Для каждого педагога одним из основополагающих факторов в выборе будущей профессии становится авторитет любимого учителя. Для бывшей ученицы Кощинской школы Олеси Аделевой, а ныне учителя начальных классов этой же школы, им стал (бывает и такое!) весь педагогический коллектив.

– С первого класса я прониклась чувством уважения и какого-то благоговения к своей первой учительнице Ирине Ивановне Васильевой, – рассказывает Олеся Валерьевна. – Мне во всем хотелось быть на нее похожей, подражать ее манерам, голосу, способности легко и доступно излагать материал. В старших классах моими любимыми предметами были русский язык и литература, благодаря умению Светланы Михайловны Бобровой увлечь своими уроками. Вообще все педагоги во главе с директором Александром Николаевичем Барневым оказали огромное влияние на мое будущее. Для меня они были особенными людьми, немного из другого мира.

В детстве я любила играть в школу и мечтала, что вот так же когда-то войду в класс, где самые маленькие школьники будут внимать моим словам, широко открыв глаза…

И вот окончена школа, и Олеся стала студенткой отделения «Психология и педагогика начального образования» на тот момент Смоленского педагогического университета. Не сразу девушка стала учителем. Вначале Олесе Валерьевне пришлось поработать воспитателем в детском саду п. Пригорское «Солнышко». А потом судьбе было угодно исполнить мечту героини публикации: она вернулась в родную школу уже в роли учителя.

– Олеся Валерьевна, вы – «классная мама» для 27 первоклашек. Насколько на примере своих учеников вы можете оценить подготовленность современных детей к школе?

– Поскольку каждое поколение развивается в социуме, на всех нас накладывает отпечаток и окружение, и изменения, происходящие в обществе. Если раньше родители приводили деток в школу, полностью предоставляя учителю возможность научить ребенка с азов читать и писать, то теперь и взрослые стараются дать своим детям больше, и сами дошкольники стремятся к знаниям уже в детском саду. Некоторые из них еще до прихода в школу научились неплохо читать.

– Многие педагоги отмечают, что дети стали другими…

– Согласна с этим мнением. Несмотря на то, что учениками дети теперь становятся на год-полтора раньше своих ровесников, живших лет двадцать назад, они более уверенные в себе, более активные и целеустремленные. Да, они ведут себя так же, как мальчишки и девчонки во все времена: любят поиграть и пошалить, но очень четко осознают, для чего пришли в школу, и потому пробуют проявить себя не только в учебном процессе, но и во внешкольной деятельности. У них богаче словарный запас, дети умеют ясно сформулировать свою мысль, и работать с ними очень интересно.

– А что дается вашим ученикам сложнее всего и как они преодолевают трудности?

– Тяжелее в целом получается написание новых букв. С чтением детки справляются хорошо, а правописание требует усидчивости и аккуратности. Именно этих качеств порой не достает семилетнему ребенку. У каждого из ребят свой характер: один старается со всей присущей ему скрупулезностью решить задачу, другой – переживает и расстраивается. И к каждому я подхожу, подбадриваю, направляю и за руку, бывает, беру, чтобы показать, как лучше и красивее написать буквы, а потоми соединить их в слоги и слова.

– Как строите отношения с родителями своих учеников?

– Мое кредо как педагога: вместе мы всему научимся и всё преодолеем. На первых порах ребенку не обойтись без помощи мамы и папы. К счастью, родители моих учеников – люди понимающие, они прислушиваются ко всем рекомендациям, что помогает совместными усилиями преодолеть сложности первого этапа обучения. Главное – научиться взаимодействовать с семьей ребенка, выстраивать отношения на положительных моментах. Я считаю, что об успехах детей нужно говорить при всех, что же касается неудач – только при личной беседе с родителями. Также и учеников нацеливаю на то, что класс – одна команда, где недопустимо высмеивать друг друга, а только помогать. Важно, чтобы и дети с родителями находили взаимопонимание.

– Вы – строгий учитель?

– Ко всем ученикам я отношусь искренне, как к своим собственным детям. С первых уроков, безусловно, важно нацелить детей на порядок и дисциплину во время обучения, объяснив, что так им легче будет услышать и понять новый материал, а значит, и получить хорошую оценку. Для младших школьников – это достаточно серьезная мотивация.

– Какие мероприятия проводите во внеклассном плане?

– Их много, и каждое имеет свое направление. Например, «Здоровячок» говорит само за себя. «Школа вежливости» занимается духовно-нравственным воспитанием детей. «Пишу-рисую» развивает их индивидуальные творческие способности. Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма. Поскольку программа включает в себя разнообразные виды деятельности и формы организации работы, она сочетает познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы, побуждает детей к самостоятельной познавательной, коммуникативной деятельности.

– Олеся Валерьевна, вы не только осуществили свою детскую мечту, став учителем. Вы – жена и мама. Расскажите о своей семье.

– Не кривя душой, скажу: «Я счастливый человек». Я люблю свою работу и своих учеников. Моя семья – это трое самых любимых мужчин: муж Андрей Викторович и сыновья Семен и Леонид. Они – моя поддержка и опора.

Как, оказывается, немного нужно человеку, чтобы чувствовать себя необходимым и востребованным и в своей профессии, и среди близких людей. Но это только на первый взгляд. Олеся Ваштаг твердо знает, что ничего не дается просто так, всё это – плоды ее усилий и стараний, которые и привели к успеху и счастью.

Елена ТРУФАНОВА