Юбилей – важное событие в жизни каждого человека. Это праздник мудрости, богатейшего жизненного опыта, подведения итогов.

В эти морозные, но такие теплые, согретые искренними словами уважения, восхищения, любви, поздравления и пожелания коллег, друзей, родных и учеников принимает Людмила Геннадьевна Гракова, директор Богородицкой средней школы Смоленского района, заслуженный учитель Российской Федерации, Почётный работник общего образования.

О Людмиле Геннадьевны отзываются, как о порядочном и принципиальном человеке, требовательным к себе и другим. Это настоящий профессионал, мудрый и талантливый педагог, учитель по призванию. К тому же эрудированный, превосходно знающий свои предмет, имеющий терпение и умение грамотно и доходчиво объяснить даже самую сложную тему.

Много душевных сил и энергии отдала она своим ученикам, научив их правильно и  просто разбираться в математических законах и законах жизни. Ее отличают такие душевные качества, как любовь к детям, своей профессии.

Л.Г. Гракова всегда интересовалась жизнью своих нынешних учеников и бывших выпускников, а не только тем, как они выучили урок. Поэтому все они до сих пор с трепетом и глубоким уважением относятся к своему учителю и классному руководителю. А коллеги ценят ее за жизнерадостность и общительность, считая творческим человеком, на которого можно положиться в любых делах.

Предначертанность

Людмила Кондратенко (девичья фамилия) родилась в одной из белорусских деревенек. Когда девочке исполнилось шесть лет, семья переехала в г. Сафоново, на родину мамы.

— Поскольку я росла в учительской среде, мой выбор был предопределен, — считает Людмила Геннадьевна. – Отец Геннадий Павлович преподавал точные науки, мама Мария Александровна – учила ребят русскому языку и литературе. Прекрасно помню, как родители готовились к урокам, до ночи проверяли тетради. Глядя на них, я тоже хотела быть учителем.

После окончания школы девушка преподавала уроки математики и физики в одной из сельских школ Сафоновского района. Когда пришла поступать в Смоленский педагогический институт на физико-математический факультет, — это была уже не вчерашняя школьница, а молодой педагог со своим практическим багажом знаний, делающий первые шаги на поприще, которому, как оказалось в дальнейшем, ей придется служить более полувека. Потом работала в школе № 4 г. Сафоново, в районном отделе образования.

В 1983 году Л.Г. Гракова была назначена  директором Богородицкой школы.

— За эти годы, конечно же, изменилось многое, — говорит она. – В 80-е годы школа насчитывала около 150 детей, сейчас — 423. Занятия тогда проводились в одноэтажном кирпичном здании 1903 года постройки. В 1987 году совхоз «Козинский» помог построить новое современное двухэтажное здание, отвечающее всем современным требованиям. Но, к сожалению, на сегодняшний день и этого школьного здания нам мало, так как расширился микрорайон, на территории которого находится учебное заведение, появилось много молодых семей, растет рождаемость, и, соответственно, увеличивается количество обучающихся. Сейчас обучение проходит в две смены. Четыре автобуса осуществляют подвоз деток из четырнадцати деревень, расположенных на территории Козинского сельского поселения.

Работа — жизнь моя

— Много лет я вела уроки математики, немало сил и времени, как у руководителя, отнимало и решение организационных и хозяйственных проблем, — продолжает Людмила Геннадьевна. — В последние годы моя деятельность вышла за рамки преподавания и сводится к планированию, принятию и контролю за исполнением управленческих решений.

Что для Вас профессия учителя в целом?

Есть немало замечательных профессий. О том, какая более значимая можно спорить бесконечно. Но профессия учителя, на мой взгляд, если не самая, то одна из важнейших и значительных. В наших руках – неокрепшая душа ребенка, и влияние на нее педагога огромно, поэтому им может стать далеко не каждый. Для этого нужна главная составляющая – любовь к детям. А это не всем дано.

