Логопед-дефектолог – о важности грамотной речи в современном мире

14 ноября свой профессиональный праздник по всему миру отмечают логопеды. Специалисты по речевым расстройствам и их коррекции отмечают его в Российской Федерации начиная с 2004 года. Современный логопед не только научит произносить звук «р», но и поможет развить речь, грамотно писать, а также восстановит речевую способность после перенесенных заболеваний как у детей, так и у взрослых.

Алевтина Тихонова – логопед-дефектолог в МБОУ «СШ № 33» города Смоленска. Свою профессиональную деятельность специалист начала с 1988 года. Женщина выбрала эту профессию не случайно. Мама героини всю жизнь работала сурдопедагогом (специалист, занимающийся с глухими и слабослышащими детьми и взрослыми).

Алевтина Валентиновна рассказала нам, для чего же всё-таки нужен логопед, как отличить хорошего специалиста от плохого, а также поделилась практическими советами профилактики нарушений речи для детей.

– Алевтина Валентиновна, где вы учились? Какие дополнительные знания получали?

– Первое высшее образование в 1984 году я получила в Смоленском государственном педагогическом институте им. К. Маркса по специальности «учитель начальных классов». В 1991 году окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности «Логопедия» в городе Санкт-Петербурге. Каждый педагог обязан регулярно повышать профессиональную квалификацию не реже одного раза в три года. В прошлом году я обучалась на курсах по теме «Логопедическая работа с детьми с ОВЗ» (дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания). Также окончила курсы по программе «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушений речевого развития у детей». Регулярно участвую в профессиональных вебинарах, на которых узнаю о передовом опыте коллег, новых методах работы. Все полученные знания необходимы для профессионального роста.

Роль логопеда

– Для чего вообще нужен логопед? Как понять, что ребенок, который вроде бы правильно выговаривает все слова и звуки, логопат?

– Логопед – это педагог-дефектолог, который работает над выявлением и устранением речевых нарушений как у взрослых, так и у детей. Есть очень разные направления в логопедии. Например, логопед-афазиолог, он занимается восстановлением речи после инсульта. Есть логопеды в домах ребенка, которые развивают детей с рождения, чтобы не было «синдрома белого потолка». Логопед – это не только тот человек, который ставит звуки, но и работает над всей речевой системой (словарный запас, лексикограмматический строй, связная речь…). Образно говоря, работу над коррекцией речи можно сравнить с пошивом пальто, где поставленные звуки – хорошо пришитые пуговицы, что немаловажно.

Легко понять, когда ребенок логопат. Школьный логопед занимается исправлением не только устной речи, но и работает над специфическими (логопедическими) ошибками. Существуют специальные тесты для диагностики письменной речи. У меня как школьного логопеда есть своя система тестов. Ребенок может еще не уметь писать, но уже можно понять, что он будет это делать с ошибками. Во время обследования я выявляю детей, склонных к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. В первом классе логопед занимается профилактикой, а в дальнейшем – коррекцией речи.

– Как связаны неграмотность и дефекты речи?

– Есть нарушения речи, которые не влияют на грамотность. Например, ребенок не выговаривает звук «р», при этом он будет прекрасно читать, писать и учиться на пятерки. Другой ученик может не иметь нарушения звукопроизношения, но писать будет неграмотно. Он «не слышит» звуки, будет заменять, пропускать буквы. Например, ребенок путает звуки «р» и «л», он вместо слова «рак» напишет «лак». В детских садах часто логопед успевает только исправить произношение, но не предупреждает неграмотность.

Многие родители считают, что если звуки поставлены, то на этом работа завершена. Это неверно. Обязательно перед школой или в первом классе нужно проконсультироваться у школьного логопеда, чтобы предупредить нарушения письма и чтения.

– Как отличить хорошего логопеда от плохого? Вот ходит ребенок на занятия, отзывы были отличные, все довольны, а результата нет...

– Я как мама в первую очередь посмотрела бы на образование специалиста. Очень важно иметь хорошую теоретическую базу. Важен и опыт работы. Есть очень много хороших молодых коллег, но за год-два встречается не так много сложных случаев в практике.

Третье и не менее важное – это то, как логопед выстраивает свою коммуникацию с ребенком. Должна быть эмоциональная, доброжелательная атмосфера. Также меня бы насторожило, если логопед дает маленькие временные рамки для выявления и устранения каких-либо нарушений. Логопед с большим опытом работы не всегда может предугадать, сколько времени потребуется для коррекции сложных дефектов (многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, эффективного сотрудничества с родителями).

Еще один показатель, который ставит под сомнение компетентность логопеда, когда он занимается коррекцией всех нарушений речи у детей и взрослых. Как правило, логопед, как и врач, специализируется на определенных нарушениях. Например, звукопроизношение, письмо, чтение и заикание. Если при исправлении звукопроизношения не наблюдается минимальная положительная динамика в течение 2–3 месяцев, то это значит, что логопед выбрал неверный способ постановки звука, не установил эмоциональный контакт с ребенком и его родителями.

