«Таможня дает добро» — именно эту фразу, прозвучавшую в одном знаменитом советском фильме, многие вспоминают, когда речь идет о работе таможни. Между тем, чтобы это добро получить, компания или предприниматель должны пройти строгий контроль и многоуровневую проверку со стороны таможенных органов. В чем смогла убедиться корреспондент «Сельской правды», побывав в Стабне, где расположен Центр электронного декларирования и пост фактического контроля.
До чего техника дошла
Смоленский таможенный пост (Центр электронного декларирования) взаимодействует с постами фактического контроля, расположенными на всей территории РФ. Весьма существенное электронное взаимодействие осуществляется со Стабнинским таможенным постом, о чем свидетельствуют цифры: за 9 месяцев 2019 года документооборот между этими подразделениями составил почти 79 тысяч деклараций. Работа центра, название которого хотя и воспринимается на слух сложно, призвана как раз упростить прохождение предпринимателями и компаниями (другими словами, участниками внешнеэкономической деятельности – ВЭД) необходимых таможенных процедур и сократить их длительность до минимума. «Всоответствии с Таможенным кодексом все товары, перемещаемые через границу, подлежат декларированию. Без этого груз просто не пропустят в страну и из нее тоже не выпустят. Декларации в ЦЭД подают как импортеры, так и экспортеры. Причем не только Смоленской области. По данным за 9 месяцев этого года, в ЦЭД зарегистрированы лишь 340 компаний из нашего региона, а столичных компаний – более 2700», – рассказывает Евгений Владимирович Агафонов, и. о. начальника Смоленского таможенного поста (ЦЭД).
Согласно существующим правилам, участник ВЭД может быть зарегистрирован где угодно. Его груз или партия также могут находиться не только в Стабне, но и на любом таможенном терминале или посте страны. И он имеет право обратиться в любой ЦЭД, и многие выбирают именно Смоленский.
Когда Евгений Владимирович только начинал работать, а трудится в таможенных органах он более 26 лет, никакого центра электронного декларирования еще не было. Тогда экспортеру или импортеру надо было заполнить кучу бумаг, продублировать формы на электронном носителе, представить весь этот ворох документов для проверки сотрудникам таможни и ждать. Сейчас декларация подается в электронном виде через интернет. Если на предприятии есть подготовленный сотрудник, тогда это делает он. Если нет – компания обращается к специализированной организации, в штате которой есть таможенный представитель. У сотрудников ЦЭД, согласно регламенту, есть только час на то, чтобы принять решение о регистрации декларации или отказе в регистрации. «За 9 месяцев мы оформили более 140 тысяч таможенных деклараций, рост в сравнении с 2018 годом – на 9,5%.
Почти в 5 тысячах случаев мы отказали, это меньше, чем за аналогичный период прошлого года», – продолжает Евгений Владимирович. Отказы, как правило, связаны с тем, что декларанты торопятся и указывают в заявке таможенный пост, куда их груз пока еще не прибыл. «Мы запрашиваем этот пост — машины нет, вынуждены отказать», – продолжает Евгений Владимирович. После этого есть еще 4 часа на то, чтобы проверить соблюдение условий выпуска груза в соответствии с таможенными процедурами. А в случае, если груз относится к рисковым поставкам, вступает в силу контроль с применением системы управлений рисками – проверку имеют право продлить до 10 рабочих дней. Речь идет о перемещении определенной категории товаров, также в эту категорию попадают фирмы, уже имевшие ранее проблемы с таможенными органами. Но это исключительные случаи. Тогда подключаются коллеги из постов фактического контроля. Сейчас коллектив ЦЭД составляют около 70 человек, на каждого приходится проверка порядка 18 деклараций в смену. За 9 месяцев 2019 года постом в бюджет перечислено более 115 млрд рублей. КПД сотрудника ЦЭД составляет около 166 миллионов рублей таможенных платежей, перечисляемых в бюджет страны в месяц.
