вечером приезжаю в город, утром еду на занятия в школу, а на следующий день возвращаюсь к студенческой жизни. Мне по душе школа и мои ученики. Нужно отдать должное руководству во главе с директором Ириной Михайловной Мурачинской – здесь готовы к инновациям. Есть интерактивная доска, открыта «Точка роста».

– Петр Сергеевич, сколько у вас учеников и как строится учебный процесс?

– Около 60 человек, я веду уроки физики с 7 по 11, астрономию – в 11 классе. Есть прекрасное оборудование и грех на нем не поработать, к тому же ребятам очень нравится. В рамках дополнительной программы я провожу занятия по экономике и технологии, подготовил ребят к региональному этапу.

На региональном этапе по экономике Михновскую школу представляла делегация из четырех человек. Ученик 10 класса Никита Волков обогнал всех и прошел на Всероссийский этап. За последние пять лет на Всероссийский этап по экономике проходил только я. Теперь передал эстафету своему ученику. Впереди региональный этап олимпиады по технологии, где Михновскую школу будут представлять три ученика под моим руководством. Желаю ребятам успеха!

Вообще для этой олимпиады требуется подготовить проект. По технологии ребята делают отличные проекты, которые пригодятся им в жизни, например, мальчик сделал шахматы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Надеюсь, что и по технологии пройдем на заключительный этап.

Я тоже за свою жизнь сделал много проектов в школьное и студенческое время, а детей еще нужно всему учить. Им интересно, и я с удовольствием помогаю.

Хочется отметить, что ученица 8 класса Арина Лазарева писала олимпиаду по экономике за 9 класс и стала лучшей среди девятиклассников области на региональном этапе, что вообще является уникальным случаем для Смоленской области. Это серьезный успех прежде всего для девочки. В следующем году она сможет подготовиться получше и обогнать ребят из других параллелей, чтобы пройти на заключительный этап. А став призером уже заключительного этапа, школьник может без экзаменов поступить в вуз по профилю олимпиады.

– Поскольку ваши дети делают такие успехи, между ними и их молодым учителем, похоже, не возникает разногласий.

– Мне легко удалось найти общий язык с учениками. Они видят мою заинтересованность в том, чтобы не просто научить их, а давать дополнительные знания, нацеливать на успех, не бояться экспериментировать. Я стараюсь находить выход в различных ситуациях, интуитивно чувствую, что нужно сказать, как замотивировать ребенка. И мне это удается.

Приятно, что по астрономии 16 человек выразили желание участвовать в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, притом, что участников по математике или истории можно пересчитать по пальцам.

Про увлечения

– Что вы представили на конкурсе «Педагогический дебют – 2023»? За что были особо отмечены жюри?

– Еще со школьной скамьи я участвовал в различных конференциях, поэтому навык публичного выступления у меня развит достаточно хорошо. Конкурсантам было предложено подготовить презентацию-визитку и поучаствовать в круглом столе «Профессиональный разговор», с чем я справился достаточно успешно.

– Свободное время при таком графике найти непросто. Но все-таки если оно появляется, как предпочитаете его проводить?

– В первую очередь, это научная и общественная работа. Я являюсь помощником депутата Смоленского городского Совета, теперь уже проверяю заключительные этапы олимпиад в Москве. А так летом я увлекаюсь огородничеством, в частном доме выращиваем овощи и ягоды. Уже задумываюсь о том, чтобы высадить рассаду на будущий сезон. Люблю готовить, на каждый свой день рождения сам пеку торты.

– Петр, вы уже многого достигли. Похоже, у вас получается все, за что беретесь. Помогают природные способности или это труд изо дня в день? Как стать успешным?

– Это труд и хорошее воспитание. Чтобы стать успешным, нужно получить в первую очередь хорошее воспитание. Мы с братом его получили, Павел окончил энергоинститут и сейчас преподает в РАНГИХС. За это мы очень благодарны родителям, бабушкам и дедушкам. Мне нравилось и нравится учиться. Я буду продолжать заниматься самосовершенствованием и продолжать учить других. Буду только рад, если мои знания, пример и опыт станут для кого-то стимулом, чтобы преодолеть свои страхи, сомнения и низкую самооценку.

– Удачи вам и реализации планов!

Елена ТРУФАНОВА