– Сколько в среднем по времени нужно ребенку для постановки звуков?

– У кого-то можно исправить нарушения за одно занятие, по подражанию. Показал один раз – и он запомнил. Если брать сложные нарушения, то это может быть и три месяца, и полгода, и год, и два. Всё очень индивидуально и зависит от ребенка, профессионализма логопеда, систематичности занятий и продуктивного контакта с родителями.

Занятия с логопедом проходят два раза в неделю в течение 30–45 минут. Обязательны ежедневные занятия с родителем перед зеркалом. Исключением является время, когда ребенок болеет. Если не будет каждодневных тренировок, навык не разовьется.

Факты о логопедии

– Допустимо ли логопеду самому иметь дефекты речи?

– Конечно, нет. Это профессиональная непригодность. Любой специалист, работающий с детьми (воспитатель или учитель), должен иметь чистую и правильную по форме, доступную и эффективную по содержанию речь. Он является образцовым носителем коммуникативной культуры. Дефекты речи имеют тенденцию к подражанию. Если дети в своем окружении слышат образец неправильной речи (заикание или дефектное произношение), то это является причиной речевых нарушений.

– Есть такое мнение, что заикание появляется вследствие испуга. Так ли это?

– Конечно, нет. Каждый из нас когда-нибудь пугался лая собаки, темноты, у каждого были стрессы, многих воспитывали строгие родители или учителя, но далеко не у всех испуг или стресс привел к заиканию. Есть определенные условия, которые вызывают изменения в головном мозге, это может быть гипоксия (нехватка кислорода) плода во время беременности, наследственная предрасположенность, возбудимый тип нервной системы, травмы головы в детстве.

Большую роль играет возраст ребенка, чаще всего заикание возникает в период с двух до пяти лет. Сильный испуг – не причина заикания, стресс лишь дает ему возможность проявиться. Часто заикание возникает без всяких эмоциональных причин.

– Считается, что логопедическая проблема «является проблемой после пяти лет», до этого всё списывают на возрастное несовершенство речевого аппарата. То есть после пяти лет все проблемы пройдут. Это так?

– Это заблуждение. Например, в норме ребенок в один год должен говорить от четырех до восьми слов, к полутора годам – уже до 30 слов. В два года словарный запас ребенка составляет около 50 слов. К двум с половиной годам малыш может уже составлять трех-четырехсловные предложения.

По моим наблюдениям, сейчас есть тенденции к позднему развитию речевой функции. Это, конечно, не норма, а уже темповая задержка речи, но за этим может скрываться и тяжелое нарушение, например, общее недоразвитие речи. При коррекции важен сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция. Для речи этот период – от рождения до шести лет. Если ребенок не выговаривает звуки до пяти лет, то это так называемое «возрастное косноязычие», к пяти годам ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением.

В раннем возрасте (в три года) встречаются такие нарушения, которые являются патологическими и самостоятельно не исправятся.

– Какие самые сложные звуки для детей?

– Можно было бы легко сказать, что звук «р», но это неправильно. Всё зависит от механизма нарушения. Ребенок услышал неправильный звук, он его закрепил, ему понравилось его произносить, и он продолжил дальше так говорить. При этом анатомическое строение артикуляционного аппарата абсолютно сохранное. Хорошая подвижность языка, правильно работают мышцы, такому ребенку любой звук поставить будет легко. Но если у него органическое поражение мозга, нервов, которые управляют органами артикуляции (язык, губы, щеки…), в таком случае любой звук будет поставить тяжело.

– До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

– Вообще логопедические проблемы можно исправить в любом возрасте. И бабушке после инсульта можно помочь, и детям в раннем возрасте. Мы уже говорили о сензитивном периоде. Это хороший период усвояемости информации для исправления речи. Лучше всего исправить нарушения до семи лет. Коррекцию звукопроизношения желательно начинать в 4,5–5 лет, это тот возраст, когда ребенок может произвольно себя заставить хотя бы 20 минут позаниматься перед зеркалом.

Конечно, занятия проводятся в игровой, увлекательной форме (мы поем, прыгаем, рисуем, дуем на ватку, танцуем и даже «летаем» в кабинете).

– Можно ли решить проблему произнесения звука «р» подрезанием уздечки?

– Да, можно решить, но в основном специалисты не рекомендуют подрезать уздечку. Я направляю к стоматологу-хирургу только в исключительных случаях. Уздечка языка легко растягивается в результате специальных упражнений, но если уздечка не тянется (около трех месяцев) и очень короткая, то специалист может посоветовать ее подрезать (при заикании уздечку подрезать не рекомендуется). Часто короткие уздечки подрезают еще в роддоме, чтобы ребенок мог взять грудь. После подрезания через несколько занятий дети начинают правильно произносить звуки.

– Неправильный прикус или искривленные зубы влияют на произношение?