Недаром Смоленский центр в Стабне входит в число крупнейших в России. Номенклатура товаров, с которыми приходится иметь дело смоленским таможенникам, обширна (оборудование, пластмассовые изделия, фармацевтика и даже животные), как и география стран, откуда или куда грузы направляются. По данным Центра электронного декларирования, за 9 месяцев этого года чаще всего среди стран импортеров фигурировали Германия, Китай, Италия, Польша и Франция. Российские товары, как правило, везли на экспорт в Бразилию, Польшу, Литву, Германию и Францию. В рейтинге партнеров – стран СНГ фигурируют Украина, Узбекистан и Молдова. В будущем система электронного декларирования будет только совершенствоваться. Уже сейчас 84% деклараций при экспорте и 41% при импорте регистрируется автоматически самой программой практически за минуту. Речь идет о ситуациях, когда с точки зрения системы все заполнено идеально. При этом 48% экспортных деклараций и более 30% импортных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, выпускаются также автоматически – без участия инспектора – буквально за несколько минут. Недалек тот час, когда система сама будет распределять декларации между российскими центрами электронного декларирования в зависимости от их загруженности с тем, чтобы процесс протекал более оперативно: время ожидания участников внешнеэкономической деятельности еще более сократилось, а КПД каждого сотрудника таможни стало еще выше. Как это будет на практике, поживем — увидим.
Предъявите ваши документы и груз к досмотру!
Стабнинский таможенный пост был организован 10 лет назад (в ноябре 2009-го). За прошедшее время многое изменилось: вводятся новые нормы в законодательство, появляются новые товары и грузоотправители, совершенствуется система проверки грузов, а сам пост из поста, осуществляющего декларирование товаров, их контроль и выпуск, стал постом фактического контроля товаров. Примыкающий к нему склад позволяет одновременно размещать 600 транспортных средств. «Пост работает без выходных в 5 смен», – рассказываетначальник Стабнинского таможенного поста Виталий Владимирович Черепнин. Коллектив поста насчитывает 82 человека, часть из них – «досмотровики», которые трудятся на передовой. И на них лежит повышенная ответственность. Главное — внимание, еще раз внимание и профессиональное чутье. Ведь все грузовые авто проходят несколько этапов проверки и контроля, включая контроль документов и самих товаров.
Прежде всего это радиационный контроль въезжающих автомобилей и грузов: система призвана сигнализировать в случае, если в авто превышен уровень радиации. Сотрудники проверяют также целостность пломб и грузовых отсеков. Для возможности дальнейшего декларирования товаров таможенным постом завершается таможенная процедура таможенного транзита. За 9 месяцев 2019 года постом подтверждено прибытие почти 80 тыс. товарных партий. В дальнейшем происходит тесное электронное взаимодействие между таможенным постом и центрами электронного декларирования. Целью данного взаимодействия является проверка условий и возможности помещения товаров под таможенные процедуры, что особенно важно – соответствие предъявленного товара сопроводительным документам. С этой целью товары размещаются в зоне таможенного контроля, где имеются соответствующие условия для досмотра товаров. Здесь есть и огромные холодильные установки для досмотра и хранения скоропортящихся товаров, в том числе специальный склад для медикаментов, требующих особых условий хранения. Бок о бок с таможенниками трудятся и коллеги из управления Россельхознадзора, которые бдительно следят за условиями перемещения определенного вида продукции.
В случае сомнений таможенники вправе воспользоваться рентгеновской установкой и проверить партию товара – действительно ли под упаковкой находится то, что написано в сопроводительных документах. В случае необходимости в ходе досмотра сотрудники поста вправе отобрать пробы груза и отправить их коллегам на таможенную экспертизу. Они также проводят опросы водителей. Определенные нюансы в работу таможенных органов внесло так называемое санкционное законодательство. В случае выявления санкционного товара его изымают и уничтожают в установленном порядке. После всех этих процедур сотрудники поста завершают процедуру таможенного транзита, и далее груз может следовать по маршруту. «За 9 месяцев этого года мы провели 2 210 досмотров и возбудили 115 дел об административных правонарушениях, в основном речь идет о нарушениях сроков доставки, которые устанавливают коллеги при пересечении грузом границы. Нередко водители фуры в процессе следования теряют таможенную пломбу, которой пломбируется грузовой отсек на границе, такое случается», – уточняет Виталий Владимирович. Коллектив поста не только трудится над выполнением поставленных государством и Федеральной таможенной службой задач, но и реализует важный социальный проект.
У смоленских таможенников есть подшефная школа в Ярцевском районе, которой сотрудники оказывают различную помощь: встречаются с ребятами, проводят своими силами досуговые мероприятия, если необходимо — приобретают оборудование для образовательного процесса. Сотрудники, которые увлекаются спортом, отстаивают честь таможни на спортивных соревнованиях различного уровня, в том числе выступают за Управление в Москве и завоевывают медали и награды. Но это уже другая история.
Олеся ТОМАШОВА.