Уверена, что не ошибусь, если скажу, что во все времена педагоги отдавали предпочтение воспитанию в школьниках духовности, нравственности, патриотизма. На этих традициях воспитывалось и продолжает воспитываться не одно поколение учащихся. Катынская школа находится в местах, богатых замечательной историей, народными традициями, которые учителя сохраняют и используют в духовно-нравственном воспитании детей.
О духовных ценностях, самых маленьких школьниках и пути в педагогику беседуем с учителем начальных классов Катынской школы Ириной Анатольевной Чепелевой.
– Родилась я в городе Сафонове, в поселок Авторемзавод Смоленского района переехала вместе с мужем в 2002 году, – рассказывает Ирина Анатольевна. – Начинала свой педагогический путь в детском саду «Ласточка». Потом перешла в Катынскую школу и вот уже более десяти лет работаю здесь.
– В вашей семье были педагоги, кто повлиял на ваш выбор?
– Нет, учителем стала только я. Сколько себя помню, всегда хотела работать с детьми. Поэтому после окончания школы поступила в Смоленский педагогический университет и в 2002 году получила диплом по специальности «Педагогика и методика начального образования».
– Как театр начинается с вешалки, так и школа – с первоклашек…
– Да, первое впечатление о школе, об учителях у ребенка закладывается в начале обучения. Именно от того, как сложатся отношения с первым учителем и одноклассниками, как быстро первоклашка научится читать и писать, сформируется его отношение к школе в целом. Поэтому на нас, учителях начальных классов, лежит особая ответственность.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?
– Прежде всего – компетентным, быть на своем месте, честным, доброжелательным, уметь держать слово, ведь детские души – мягкий «материал». И очень важно не дать ребенку очерстветь, замкнуться в себе, где-то сломаться, затаиться и уйти так во взрослую жизнь. Именно поэтому важны качества не только педагогические, но и общечеловеческие.
– Для скольких ребят вы сегодня классная мама и какой это класс?
– У меня 27 человек в 3-м классе.
– А сколько всего было выпусков? Поддерживаете ли вы отношения с бывшими учениками?
– Пока было три выпуска. Конечно, очень приятно, когда ребята останавливаются, чтобы пообщаться, некоторые на переменках прибегают в свой бывший класс. И я всегда рада их видеть и искренне интересуюсь успехами детей.
– Ни в коем случае не хочу обидеть педагогов-предметников, но мне кажется, что львиная доля любви и привязанности достается всё-таки учителям начальных классов. Их имя мы помним до глубокой старости. И это объяснимо: в школе детки проводят полдня, и учитель здесь выступает в роли второй мамы, а это так важно для семилетнего ребенка…
– Не соглашусь и не опровергну данное утверждение. Завоевать уважение, а тем более любовь ребенка под силу далеко не каждому. Безусловно, мы, педагоги, стараемся найти подход к каждому ребенку, не выделяя никого.
– По какой программе ведете обучение?
– Это «Начальная школа XXI века». На материале учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов я осуществляю духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работаю над укреплением физического и духовного здоровья детей. Делая акцент на личностные характеристики ребят, стараюсь сохранить и поддержать их индивидуальность, предоставляя каждому возможность работать в присущем ему темпе. Важно создать условия для реализации творческих возможностей школьников. Учебный материал дается в форме слоеного пирога – за каждой темой следует повторение, что обеспечивает хорошее запоминание программы.
– Какие методики используете на уроках, чтобы удержать внимание детей, заинтересовать их учебным предметом?
– Жизнь не стоит на месте, поэтому нам, педагогам, приходится подстраиваться под современные реалии. Появились новые технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, проектная, развивающего обучения, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения и другие. И я как учитель стараюсь идти в ногу со временем и применять данные методы на своих уроках. Благодаря в том числе и инновационным методикам детки учатся с большим интересом, что положительным образом отражается на их успеваемости.
– Деятельность учителя подразумевает и работу с родителями…
– Родители моих воспитанников – люди понимающие, мы всегда стараемся найти точки соприкосновения во всех вопросах, потому что осознаем: растим наших детей вместе. Они с интересом участвуют в конкурсах, проводимых в школе. Я готова после уроков остаться позаниматься с ребенком, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях. Родителям важно видеть, что сыну или дочери здесь помогут.
Для всех нас выдался нелегким путь перехода на «удаленку» во время пандемии. В этот период даже больше приходилось общаться с родителями, нежели с детьми. Все мы, как кажется, стали ближе друг другу, сделали необходимые выводы.
– Любому учителю приятно, когда бывшие ученики идут по его стопам, выбирая профессию педагога. У вас есть последователи?
– Сейчас на 4-м курсе СГПУ получает профессию учителя начальных классов наша бывшая выпускница Евгения Малащенкова, в одном из столичных вузов окончила обучение и работает в школе Юлия Малащенкова. Это, конечно, приятно.
– Какие показатели вашего труда наиболее для вас ценны?
– В 2016 году я была награждена грамотой комитета по образованию Администрации Смоленского района Смоленской области «За высокие достижения в системе образования Смоленского района в связи с профессиональным праздником Днем учителя». В 2018 году получила благодарственное письмо Департамента Смоленской области по образованию и науке «За добросовестный плодотворный труд, успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения». Я расцениваю это как стимул для еще более плодотворной работы и решения новых задач.
– Ирина Анатольевна, примите наши поздравления с Днем учителя. Творческих вам успехов, вдохновения, сил и энергии в нелегком труде воспитания и обучения самых младших школьников.
Елена ТРУФАНОВА.