Осень знаменует собой начало нового учебного года. Неслучайно один из самых всенародно любимых праздников – День учителя – приходится на эту золотую пору. Но есть и еще один замечательный, совсем молодой праздник, учрежденный 27 сентября 2004 года. Это День воспитателя и всех дошкольных работников.

В жизни каждого ребенка есть люди, которые оказали заметное влияние на формирование его характера и мировоззрения. Для воспитанников детского сада «Клеверок» (д. Новые Батеки) – это Жанна Владимировна Северина.
Каждое утро на протяжении 27 лет по одному и тому же маршруту, невзирая на погоду и время года, идет она на любимую работу. Минует улицу, сворачивает направо – и вот она, цель ее ежедневного путешествия, место, где ее ждут самые искренние улыбки и самые преданные взгляды – детский сад «Клеверок».
Этот путь для Жанны Владимировны не просто расстояние от дома до работы. Это своеобразный ритуал, время, когда можно собраться с мыслями и настроиться на предстоящий день.
ПОСТИЧЬ МИР ВМЕСТЕ
Ее путь, как она сама считает, был предопределен задолго до окончания школы. Выросла она в обычной рабочей семье в г. Брянске. Вдохновленная примером своей бабушки, которая была учителем начальных классов, Жанна тоже решила стать педагогом.
После окончания Смоленского педагогического училища, где она получила специальность «учитель начальных классов», начинала работать в школе в деревне Старые Батеки.
Работа была временной, после место в школе ей найти не удалось, поскольку в то время шло повсеместное сокращение учебных заведений. Закрылось оно и в Батеках. Так Жанна Владимировна пришла в детский сад и осталась здесь на долгие годы.
За это время она стала профессионалом своего дела, готовится получить высшую педагогическую квалификационную категорию.
Для своих малышей Жанна Владимировна – не просто воспитатель. Она – педагог, друг, наставник, психолог в одном лице, который умеет в каждом ребенке и личность увидеть, и потенциал раскрыть, и поддержать.

– Жанна Владимировна, несмотря на то, что возраст детей в детсаду и начальной школе не сильно отличается, разница в воспитании и обучении существенная. С кем вам интереснее работать?
– Наверное, с малышами, они такие бесхитростные, открытые и доверчивые. Если в детсаду моя главная задача – воспитание, которое касается получения детьми ключевых навыков по самообслуживанию, общению и социализации, основам физического развития, в школе начинается полноценное обучение.
Сейчас на моем попечении 21 ребенок 4-5 лет. На занятиях они получают базовые знания о природе, окружающем мире, человеке, здесь важно дать необходимые знания, с которыми дошколенок придет в первый класс.
Малыши с таким восторгом постигают мир, и ты вновь и вновь проходишь этот путь вместе с ними. Стараюсь каждого приголубить, окружить заботой и вниманием, к каждому найти подход, помогая развитию и обучению, наблюдая за здоровьем детишек, физическим и умственным состоянием.
– Чувствуется, что у вас особый талант принимать каждого ребенка как своего родного. Как вам это удается? В чем секрет?
– Секрет простой – полюбить ребенка. Что такое в этом возрасте оторваться от мамы, объяснять не нужно. Многие плачут, волнуются, скучают, надо их успокоить. А как? Нужно понять, что малышу интересно и, например, игрушку новую показать, познакомить с другими детками, разговаривать с ним, потешками развеселить, дать порисовать… Он постепенно начинает доверять, видя не постороннего, а человека, который заинтересован в нем. Дети это тонко чувствуют. Им требуется немало душевного тепла, но и взамен отдается столько же.
ОТ ПРИСМОТРА К РАЗВИТИЮ
– Сколько выпусков у вас было за эти годы?
– Первое время я была подменной воспитательницей, теперь беру самых маленьких и довожу их до школы. И это правильно. Считаю, что в нашем деле должна быть система, тогда и ребенку не придется опять привыкать к новому воспитателю, и педагогу будет легче понять малыша и помочь ему, зная тонкости характера и особенности поведения.
На моих глазах детки проходят все этапы взросления, я вижу, как они развиваются, к чему у них проявляются склонности, ведь в каждой группе свои цели и задачи по освоению навыков.
Я помню всех своих мальчишек и девчонок, а их было более сотни и у каждого свой темперамент, свои мечты и свои таланты. Я старалась быть для них самой доброй и самой справедливой второй мамой, учила их читать и писать, лепить из пластилина и рисовать красками, петь песни и танцевать. Но самое главное – быть добрыми, честными и справедливыми.
