Так называет он сам себя. Виктор Викторович Ефременко появился в своей деревне лет 25 назад, восхитился полями и перелесками, убегающей в неоглядную даль линией горизонта и влюбился не на шутку в красоту этих мест. Купил домик в деревне, в котором уже давно никто не проживал и потихоньку стал приводить его и участок в порядок. Занимался покосом травы — сено и было существенной поддержкой для него в те годы. Человек тридцать проживало в деревне, а может, и больше, примерно столько же было и коров.
Сейчас число односельчан заметно поубавилось, да чего уж там говорить — остались буквально единицы, живности – тоже. Сено остается нераспроданным. Луговые травы в экологической зоне недалеко от достопримечательности и гордости Смоленщины — Фленовского «Теремка» остаются не востребованными.
Но Виктор Викторович не опустил руки. По-прежнему работает, косит сено в надежде на лучшие времена. Приезжие дачники покупают в небольших количествах молочные продукты, яйца, кур, тем и живут экопоселенцы.
И слово это здесь не случайное.
С некоторых пор есть у нашего героя пламенная мечта: устроить здесь экопоселение для всех, кто хочет жить в естественных условиях, в чистых краях вместе с единомышленниками и наедине с природой, трудиться на своей земле и выращивать овощи и фрукты, а также здоровый скот.
Мечта вполне могла бы претвориться в жизнь, для этого надо лишь собраться вместе единомышленникам и обсудить варианты развития этих мест, которые изобилуют спусками и подъемами, естественными озёрами и водоемами. Здесь можно было бы устроить канатную дорогу и предлагать зимой , например, катание на санях с гор с длинными пологими спусками, как раньше веселилась молодежь на Святках, скатываясь с гор на деревенских санях и расписных саночках. Для всех можно было бы устроить катание на коньках на естественных водоемах.
Нужны, очень нужны единомышленники! Можно было бы реализовать и другие задумки, например, привозить детей из города, да и взрослых, которым по сердцу идиллические картины природы: вот на лугу пасётся стадо коров, поодаль на вольном выпасе табунок лошадей, там, за загоном, — козы, откуда-то слышится уютное похрюкивание поросят… Ведь многие из наших детей практически не видели животных в природе, этот вид туризма вполне мог быть востребован в наши дни. Особенно для городских жителей, не говоря уже о гостях их мегаполисов. Можно было бы создать в небольшом масштабе национальный заповедник — круглогодичный экопарк с разнообразными животными в нем. Такие экопарки уже есть в Европе.
Помечтав, возвращаемся в наши дни. Как говорит Виктор Викторович, можно, конечно, было бы развивать животноводство, — разводить овец, коров, свиней, но помощников нет. Почти не осталось жителей в деревне, а одному такой груз не по силам.
Сенокос сегодня не задался. Почти с самого утра небо хмурилось, проливалось холодным дождем. Сено, собранное уже в валки, начинает при такой погоде гнить.
-И так каждый год! — резюмирует мой собеседник.- Как начинается сенокос, так жди дождей.
А вот на другом участке траву сухую собрать в валки не успели, оно хорошее, снизу еще зеленое, земледелец подбирает клочок и внимательно осматривает его, чуть ли не пробуя на вкус. Сразу видно, знаток.
⁃ На одну корову надо запасти 4тонны сена на зиму, на 10 коров, соответственно, 40 тонн! Это очень большая цифра, — продолжает мой собеседник.
И огромный труд, думаю я.
Впрочем, на селе дел всегда много. Тем не менее, деревню мой собеседник всегда любил, в детстве там жила бабушка, маленького Виктора родители чуть ли не насильно увозили в город, не раз, бывало, он убегал из автобуса и прятался — так нравилась ему сельская вольница. Пришло время, и он вернулся сюда, даже не закончив учебу в институте. Потом, правда, жалел. Мог быть инженером-энергетиком, а стал героем-энтузиастом, любящим природу, каждый цветочек и росточек и все, что есть живого на земле. И даже неживого! Двор его украшен огромными валунами, которые органично вписываются в окружающий пейзаж.
Пока остается он в статусе главы КФХ, но по роду деятельности , вероятно, ближе к личному подсобному хозяйству. Потому что от земли кормится все небольшое семейство. Потому что до сих пор не посчитал нужным строить новый дом, а так и живет в том, который купил четверть века назад. Но построил навесы и подсобные помещения , без которых в деревне нельзя. Есть даже тандыр для выпечки лепёшек ( на снимке ), стоит, правда, без дела. Так и хочется сказать: ждет , когда вольются свежие силы, крепкие молодые руки, чтобы вершить прекрасные дела вместе с хозяином этих мест Виктором Викторовичем Ефременковым.
«Сельская правда», со своей стороны, хотела бы поспособствовать благим начинаниям нашего героя, поэтому к тем, кого увлекают эти идеи, просьба звонить автору.
Галина Шереметьева