Профессия учителя — это то, что мне было интересно всегда, то, что я делала и делаю с большим удовольствием. Многие годы я старалась передать свои знания ученикам, развить в них интерес к точным наукам, учила логически мыслить. От ребят всегда исходит поразительное жизнелюбие и оптимизм, они заряжают энергией, заставляют идти в ногу со временем.

Людмила Геннадьевна, что для Вас Ваша работа?

Работа — жизнь моя, как бы пафосно это ни звучало. Когда живешь жизнью своего коллектива, своих учеников, считаешь себя единым целым с этими людьми. Я первая прихожу в школу, люблю не спеша пройти по пустым молчаливым коридорам, которые совсем скоро наполнятся ребячьими голосами. Часто ухожу последней, понимая, что дела никогда не закончатся, и можно продолжить их завтра.

Как Вы считаете, чему должна учить современная школа?

Работая со школьниками, я прекрасно понимаю, что на нас, педагогов, особенно в пору Интернета и информационных технологий, возложена огромная миссия. К сожалению, не во всех семьях дети получают необходимое воспитание. Школа, конечно, в плане воспитания многого сделать не может, воспитывать должны родители. Но идеалы, принципы, нормы, личный пример педагогов тоже играют свою роль.

Школа должна учить добру и справедливости, патриотизму, взаимному уважению. А мы, как живой инструмент, помогаем этому процессу. Если объединять усилия семейного воспитания с тем добрым, что хотят привить ребёнку педагоги, положительные результаты обязательно будут. Ведь у нас хорошие, добрые, воспитанные дети.

Продолжите фразу: «Самая большая похвала учителю…»

— Сияющие глаза учеников. Насколько интересно, доступно и качественно педагог объясняет свой материал, как привлекает и мотивирует подрастающее поколение, каким образом ребята усваивают знания – это и есть работа в учебном заведении. И поступки учителей будут помниться всегда, а знания – использоваться во благо.

Я где-то читала, что смысл жизни — в служении. А профессия учителя -одна из тех, что в наибольшей мере позволяет это реализовать. Только очень важно, по-моему, осознавать, что в школе не только учителя, но и ученики по-настоящему должны уважать друг друга, и тогда служение может принести много пользы и добра.

Об успехах, счастье и мечтах

Добрую славу любой организации, будь она общеобразовательной или какой-либо другой, создают люди и, прежде всего, руководитель. Богородицкая средняя школа всегда являлась одной из лучших не только в Смоленском районе, но и регионе. Это, безусловно, не только большой труд, но и повод для гордости.

— Хочу сказать, что мне посчастливилось трудиться бок о бок с замечательными педагогами, отдающими себя любимой профессии и бережно относящихся к детям. Наш педагогический коллектив, действительно, один из самых сильных в районе.

В 2006 и 2012 годах Богородицкая школа становилась победителем национального проекта «Образование». Заработанные деньги мы потратили на укрепление материально-технической базы школы.

А в 2016 году учебное заведение было признано ведущим образовательным учреждением России.

Радует, что у нас есть последователи. В последние годы к нам пришло много молодежи. Все они творческие, настроенные на серьезную работу и успех личности, глядя на которых, понимаешь: это настоящие преемники, которые уверенно продолжат дело старших педагогов.

Наши бывшие выпускники с удовольствием приходят к нам и на практику. Сейчас ожидаем Евгения Павлова, студента Смолгу, который окончил школу с медалью.

О чем Вы мечтаете как директор и женщина?

Как директор мечтаю, чтобы наша школа развивалась, расширялась и давала прочные знания нашим ученикам. Как женщина мечтаю, чтобы мои близкие были здоровы, и внуки выросли достойными людьми.

Вы счастливый человек?

Да, потому что моя жизнь была наполнена интересными значимыми событиями, и я всю жизнь занималась любимым делом.

Уважаемая Людмила Геннадьевна, мы присоединяемся ко всем искренним поздравлениям в Ваш адрес и желаем здоровья, сил и терпения. Пусть добрые события украшают Вашу жизнь и рядом всегда будут те, кто дорог. С юбилеем!

Елена Труфанова