День воспитателя и всех работников дошкольных учреждений, который приходится на 27 сентября, – это довольно молодой праздник: официально его начали отмечать с 2004 года. Тогда в обществе с подачи ряда педагогических изданий – таких, как газеты «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование» и журнала «Обруч», – зародилась идея обратить внимание на детские сады и на дошкольное детство в целом.

Взрослым, поглощенным своими ежедневными заботами, проблемами на работе, неурядицами в повседневной жизни, детский сад представляется веселым мирком, в котором нет ни трудностей, ни переживаний, а только радость и веселье. Только непосвященному стороннему наблюдателю может показаться, что жизнь детей, воспитателей и других работников детского сада – это сплошной праздник: поели, погуляли, поплясали, поспали, опять поели и – по домам…

– Это неверное представление о детском саде. У наших детей и у всего коллектива день очень насыщенный, – рассказывает заведующая детским садом «Рябинушка», расположенным в деревне Жуково Стабенского сельского поселения, Ольга Михайловна Иванова. – Уже с семи часов утра для наших воспитанников начинается своеобразный «рабочий день», полностью подчиненный режиму дня. Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Ежедневный утренний прием детей проходит с семи до восьми часов. В это время воспитатель общается с родителями, спрашивает их о состоянии здоровья детей, проводит индивидуальную работу с детьми, заботится об их эмоциональном благополучии. Дети занимаются самостоятельной деятельностью: играют в игры, рассматривают книги, иллюстрации, занимаются творчеством. Далее основными компонентами режима являются: утренняя гимнастика, прием пищи, дневной сон, игры, образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность, время прогулок. Таким образом, мы видим насыщенный, плодотворный день, где решаются различные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей. Как отметила Ольга Михайловна, «беззаботный» рабочий день для воспитанников «Рябинушки» и для их воспитателей продолжается двенадцать часов.

«РЯБИНУШКА»

Здание, в котором располагается в настоящее время МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка», было построено в 1987 году с плановой наполняемостью на 240 детей. Хотя такое наполнение было не всегда. Когда Ольга Иванова пришла в 2001 году на должность заведующей, здесь было всего 4 группы. Теперь ситуация кардинальным образом изменилась.

– Последнее время активно открываем новые группы. На сегодняшний день у нас 10 групп: три группы раннего возраста – с полутора до трех лет, и семь групп – с трех до семи лет, – рассказывает Ольга Михайловна. – На 1 сентября 2020 года списочный состав – 240 детей.

Как пояснила Ольга Михайловна, в последнее время повышается рождаемость, активно идет строительство многоквартирных домов, растет число молодых семей. Вот и увеличивается контингент воспитанников. В перспективе в детском саду «Рябинушка» планируется открытие еще одной группы – одиннадцатой.

Сегодня к дошкольному образовательному учреждению предъявляются всё новые и новые требования. Оно строит свою работу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который устанавливает требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования. Коллектив педагогов активно использует инновационные технологии, апробирует современные программнометодические комплексы дошкольного образования.

ВОСПИТАНИЕ

Нередко приходится слышать суждение о том, что ребенка лучше воспитывать дома. Мама с папой или, в крайнем случае, бабушка с дедушкой лучше знают, что их чаду нужно, как его развлечь, чему научить, когда накормить… Родные люди заботливее и отзывчивее.

– Всё это далеко не так, – не соглашается Ольга Михайловна. – С моей точки зрения, дошкольные учреждения благоприятно влияют на развитие ребенка, так как занятия проводятся стабильно и регулярно, педагоги дополнительного образования помогают развитию у ребенка музыкальных и художественных способностей. Каждая ли мама может смело сказать, что она и поет, и танцует, и стихи учит с крохой каждый день? Малыши учатся общаться в коллективе, взаимодействовать с другими детьми.

Детский сад развивает в детях любознательность, целеустремленность, коммуникабельность и другие важные качества, которые обязательно пригодятся ему для жизни в социуме.

Наши дети раскрепощены: они с удовольствием готовы показать и проявить себя безбоязненно, не смущаясь, они выступают на сценах разного уровня. Они активны, способны публично излагать свою точку зрения.

Основная задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного его раскрытия и реализации его неповторимого возрастного потенциала.

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

– Ольга Михайловна, вы уже 19 лет возглавляете «Рябинушку», за это время родители как-то изменились?

