В любое время года прекрасна наша неброская природа. Сменяют друг друга весны и зимы, и в каждой поре свое очарование и привлекательность. Мы можем лишь в памяти, ну и на фотографиях сохранять чудесные моменты ярких красок осени или заснеженных лесов. И как прекрасно, что среди нас есть люди, благодаря которым мы имеем возможность не только лицезреть действительность, но и погружаться в историю прошлых веков.

Живет в деревне Агапоново человек, очень скромный и такой же талантливый. Иначе как объяснить, что за много лет широкая общественность ни разу не видела его потрясающие картины. А все потому, что Павел Федорович Барбашов всегда отказывался принимать участие в персональных выставках. А зря! Уверена, что его творчество стало бы открытием для земляков и возможностью ознакомиться с удивительными работами живописца.

Лишь некоторые из творений художника можно увидеть на его страничке в соцсети «Одноклассники». Одобрительные отзывы посетителей под его картинами говорят сами за себя.

Когда-то, 69 лет назад

Родом Павел Барбашов из города Чкаловска Ленинабадской области. С 1957 года жил в городе Смоленск в обычной семье, не имеющей отношения к творчеству, отец его трудился прорабом и хорошо умел рисовать, мать – диспетчером в автопредприятии.

Мальчик неплохо учился и с детства имел склонность к рисованию.

– Я ходил в 1 класс, когда космонавт Юрий Гагарин выполнил первый в истории длительный космический полёт. Помню чувство гордости за нашу страну, за подвиг пилота. Весь Советский Союз рукоплескал герою. А потом были Герман Титов, Павел Попович и Валентина Терешкова. Мы, мальчишки 60-х, знали всех космонавтов поименно и мечтали о звездных далях… Я взял в руку карандаш, и на альбомном листе стали проявляться знакомые лица. Получилось похоже, – вспоминает П. Ф. Барбашов.

Та самая первая работа не сохранилась, её забрали на школьную выставку.

В основу сюжетов для следующих эскизов автор брал героев «Молодой гвардии», различных животных, рыб, растения, рисовал карикатуры, натюрморты и т.д.

От замысла – к рождению

В 1988 году судьба забросила художника в смоленскую деревню, и вот уже более тридцати лет он живет в Агапоново и работает водителем в администрации Новосельского сельского поселения. Одно лишь остается неизменным – его увлечение.

Сегодня в творчестве Павла Барбашова можно вычленить несколько направлений: портрет, пейзаж, анималистика. И о каждом стоит сказать отдельно.

Не имея специального образования, он от природы наделен удивительным талантом тонко подмечать нюансы, способные передать и неповторимость смоленских красот, и характер отдельного человека. Чудесные пейзажи Павла Федоровича просты и таинственны одновременно, здесь нет ярких тонов, прямых солнечных лучей, но все они им пронизаны. Неброские, но такие милые нашему сердцу мотивы: бескрайние поля и перелески, озерная гладь и речные перекаты, дороги и тропки, ведущие к родной деревеньке или уводящие в бескрайние просторы. Все узнаваемо, и потому трогательно и мило. Смотришь на них, и всплывают в памяти есенинские строки, созвучные с настроением картин: «Закружилась листва золотая», «Я по первому снегу бреду», «Задремали звезды золотые».

У художника немало акварельных шедевров, в которых так просто узнать знакомые места. Причем ему самому и на пленэр не всегда надо выходить – в его сердце эти любимые мотивы запечатлены навечно. Наполненные пленительной нежностью к смоленской сторонке, тонкими красками расцветают они на полотне зимними вечерами.

Неповторимые работы Павла Барбашова словно паутинной вуалью окутывают душу. Его акварель – техника мягкая, неяркая, заставляющая рассматривать написанный автором пейзаж как бы сквозь дымку. Наверное, потому и кажется, что время, выбранное художником для пленэра, раннее или вечернее, туманное или после дождя – так и чувствуешь, как влажная прохлада стекает с полотен. А за ее поволокой оживают знакомые, милые сердцу уголки родной природы. И ты безоговорочно узнаешь берег реки или озера, лесную опушку, поле с аккуратно сложенными стожками сена и пасущимся конем и убегающую вдаль дорогу с телеграфными столбами…

Гляжусь в себя как в зеркало

Портретист Барбашов – это отдельная тема. Начав в детстве с написания понравившихся образов, он не отошел от этих мотивов и сейчас. По-прежнему для него представляет интерес человек. А вот о том, как он выбирает своих персонажей, Павел Федорович расскажет сам:

– Каждый человек интересен сам по себе, нужно только увидеть и почувствовать это, пообщавшись с ним. В разговоре все мы раскрываемся, и тогда легче разглядеть и потом передать его настроение и темперамент.

На его рисунках – лица самых близких: жены, детей, внуков и друзей. И в каждом видится то самое неуловимое, что известно только ему.

Павел Барбашов настолько точно прорисовывает детали, умело отображая изгибы бровей, очертания губ и паутинки морщин, что сразу видишь характер данного типажа и даже чувствуешь его настроение. Особого внимания на его картинах заслуживают глаза, грустные и смеющиеся, погасшие и застывшие, широко распахнутые и прищуренные. Они, являясь настоящим зеркалом души, представляют интерес для каждого настоящего художника.

– Павел Федорович, как Вы рисуете портреты: с натуры или, может быть, по фотографии?

– В моей коллекции есть портреты членов нашей семьи, которых уже давно нет на свете. Это мои бабушки и дедушки. Их я перерисовал со старых фотографий. А вот детей и внуков люблю рисовать с натуры, усадив напротив.

– Каждый художник испытывает потребность в написании автобиографических работ. Наверняка есть они и у Вас…

– Да, у меня их несколько, и нарисованы они в разные годы. Если на первой мне около 40 лет, то на последней – 65. Себя я рисую, глядя в зеркало.

– Каждый мастер рано или поздно приходит в своем творчестве к теме религии. На Ваших картинах тоже нередко можно встретить изображения церквей. Чем они Вас привлекают?

– С возрастом приходит осознание и некая потребность приблизиться к духовному. Мне нравится рисовать наши смоленские храмы. В них – огромный пласт истории, судьбы людей, живших в далекие века. Мне кажется, что таким образом я сохраняю память о нашем прошлом.

– Павел Федорович, а сколько у Вас всего работ?

– Никогда не задумывался над этим. Наверное, очень много (улыбается).

– А сколько времени у Вас уходит на написание каждой картины, и как часто пополняется коллекция?

– Все зависит от настроения. Бывает, что по полгода не беру в руки карандаши и краски, а порой за пару дней удается нарисовать портрет. Иногда встречаешь человека, и возникает желание написать его образ. Через какое-то время я отдаю ему готовый рисунок.

– Людям, наверное, приятно бывает получить такой подарок?

– Думаю, что многим лестно иметь у себя личную копию.

– Павел Федорович, всем талантливым людям присущи муки творчества. Наверное, не лишены их и Вы.

– Нет. Для меня это просто хобби и ничего более. Я рад, что мои картины кому-то понравились.

Профессиональные навыки художника и сегодня являются основой его творческого пути. Искусство Павла Барбашова, как мне думается, давно вышло за рамки личного. Уже много лет он популяризирует наш край. На волне художественной памяти и таланта живописца можно отправиться в путешествие по Смоленскому району. Он навечно пленен его неброской красотой и нас сумел окунуть в дымку своих воспоминаний о дорогом сердцу уголке.

Елена ТРУФАНОВА