Средняя школа, которая находится в Русилове, носит название «Трудиловская». Трудилово – это населенный пункт, расположенный в том же Пионерском сельском поселении. Именно там и было организовано учебное заведение, история которого насчитывает уже более сотни лет. Но когда здание школы пришло в негодность, в 1996 году руководство существовавшего еще на тот момент совхоза «Теличенский» передало в распоряжение учебного заведения свое административное здание, которое находилось в Русилове и было приспособлено под школу.

smart

– Сейчас от прежнего здания школы в Трудилове ничего не осталось, ученики и педагогический коллектив полностью перешли в новое помещение. Но поскольку не всякое учебное заведение Смоленской области может похвастаться столь продолжительной историей, то не хотелось расставаться с прежним названием. Вот так школа и осталась Трудиловской, – рассказывает директор МБОУ «Трудиловская средняя школа» Елена Владимировна Константинова.

Сама Елена Владимировна закончила Трудиловскую среднюю школу в 1987 году, тогда же она поступила в Смоленский пединститут, а теперь уже третий учебный год возглавляет родную школу.

Как сейчас вспоминает Елена Константинова, в детстве она, впрочем, наверное, как и всякий ребенок, глядя на пример взрослых, раздумывая, кемхочет стать, перебирала несколько специальностей. Причемв то время профессия учителя не была для маленькой Лены в числе приоритетных.

– Сейчас уже трудно припомнить. Разные профессии рассматривала. Сестра у меня работала бухгалтером, поэтому я подумывала о торговле или о бухгалтерии. Но чем ближе подходило время к выпускному, Елена всё больше задумывалась о возможности включиться в преподавательскую деятельность.

– Вряд ли выбор будущей профессии можно свести к простой цепи случайностей, – рассказывает Елена Владимировна. – При окончательном решении как-то сошлось несколько обстоятельств. С одной стороны, мне всегда нравилось наблюдать за работой учителей, да и к детям тянуло. К тому же у нас преподавала замечательный педагог – учительница немецкого языка Татьяна Анатольевна Жерибор. У нее всегда было очень интересно на уроках. Мне самой нравился немецкий язык, легко давался. А с другой стороны, когда подходило к концу школьное обучение, на поступлении в пединститут настояли родители: попробуй, дочка, не получится – тогда пойдешь работать, куда захочешь.

Елена Владимировна поступила в Смоленский пединститут на иняз, причем с первого раза. Специальность – немецкий язык, в качестве дополнения – методист по воспитательной работе. По распределению, а когда Елена Константинова заканчивала институт, еще была такая форма трудоустройства выпускников, молодую учительницу направили на малую родину – в Пионерское сельское поселение, но не в родную школу, а в Санники.

– Там тогда была основная школа – девятилетка, – продолжает рассказ Елена Владимировна. – Проработала я там 18 лет. Была учителем, по совместительству – библиотекарем. А когда Санниковская школа стала филиалом Трудиловской, меня назначили заместителем директора.

Когда Елена Владимировна пришла в Санниковскую школу, преподавание иностранных языков начиналось с пятого класса. Но потом программа изменилась, и дети стали изучать иностранные языки со второго класса. Как сейчас вспоминает Елена Константинова, это было интересно, но и сложно, поскольку уроки приходилось вести одновременно во втором, третьем, четвертом классах.

– И вот представьте – три разновозрастных класса. Те, что постарше, так сказать, рвутся в бой: хотят читать-писать, а те, что помладше, еще должны осваивать алфавит. Очень тяжело было… В «доинтернетовскую эру» учителям иностранных языков приходилось пользоваться только методическими пособиями, периодическими изданиями (газетами и журналами) и помощью библиотек. Причем за отсутствием «ксероксов» (такого чуда цивилизации тоже еще в России не было) приходилось всё необходимое для уроков переписывать от руки. Впрочем, молодую учительницу такие трудности не останавливали. Помимо обязательной школьный программы, Елена Владимировна готовила ребятам праздники на немецком языке.

– Получалось не хуже, чем с интернетом. Я рассказывала ученикам, как справляют Рождество и Пасху в Германии. Детям было интересно, слушали меня, буквально открыв рты.

Изначально в Санниковской школе не было своего кабинета немецкого языка. Потом объединили кабинеты физики и математики. А освободившееся помещение предоставили в распоряжение Елены Владимировны.

– Это для меня было настоящим счастьем. Мы вместе с детьми его оформили: вырезали, раскрашивали, развешивали… Всё делали своими руками. Прямо такое ощущение, что дети попадали в Федеративную Республику Германия. Так здорово было!..

– Елена Владимировна, те, кто учился в советской школе, помнят, что к иностранным языкам учителя, ученики и их родители относились не очень серьезно, не как к обязательному предмету, а скорее, как к факультативу. И четверку ставили не за знания, а за то, что ребенок регулярно посещал занятия, не прогуливал и дисциплинированно вел себя на уроке. Сейчас отношение к иностранному языку у школьников изменилось?

