«Самое главное для того, чтобы быть хорошим учителем, – это любить детей, – уверена Людмила Дмитриевна Гудыменко, учитель русского языка и литературы Пригорской средней школы. – Если этого нет, то тебе не помогут никакие самые современные и грамотные методики. Дети – очень чуткие камертоны в отношениях, детскую душу обмануть нельзя. Они сразу чувствуют неискренность. Если ты не будешь их любить, не будешь ими интересоваться, то и они ответят тебе тем же, никаких позитивных отношений с ними выстроить не удастся. Я для себя вывела такую формулу: хороший учитель – это искреннее желание похвалить за успехи и умение проявить оправданную строгость. Ну и постоянное стремление совершенствоваться самому, повышать свой педагогический уровень и узнавать что-то новое, чтобы поделиться этим с детьми».

МЕЧТА, СТАВШАЯ СУДЬБОЙ

Решение стать учителем Людмила приняла еще в школьные годы.

«У нас были замечательные учителя, – вспоминает она. – Они не только доходчиво объясняли материал, не только беседовали с нами на самые разные темы – они были нашими друзьями и искренне любили нас. И поэтому я тоже захотела стать учителем, работать с детьми, ведь нет ничего интереснее, чем помогать ребенку познавать мир и развиваться».

Окончив 10 классов, Людмила год проработала учителем в сельской школе и еще больше укрепилась в своем желании стать педагогом. Родители поначалу не поддерживали ее стремление, советовали выбрать другую профессию. Но девушка была уверена в своем выборе и поступила в Смоленский педагогический институт. Ну и выбор филологического факультета не стал случайностью – книги всегда были и есть неотъемлемой частью жизни Людмилы, она очень любила читать и хотела передать эту любовь к художественному слову, к родному языку своим ученикам.

После института молодой специалист Людмила Дмитриевна пришла на работу в школу №17 в Смоленске и оставалась ей верна в течение 29 лет, ни разу не пожалев о том, что выбрала именно эту профессию. И можно с уверенностью сказать, что ее увлеченность своим делом и искренняя любовь к ученикам остается в памяти сотен смолян, которых она учила не только любить родной язык и понимать глубины литературных произведений, но и быть хорошими людьми – честными, добрыми, трудолюбивыми.

Как и она помнит каждого из своих учеников и радуется их успехам в жизни. Переехав жить в Цыбульники, Людмила Дмитриевна сменила и место работы, став учителем Пригорской школы: «Мне здесь очень нравится, школа сама по себе прекрасная, в которой удобно и учить, и учиться. Меня очень тепло приняли и руководство школы, и коллеги, к которым я всегда могу обратиться за советом и помощью. И, конечно, радуют дети. У многих до сих пор сохраняется стереотип, что в сельской школе и уровень образования не самый высокий, и ребята отстают. Это абсолютная неправда. В Пригорской школе работают замечательные учителя, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, искренне любящие и уважающие детей. И ребята прекрасные – воспитанные, любознательные, открытые для всего нового, добрые и внимательные. Несмотря на большой педагогический опыт, я, конечно, волновалась, как они примут меня, как сложатся наши отношения. Но мои опасения оказались напрасными, все идет хорошо – нам интересно вместе, мне нравится их учить, а они хотят учиться. Уверена: мы станем с ними настоящими друзьями».

Сейчас Людмила Дмитриевна является классным руководителем в пятом классе, а также ведет русский язык и литературу в двух девятых и десятом классе.

ЛИТЕРАТУРА КАК ВОСПИТАНИЕ

Принято считать, что современные дети в большинстве своем не интересуются чтением, да и вообще достаточно легкомысленные. Людмила Дмитриевна с этим не совсем согласна.

«Да, в настоящее время количество увлеченно читающих детей уменьшилось, с этим трудно поспорить. Но это не значит, что они менее серьезно относятся к жизни, ничем не интересуются. Современная жизнь и школа в частности предоставляют много возможностей для самовыражения, проявления своих способностей в спорте, творчестве, сфере информационных технологий. Ну а мы, учителя словесности, делаем все возможное, чтобы и чтение входило в круг этих интересов, чтобы книги занимали важное место в развитии ученика. Так, у меня замечательный десятый класс, это уже серьезные люди, которые вдумчиво читают и размышляют, не боятся высказывать свое мнение. Впрочем, мне интересно с каждым учеником, ведь каждый из них – личность, со своим характером, способностями, взглядами на жизнь. И задача учителя – тактично способствовать всестороннему развитию ребенка, укреплению в нем положительных качеств.

Вообще я уверена, что уроки словесности в школе – это не просто способ познакомить учеников с выдающимися литературными произведениями, научить их чувствовать художественное слово, но и важнейший воспитательный момент. Радует, что изменения в программу вносятся с учетом этого. Так, сейчас в школу вернули изучение таких замечательных произведений, как «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь», которые во многих поколениях ребят воспитывали любовь к Родине, патриотизм, стойкость и уверенность в своих убеждениях. И, конечно, в программе остались все те произведения, которые развивают эмоциональный мир ребенка, прививают традиционные нравственные ценности и помогают ему сформироваться как полноценная личность».

УСПЕХ – В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Людмила Дмитриевна подчеркивает, что очень важная составляющая для любого учителя – это взаимопонимание не только с детьми, но и с родителями. Ведь только в сотрудничестве, в движении в едином направлении можно достичь успеха: «Учитель, родители и ученик должны быть одной командой, тогда все будет получаться и в учебе, и в воспитании. Конечно, все люди разные, со своими представлениями о жизни, так что учитель должен быть не только грамотным педагогом, но и умелым психологом. Найти общий язык с каждым, увлечь ребенка своим предметом, выстроить отношения с родителями – на самом деле учителю нужно очень много знать и уметь, обладать обширными педагогическими навыками и позитивными человеческими качествами. И очень хотелось бы, чтобы в обществе повышался престиж учительской профессии, уважение к непростому труду педагога».

И мы от всей души пожелали Людмиле Дмитриевне Гудыменко увлеченных учеников и понимающих родителей! Пусть ее работа в Пригорской школе будет всегда такой же любимой и успешной!

Ольга КОЛЫШКИНА