Профессиональные династии… Скажем честно, нас и восхищает, и удивляет, когда на протяжении нескольких поколений члены одной семьи выбирают одну и ту же специальность. Хотя ничего удивительного здесь нет – когда ребенок видит в родственном кругу искреннюю любовь и преданность какой-то профессии, интерес к ней неминуемо его затронет. И если эта профессия соответствует его способностям и складу его характера, то выбор очевиден.

Когда есть призвание

Это подтверждает и Галина Николаевна Борунова, представитель многопоколенной учительской династии.

«Конечно, никакого гена учительства не существует, – улыбается она. – Просто в семье у нас всегда присутствовало понимание важности этой профессии, уважение к нелегкому преподавательскому труду и, самое главное, искренняя увлеченность своим делом у старшего поколения. Естественно, это передавалось и детям. При этом никакого давления насчет выбора профессии никогда не было. К чему есть склонность, тем и занимайся. Ведь и в нашей большой семье далеко не все стали учителями, но те, кто по зову сердца выбрал учительскую стезю, остаются преданными ей всю жизнь. Так что в судьбе моей и моих родственников-учителей органично сходятся семейные традиции и призвание».

Галина Николаевна увлеченно рассказывает о своей семье – она, по сути, стала семейным хронистом, по возможности собрав обширный архив данных, подтверждающий жизненный путь всех родственников.

Документальным подтверждением более 500 лет общего педагогического стажа является Удостоверение педагогической династии, выданное Смоленским региональным отделением общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».

Главой династии стал ее дедушка Дмитрий Аверьянович Чечурский, который несколько лет преподавал в церковно-приходской школе в Смоленском уезде. К сожалению, в вихре непростых времен практически никаких документальных подтверждений его жизненного и профессионального пути не сохранилось.

По стопам отца пошли и некоторые его дети. Так, Мария Дмитриевна Чечурская (Соколова), мама Галины Николаевны, отработала в системе образования более 45 лет. В педагогическую династию органично влился и ее отец Николай Степанович Соколов, замечательный человек, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. В системе образования он трудился с 1951 по 1987 годы, был директором одной из школ в Ярцевском районе, затем преподавал в Катынском ПТУ-34.

Династию продолжили все их дети: сама Галина Николаевна и ее сестры – Наталья Николаевна Соколова (Петрачкова) и Вера Николаевна Соколова. Специальности они выбрали разные – учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель в художественной школе, – но в педагогическом призвании не ошиблись, всю свою жизнь посвятив обучению и воспитанию подрастающего поколения.

«В других ветвях династии, – продолжает увлекательную историю Галина Николаевна, – брат мамы Николай Дмитриевич Чечурский, много лет отработавший директором школы в деревне Мирополье Ярцевского района, и его сын Алексей Николаевич Чечурский, работавший учителем в той же школе, сестра мамы Нина Дмитриевна Чечурская (Евсеева) и ее дети – Людмила Николаевна Евсеева (Лебедева), учитель английского языка в поселке Игоревское, и Ирина Николаевна Евсеева, преподаватель художественной школы в городе Сафоново. А еще – двоюродная сестра Валентина Александровна Чечурская, работающая учителем математики в Сафоновском районе».

Большая семья в полном составе собирается нечасто, но когда такое случается, те родственники, которые выбрали другой профессиональный путь, дружески посмеиваются: «Мы как на масштабном педсовете оказались, тут тебе и директора, и преподаватели, и все с таким увлечением о школе говорят…» Но слушают эти разговоры с интересом, ведь когда человек искренне чему-то предан, он и рассказывает о своей работе увлекательно.

Награда учителя – результат ребенка

Сама Галина Николаевна Борунова работает педагогом уже 38 лет и признается, что сомнений в своем профессиональном выборе у нее никогда не было. После окончания Катынской школы она поступила в Смоленский государственный педагогический институт на факультет педагогики и методики начального обучения и после вуза, отработав по направлению один год в Ельнинской школе, вернулась в родную школу, где и трудилась 31 год.

«Я просто не представляю себя на другом месте, не учителем, – говорит Г.Н. Борунова. – Это особое удовольствие – когда ты сумел заинтересовать ученика, и его глаза загораются, потому что он понял, у него получается. И особое счастье – видеть, как дети взрослеют, развиваются, учатся жить в обществе и становятся хорошими людьми. Ведь главная награда для учителя – это результат ребенка».

Причем Галина Николаевна убеждена, что задача педагога начальных классов – это не только обучение навыкам чтения, письма, счета, но и всестороннее воспитание юных школьников: «Конечно, многое зависит от семьи, недаром ведь есть народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Но и роль учителя очень велика, ведь дети, особенно если они ходят в продленку, проводят в школе значительную часть дня. Поэтому очень важно найти общий язык с родителями, работать с ними в комплексе. Мы совместно должны воспитать в детях ответственность, трудолюбие, умение общаться в коллективе, доброту и способность к сопереживанию. Возможно, мне всегда везло, но в моих классах никогда не было проблем с родителями, мы действовали согласованно, а потому и результат получался хороший. Мои ребята в большинстве учились в нашей школе до выпуска, и очень радостно было, когда они успешно заканчивали школу и уверенно шли во взрослую жизнь».

Причем Галина Николаевна успела стать педагогом и для детей своих бывших учеников, с радостью встречающихся со своей первой учительницей. Ведь она запомнилась им не только увлекательными уроками, умением заинтересовать школьными предметами, но и замечательными дополнительными занятиями, в частности, в кружке декоративноприкладного искусства «Умелые руки».

К слову, эта деятельность была достойно отмечена – в 2007 году Г.Н. Борунова стала победителем районного конкурса дополнительного образования «Лучшее – детям».

Галина Николаевна и ее бывшие ученики — ныне педагоги Катынской школы.

А в Катынской средней школе работают молодыми учителями четверо бывших выпускников Галины Николаевны.

Ветеран педагогического труда Галина Николаевна Борунова активно занимается и общественной работой, она возглавляла методическое объединение классных руководителей в Катынской школе, входит в Ассоциацию православных педагогов области. И неудивительно, что жители поселения доверили ей представлять свои интересы в Смоленской районной Думе, депутатом которой она была в 2016-2020 годах.

За время работы Галине Николаевне приходилось заниматься и с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках домашнего обучения. Ее успехи в этой непростой деятельности привлекли внимание, и ее пригласили на постоянную работу в Центр образования и развития «Особый ребенок» в Смоленске.

«Безусловно, с такими детьми работать сложно, – рассказывает Галина Николаевна, – к каждому нужно найти особый подход, особую методику, действовать в теснейшем контакте с родителями. Но зато какое удовлетворение чувствуешь, когда ребенок откликается на твои усилия, когда ему удается добиться результата. Вот тут тройное счастье – ребенка, родителей и твое. Так что пока хватит сил, я буду заниматься этой работой».

И мы от всей души поблагодарили Галину Николаевну Борунову и ее родственников-педагогов за верность этому нелегкому, но такому важному труду и пожелали им крепкого здоровья и активного долголетия, хороших учеников и удачи во всем!

Ольга КОЛЫШКИНА