Профессор Санкт-Петербургского университета, психолингвист, специалист в области нейронауки Татьяна Черниговская уверена, что искусство важно для развития мозга. И особое место она отводит обучению детей музыке.

«Музыкальное воспитание не только знакомит человека с новым миром, но и оказывает всестороннее развитие – видеть и чувствовать прекрасное. Музыка учит обращать внимание на детали: какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее – это подготовка к чтению, письму, дальнейшей сложной когнитивной работе».

С этим полностью согласна Алла (Алевтина) Владимировна Лопачева – педагог с более чем 40-летним стажем, с которой мы хотим вас познакомить.

ВЕРНОСТЬ СЕБЕ СКВОЗЬ ГОДА

Как и многим людям, родившимся в республиках тогдашнего Советского Союза, семье Аллы Владимировны пришлось в свое время спешно поменять место проживания. Случалось, что кому-то и профессию приходилось кардинально менять. Но в этом ей повезло, как, впрочем, и в выборе места жительства – на Смоленщине она нашла не только новый дом и доброжелательное отношение окружающих, но и возможность заниматься любимым делом: учить детей музыке.

Родилась Алла в Казахстане, недалеко от столицы. И не удивляйтесь, что мы использовали двойное написание ее имени – по ошибке, вопреки пожеланию родителей, в документах ее записали Алевтиной, хотя и в семье, и на учебе, и в коллективах она всегда была Аллой. Так ее называют и ученики.

Вскоре семья переехала в Алма-Ату, где девочка, проявлявшая незаурядные способности, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, а затем дирижерско-хоровое отделение музыкального училища.

И с 1984 года начинается педагогический стаж Аллы Владимировны – своей любовью к музыке, глубокими познаниями в области музыкального творчества она стала делиться с учениками школы № 95 в Алма-Ате. Заочно закончила музыкальное отделение Талды-Курганского института. Вышла замуж, в молодой семье появился сын.

Казалось бы, жизнь шла своим чередом. Но увы, в связи с изменившейся обстановкой, из Казахстана в 1993 году пришлось уезжать вместе со всеми родственниками.

В качестве нового места жительства выбрали Смоленщину и деревню Лубня. Здесь профессия Аллы Владимировны оказалась не менее востребована и в сельском Доме культуры, и в дошкольном образовании. Работала также учителем музыки в школе, вела хоровой кружок.

Сейчас Алла Владимировна – воспитатель средней группы и музыкальный руководитель в Лубнянском детском саду.

«Я получаю огромное удовольствие от работы с детьми, от того, что могу открыть им этот волшебный мир музыки», – говорит Алла Владимировна.

А.В. Лопачева – участник и лауреат множества конкурсов, как самостоятельно, так и как руководитель детских творческих коллективов: «Зажги звезду», «Самый классный классный», «Радуга талантов», «Воспитатель года».

МУЗЫКА КАК РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ

«Без музыкального образования, хотя бы в рамках дошкольного и школьного учреждений, невозможно развитие полноценной личности ребенка, – уверена Алла Владимировна. – Наверняка все родители замечали, как даже самые маленькие дети реагируют на музыку – внимательно и эмоционально слушают, начинают ритмично двигаться, какая-то музыка нравится им больше, какая-то меньше.

Мне иногда думается, что любовь к музыке заложена в нас генетически, но чтобы развить умение вдумчиво ее слушать, а тем более серьезно заниматься ею, необходимо учиться.

Музыка в детском саду и школе, творческое и эмоциональное воспитание – это такая же неотъемлемая часть взросления ребенка, как физическое и умственное развитие. Ритмические движения развивают координацию и моторику, умение слушать и слышать музыку дает огромный толчок для развития новых нейронных связей в мозгу, особенно когда ребенок всерьез увлекается музыкальным творчеством. Ведь не зря же многие знаменитые ученые, например, Эйнштейн, активно занимались игрой на музыкальных инструментах. И, конечно, хорошая музыка дает ребенку невероятный эмоциональный всплеск – дети становятся отзывчивее, добрее, внимательнее присматриваются к окружающему миру, учатся замечать эмоции других людей».

БОЛЬШЕ МУЗЫКИ…

«В идеале в каждой сельской местности для детей должны быть доступны настоящие музыкальные школы или хотя бы студии в общеобразовательных школах и домах культуры – с профессиональными преподавателями, набором музыкальных инструментов, – уверенно говорит Алла Владимировна. – Ведь нередко здесь живут очень талантливые дети, которые могли бы впоследствии обогатить музыкальную культуру нашей страны. Но даже если ребенок не будет дальше профессионально заниматься музыкой, такие занятия гармонично разовьют его личность, привьют ответственность, дисциплину и целеустремленность, которые очень помогут ему в любом выбранном деле.

Я стараюсь на занятиях с ребятами дать им как можно более полное, по возрасту, представление о богатейшей музыкальной культуре нашего народа, познакомить с музыкальными инструментами, пробудить интерес к занятиям музыкой. И хотелось бы, чтобы у них были возможности и дальше развивать эту сторону своей личности!»

Дети Аллы Владимировны по ее стопам не пошли, хотя и сын, получивший техническое образование, и родившаяся уже на Смоленщине дочь-гуманитарий переняли у мамы любовь к хорошей музыке. Уверены, что и маленькая, единственная пока внучка будет заядлым меломаном.

И мы от всей души пожелали Алле Владимировне успехов в ее очень важной работе!

Ольга КОЛЫШКИНА