– Разумеется, изменились. Изменения, происходящие в обществе, привели к изменениям и в семье. Родители сегодня вынуждены много работать, поэтому меньше времени проводят со своими детьми. Они стремятся к достижению благосостояния, карьерному росту и, чтобы «искупить вину», готовы покупать всё своему ребенку по первому требованию. Современные родители гипервозбуждены, бывает, что у нас возникают разногласия. Зачастую сказывается высокая компетентность во многих правовых, экономических вопросах и в меньшей степени – в вопросах воспитания и развития ребенка. Мы стараемся объяснить мамам и папам, что они являются соучастниками воспитательно-образовательного процесса. Рекомендуем прислушиваться к советам педагогов, стараемся находить общий язык с родителями, и буквально в течение короткого промежутка времени они принимают нашу правоту, потому что видят результат развития и воспитания своего ребенка.

– А дети всегда такими были?

– Вы знаете, не всегда. В последнее время капризных детей становится больше. Видимо, это связано с тем, что у родителей нет возможности уделять больше времени воспитательным моментам. У современного ребенка, я бы применила слово «всезнающего», кардинально возросла потребность в информации и отлично развита способность в ее восприятии. Современный ребенок исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, воспитываемый телевизором.

ВОСПИТАТЕЛИ

Сама Ольга Михайловна Иванова окончила Смоленский государственный педагогический институт по специальности «учитель биологии и химии». Она совершенно не предполагала, что ей придется работать в детском саду, а тем более – возглавлять его. Но жизнь сложилась так, что, когда в 2001 году освободилось место заведующей, Ольге Михайловне предложили возглавить «Рябинушку».

– Я понимала, какая ответственность на меня ляжет, но очень рассчитывала на помощь коллектива. А он здесь сложился действительно хороший, почти все педагоги были с высшей квалификационной категорией, большим стажем работы, профессионалы своего дела. Они меня приняли, и я у них училась всей специфике детсадовской жизни.

Теперь Ольга Михайловна знает, что воспитателем быть гораздо сложнее, чем школьным учителем. Это же не просто усадить их за столы, уложить спать или вывести на прогулку. Здесь нужно смотреть, чтобы они поели, переоделись… А не дай бог заспорят, воспитатель должен погасить конфликт, да так, чтобы никто из его участников не затаил обиду. Воспитатель развивает в ребенке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих. Но, чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью. – Родители нам доверяют самое дорогое, что у них есть, – своих детей, и на воспитателях лежит очень серьезная ответственность за их жизнь и здоровье, – говорит Ольга Михайловна.

Победитель муниципального конкурса педагогов дополнительного образования «Лучшее детям – 2019» воспитатель Татьяна Андреевна Чаплина работает в «Рябинушке» тринадцатый год.

– Вся моя работа с детьми строится на простых основах педагогики: личностно ориентированный стиль взаимодействия, демократический подход в воспитательно-образовательном процессе. Только вместе, рядом, глядя глаза в глаза, с легкостью можно преодолеть все трудности, – рассказывает Татьяна Андреевна.

В группе Татьяны Чаплиной 27 детей, они уже выпускники. Этот год для них последний. Потом начнется школьная жизнь.

– Очень надеюсь, что не будет больше карантина и следующей весной у нас состоится традиционный детсадовский выпускной бал, где детям вручат подарки, грамоты, а родителям – благодарственные письма, – высказывает пожелание на будущее Татьяна Андреевна.

– И не жалко расставаться?

– Жалко, конечно. Это уже второй мой выпуск. Вот и представьте, как можно не сожалеть о расставании с детьми, с которыми провел пять лет, учил и воспитывал, за которых волновался, следил за их успехами. Это же как собственные дети! Но что поделаешь? Расставание неизбежно. Они перейдут на новую ступень, станут школьниками. А ко мне придут другие малыши. И будем воспитывать и растить новое поколение!..

Воспитатель высшей категории Елена Николаевна Демченкова работает в «Рябинушке» с 1983 года. Сейчас у нее младшая группа – дети трехлетнего возраста. И теперь в течение ближайших пяти лет Елена Николаевна будет для них и воспитателем, и педагогом, и даже в какой-то мере второй мамой. За период педагогической карьеры ее первые выпускники успели не только закончить школу, но и обзавелись своими детьми, которые посещают группу Елены Николаевны.

– Я всех детей принимаю как своих и вкладываю в них душу – как в родных. Сам детский сад – это мой родной дом.

– Тяжело с современными детьми?

– Я бы так не сказала. Дети, конечно, меняются. Они стали раскрепощенные, коммуникабельные, приходя в детский сад, они многое уже знают. Их стало труднее удивить. И каждый день, собираясь на работу, придумываешь, чем бы их увлечь на очередном занятии. Вот так и проходит мой день в детском саду – я вместе с ними совершенствуюсь и развиваюсь.

АЛЕКСЕЙ ГУСИНСКИЙ