– Традиционный подход к детскому саду, как к месту присмотра и ухода постепенно уходит в прошлое. Современные дошкольные образовательные программы направлены на всестороннее развитие ребенка. От воспитателя требуется быть не только в курсе нововведений, но и умело внедрять их в работу.
– Действительно воспитателю стало работать сложнее, но и интереснее следить за новыми программами в работе с дошколятами, используя передовой опыт коллег и новые подходы, черпаемые в рамках самообразования. Если раньше мы давали азы знаний, то теперь сами родители просят подготовить детей к школе, научить читать, писать. Мы подняли планку в подготовительной группе. Развиваем мелкую моторику, учим рисовать, обводить, раскрашивать, подготавливая руку к письму. Тренируем речь и память, заучивая стихи. В игровой форме проводим занятия по математики. Главное, чтобы детям было интересно, поскольку они не могут долго удерживать внимание на чем-то одном.
Некоторые родители перегружают детей, и от них порой приходится слышать: «Я в школу не хочу». Обучение должно постигаться через игру. На этом мы также делаем акцент на родительских собраниях.
– Помимо обязательных занятий в детсадах у ребят есть возможность получить и дополнительные знания. Жанна Владимировна, знаю, что вы также ведете кружок. Расскажите об этом.
– В прошлом году у меня был кружок экспериментирования, в этом «Мастерилки», где будем с детками мастерить поделки из бросового и природного материала. Малышам это очень нравится. Их искренность, непосредственность и любознательность заставляют развиваться и нас, воспитателей, в разных направлениях. Мы словно дополняем друг друга в желании узнать новое. А с их ежедневными: «А что мы будем делать? Давайте в это или другое поиграем» и о своих болезнях забываешь, и мысли плохие прочь уходят.
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
– Как вы считаете, детский сад должен быть в жизни каждого ребенка?
– Уверена, что детсад – стартовая площадка для дальнейшего обучения ребенка. Единицы не могут адаптироваться к коллективу. В основном детям нравится существовать в социуме.
Беседуя с учителями начальных классов, всегда интересуюсь успехами и поведением бывших воспитанников. Педагоги неизменно отмечают, что разница между детьми, пришедшими из детсада и не посещающими дошкольное учреждение, очевидна.
Первые более активные, сразу включаются в работу, понимают, как вести себя на уроке, их словарный запас богаче. Если в семье двое-трое детей, ему есть с кем пообщаться, когда он растет один – с коммуникабельностью сложнее. Вот и получается, что помимо школьных уроков ему еще нужно привыкнуть и к другим детям, а это дополнительный стресс.
– На работе вы воспитатель. А к своим детям приходилось находить другой подход?
– Когда в группе собственный ребенок, работать сложнее, для сыновей я все равно была прежде всего мамой. Приходилось где-то и строгость проявить, чтобы дисциплину поддерживать.
– Работая с самыми маленькими детками столько лет, вы точно знаете ответ на вопрос: все ли дети талантливы?
– Однозначно! Кто-то рисует, кто-то в лего собирает такие фигуры, что я удивляюсь. Кто-то поет хорошо или танцует. И именно детский сад дает возможность попробовать себя в разных формах деятельности и раскрыть свой талант.
Знаю точно: родители не должны с помощью детей удовлетворять свои амбиции, навязывать дочкам и сыновьям свои желания увидеть в них пианистов или певиц. Пусть они следуют своим путем, только тогда наши дети будут понастоящему счастливыми.
– Жанна Владимировна, ваша дорога в профессии вымощена любовью, терпением и самоотдачей. Она, такая светлая и чистая, ведет к сердцам детей, делая мир чуточку добрее. И наверняка вы можете считать себя счастливым человеком.
– Я не представляю своей жизни без детей. Они – моя радость, мое вдохновение, мой стимул. Я очень люблю свою работу, которая без преувеличения стала делом всей моей жизни. Большое счастье найти правильный путь. Мне это удалось.
– Что Вам хотелось бы сказать коллегам накануне профессионального праздника?
– Накануне Дня дошкольного работника хочется пожелать коллегам здоровья, вдохновения, творческого полета, мира и процветания.
– От души поздравляем вас и всех работников дошкольных учреждений Смоленского округа с профессиональным праздником и желаем, чтобы работа приносила больше положительных эмоций, чтобы вся та любовь, которую вы вкладываете в воспитательный процесс, была вознаграждена ответными чувствами и большой благодарностью детворы и их родителей.
…И снова наступит утро. И вновь воспитатель отправится в свой ежедневный путь. Туда, где ее ждут дети, их улыбки и сердца, которые она согревает своим теплом на протяжении 27 лет. И это – самый ценный клад, который Жанна Владимировна накопила за свою долгую и преданную службу детству.
Елена ТРУФАНОВА