– Изменилось, причем очень. Изменилось оно и у родителей, которые хотят дать своим детям хорошее образование. А в понятие «хорошее образование» сейчас обязательно входит и знание с детства иностранных языков. И желательно, чтобы их было несколько. У нас в школе в соответствии с законом «Об образовании» третий год ученики изучают два иностранных языка: в начальной и средней школе – немецкий, а начиная с пятого и до седьмого класса – английский. Раньше для овладения вторым языком приходилось нанимать репетитора или ездить на дополнительные занятия в Смоленск. Теперь всё есть в школе.

В Трудиловской средней школе для тех, кто желает овладеть языком более основательно, работают два кружка: «Занимательный английский» для младших классов и для старшеклассников – Клуб английского языка. Всё это на базе школы и совершенно бесплатно для ребят.

Компьютер учителя не заменит

Когда почти три десятилетия назад Елена Константинова пришла в Санниковскую школу, она столкнулась с тем, что дети практически не знают немецкого языка. Причина была проста: занятия вел не специалист. В школе долгое время отсутствовал преподаватель данного предмета. – Сейчас в Трудиловской школе нет пока проблем с преподавателями иностранных языков. Помимо меня немецкий язык преподает Татьяна Анатольевна Жерибор, а английский язык – Марина Алексеевна Комцян. Она работает у нас третий год. И мы очень довольны, что ее нашли. И всё же проблема с кадрами в Трудиловской школе есть. Здесь уже несколько лет не могут найти преподавателя математики. В прошлом году школа вступила в программу «Земский учитель», но до сих пор, несмотря даже на то, что участникам этой программы предусмотрены материальные преференции, так никто и не пришел.

– Татьяна Анатольевна Жерибор преподавала еще у вас и привила вам любовь к немецкому языку – в какой-то степени повлияла на выбор профессии. Какой средний возраст учителей Трудиловской школы?

– Примерно сорок пять – сорок семь лет. Сейчас у нас работает только один молодой специалист.

– Елена Владимировна, а вы не думаете, что, поскольку люди не идут работать в школу, профессия учителя исчезает, а вы и ваши коллеги – это последние учителя?

– Не хочется так думать. Надеюсь, что всегда найдутся люди, которые будут вести беседу с детьми «глаза в глаза». Никакой робот или компьютер не заменит живого общения наставника, педагога с учеником. И никакое электронное устройство не станет альтернативой общению детей между собой и во время уроков, и на переменах. Нужно понимать, что школа – это не просто место, где дети собираются, чтобы им передали некую базу знаний, а учителя приходят исключительно для передачи этой базы знаний. В школе не менее важно живое общение людей разных возрастов, разных поколений.

– И что в таком случае представляет из себя учитель?

– Учитель, конечно, должен передавать детям некую базу знаний. Но для педагога не только это важно. Учитель – это наставник. Он наставляет, ведет за собой. Поэтому я думаю, что задача педагога состоит не только в том, чтобы передать своим ученикам багаж знаний по определенному предмету. Задача несколько шире. Ведь даже во время урока дети задают вопросы, не относящиеся непосредственно к изучаемому предмету, а касающиеся жизненных обстоятельств, как следует вести себя в той или иной ситуации. И электронный разум вряд ли справится с решением такой задачи. Для решения таких вопросов нужен именно человек, каким и является учитель.

– Елена Владимировна, если сравнивать детей, которых вам приходилось учить за три десятилетия, они сильно изменились?

– Сейчас другие дети. Раньше были поспокойнее. Хотя шебутные дети были всегда, но современные как-то более энергичны…

– …и конфликтны?

– Я бы не сказала. Попадаются один-два. Но у нас в школе серьезных конфликтов не возникает ни между детьми, ни между детьми и преподавателями. Такого безобразия, как можно увидеть в интернете, у нас нет. Здесь сельская школа, все на виду, и мы живем дружно.

– А родители изменились?

– Родители стали больше уделять внимания образованию своих детей, особенно в младших классах. Раньше было как – ну учится себе ребенок, и учится. Мама с папой больше времени отдают работе. Сейчас родители, хотя тоже работают, стараются больше внимания уделять образованию детей.

– Елена Владимировна, 5 октября в России будет отмечаться День учителя. Что бы вы пожелали своим коллегам и тем, кто еще только хочет стать педагогом?

– Тем, кто уже работает, я бы пожелала всех благ, которые можно пожелать людям: здоровья, счастья, творческого вдохновения. Тем, кто еще только собирается стать учителем, – не бояться этой деятельности. Работа учителя хотя и сложная, но очень интересная. И со временем начинаешь ее любить даже, наверное, больше, чем что-либо другое. Каждый учитель живет школой, постоянно думает о ней, даже находясь в отпуске или в выходные дни.

– А ученикам и родителям?

– Ученикам пожелала бы, чтобы у них всё получалось, чтобы они хорошо окончили школу и поступили в те учебные заведения, о которых мечтали. А учителя и родители им в этом помогут. Родителям же хочу пожелать терпения с детьми и хороших отношений с педагогами.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