– Однозначно! Неправильный прикус осложняет работу и увеличивает сроки исправления звуков. Отсутствие зубов тоже влияет на произношение. В этом случае логопед ставит звуки-заменители, похожие на оригинал. После того как зубы вырастут, специалист заменит их на «чистые» звуки. Длительное сосание пальца может привести к выдвижению передних зубов вперед и деформированию нёба. Результат – проблема с произношением. Любое отклонение в строении артикуляционного аппарата (строение губ, нарушение посадки зубов, размер и форма языка…) влияет на чистоту звучания речи. Поэтому при постановке звуков важно не только надеяться на логопеда, но и проходить лечение у ортодонта.

Советы профессионала

– Так ли необходимо обращаться к логопеду? Ведь у некоторых людей очень мило выходит картавить, и это даже придает им некоторый шарм…

– Смотря какое нарушение… Если у ребенка до 40 ошибок в диктанте, то ему однозначно нужно заниматься с логопедом. Когда звук не мешает, нервная система устойчивая, нет проблем с грамотой, то это считается косметическим дефектом.

Нередко нарушения речи воспринимаются людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Дефекты создают трудности в достижении многих жизненных целей, в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни.

– Как мотивировать ребенка на занятия? Его устраивает, что он не выговаривает какие-то звуки…

– Большинство детей в маленьком возрасте не понимают своего дефекта. Подростки самостоятельно приходят на занятия к логопеду, но исправить нарушения уже гораздо сложнее. Важно у ребенка вырабатывать внутреннюю стимуляцию, чаще хвалить за заслуженные результаты. «Ты научился правильно выговаривать звук «р», теперь у тебя красивая, правильная речь, ты еще лучше будешь рассказывать стихи». Формируется адекватная самооценка у ребенка. Конечно, мамам важно проводить занятия в игровой форме, менять виды деятельности: сейчас мы порисуем, а потом позанимаемся гимнастикой язычка, затем подуем на цветок, кораблик… Необходимо не забывать и о внешней стимуляции. После занятия разрешить немного поиграть в компьютерные игры.

– В какой момент нужно бить тревогу родителям?

– Когда ребенок не понимает обращенную речь. Возможно, он вас не слышит. Тем более если не оборачивается на хлопок или громкие звуки. В этом случае нужно срочно обратиться к сурдологу. Настораживает, когда биологический слух сохранен, но дети не понимают обращенную к ним речь, боятся громких звуков, не переносят музыку, часто закрывают уши руками, не могут воспроизвести то, что им нужно сделать. Если у ребенка позднее начало речи (первые слова к 3–4 годам), речь у детей полностью отсутствует, а словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики, жестов.

– Часто ли родители жалуются, что их детей дразнят сверстники из-за нарушений речи?

– Да, такое может быть. Дети в таком возрасте достаточно жестоки. Постарайтесь в ближайшее время устранить недостатки и научите ребенка правильно отвечать обидчику: «Да, я не выговариваю звук «р», и что здесь такого?» Обидчик быстро потеряет интерес к своей «жертве». Никогда не обижайте своего ребенка сами.

– Стало ли больше проблем у современных детей с речью по сравнению с прошлым веком? С чем это связываете?

– Полагаясь на свой опыт, могу сказать, что до 40% современных детей имеют незначительные несовершенства речи. Примерно 25% имеют серьезные нарушения. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Это связано прежде всего с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Важно развивать общую и мелкую моторику, координацию движения пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Мелкую моторику можно развивать разными способами, например, игры с мелкими предметами, упражнения с элементами письма, массаж пальцев и кистей, лепка и различные пальчиковые игры.

– Можете ли вы посоветовать родителям литературу для изучения и самостоятельной работы с детьми?

– Для выявления нарушений речи – Е. Косинова «Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет». Эта книга – свод своеобразных тестов, с помощью которых, просто общаясь и играя с ребенком, вы можете определить его отставание в речевом развитии или убедиться, что речь вашего малыша развивается нормально. Для коррекции речи подойдет М. Полякова «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство». Настоятельно советую для диагностики и коррекции речи обратиться к специалистам.

Настя МАЗНЕВА.

ДЛЯ СПРАВКИ

Советы родителям по логопедии

1. Петь колыбельные и разговаривать с малышом с первых дней жизни. Ребенок начнет раньше «гукать» и лепетать.

2. Стимулировать мелкую моторику рук малыша: массаж, пальчиковые игры…

3. Следить за своим произношением, у родителей должна быть четкая, неторопливая, эмоционально окрашенная речь.

4. Не «сюсюкать» и не передразнивать малыша.

5. Как можно чаще общайтесь с ребенком.

6. Чаще читайте ребенку, обсуждайте прочитанное.

7. Уделяйте большое внимание развитию связной речи: рассказывайте сказки, придумывайте рассказы.

8. Не учите рано (в 3–4 года) детей читать.

9. Обучение чтению лучше начинать в 5,5–6 лет, если родитель владеет методикой обучения грамоте.

10. Не ругайте ребенка за логопедические ошибки в диктантах.

11. Как можно раньше обращайте внимание на отставание в развитии речи ребенка. Обращайтесь за помощью к специалистам: врачам и логопедам.