Призер районного конкурса профессионального мастерства педагогов рассказывает о закулисье школьной жизни.
Мария Сергеевна Кондратьева – преподаватель английского языка Печерской средней школы – вошла в число призеров районного конкурса профессионального мастерства педагогов «Самый классный классный – 2020» и заняла в нем почетное второе место.
В Печерской школе Мария Сергеевна работает чуть более четырех лет, причем изначально педагогом быть не собиралась. И даже после окончания Смоленского педагогического университета не сразу пошла работать в школу, пытаясь найти себя в других сферах деятельности.
Выбор пути
– Еще когда училась в школе, я очень долго не могла определиться с будущей профессией, – вспоминает Мария Сергеевна. – Мне то врачом хотелось быть, то ветеринаром, то стюардессой…
Неумолимо приближался день, когда школа останется позади, а ни с профессией, ни с вузом, в котором ее предстоит получить, у Марии никакой определенности не было.
– Вот тогда родители и посоветовали пойти учиться на иняз в педуниверситет, – рассказывает Мария Сергеевна. – Я подготовилась и поступила. Отучилась пять лет, получила диплом и дала себе слово, что никогда не пойду работать в школу.
– Почему так?
– Работать с детьми мне понравилось. Но меня отталкивала, так скажем, бюрократическая сторона деятельности – заполнение всякого рода официальных бумаг и документов. Никакого творчества, а уже тем более педагогики в таком процессе нет. А занимает он очень много времени.
Был и еще один страх. Да, обычный страх юной девушки перед ответственностью, которую она должна будет взять на себя за воспитание (как педагог) и за обучение (как преподаватель английского языка) большого количества детей.
– Вот эти обстоятельства и сказались на том, что я не собиралась идти работать в школу и очень долго избегала этого шага, – поясняет Мария Сергеевна.
Мария пробовала себя в других сферах, но при этом никогда не расставалась с английским языком, постоянно поддерживая его знание на должном уровне. И вот одномоментно, как сейчас она сама выражается, наступил застой – никакой работы не было, и тут подруга, с которой вместе учились в педуниверситете, предложила вернуться в школу: «Нам нужна учительница английского языка, не хочешь ли попробовать?»
– Я растерялась. Да, языковые навыки остались, но вот вся педагогика из-за отсутствия практики вылетела из головы, – вспоминает тот судьбоносный для нее момент Мария Кондратьева.
Ее успокоили и обещали помочь и поддержать. Вот так Мария Кондратьева пришла работать в Печерскую среднюю школу. Сначала она рассматривала педагогическую деятельность как временную. Но, отработав год, уже не смогла бросить своих учеников. Так прошел еще один год, а теперь за плечами уже четвертый, и никуда уходить из школы Мария Сергеевна не собирается.
Малыши и старшеклассники
Мария Сергеевна – не просто преподаватель, но еще и классный руководитель с почти четырехлетним стажем. Предложение взять класс она получила, как только пришла работать в школу.
– Это было настолько неожиданно, что я хотела отказаться. Тем более и опыта нет, да и преподавательских часов у меня как у учителя-предметника было довольно много, – рассказывает Мария Кондратьева.
Своих учеников – а ей достался седьмой класс – Мария Сергеевна успешно довела до «переходного» девятого класса, после чего кто-то из школьников остался получать среднее образование в стенах родной альмаматер, а кто-то перешел в другие учебные заведения. Тогда же Мария Сергеевна стала классным руководителем пятого класса.
– Сейчас это уже шестой класс, – уточняет Мария Сергеевна. – Изначально с ними было несколько проще, поскольку иностранный язык сейчас изучают со второго класса, и именно с этого времени я познакомилась с детьми и нашла с ними общий язык. Приятно было, когда дети искренне обрадовались, что я буду у них классным руководителем.
Кстати, радость была обоюдной. Сама Мария Кондратьева тоже была довольна, что ей поручили руководство именно этим классом, где, как она считает, учатся очень хорошие, отзывчивые и энергичные дети. Причем говорит всё это Мария Сергеевна от души, хотя при этом улыбается:
– Конечно, какая же мама не будет утверждать того, что ее дети – самые лучшие? Вот так и классный руководитель. Безусловно, мои дети самые замечательные, самые умные, самые спортивные и вообще самые-самые…
– Мария Сергеевна, если оставить в стороне внешние признаки – рост, манеру общаться и одеваться, насколько разнятся ученики вторых и одиннадцатых классов?
– Безусловно, разница чувствуется. Ученики начальной школы бегут к тебе с распростертыми объятиями, дети с нетерпением ждут твоих уроков. Вот идешь по школьному коридору вся в своих мыслях, о чем-то задумаешься, а малыши: «Здравствуйте, Мария Сергеевна!» Кто-то даже подойдет и обнимет. Всё это очень трогательно. Бывает, что дети на рисунках меня изображают, а кто-то и открыточку самодельную к празднику подарит. Мне это очень приятно. За это я очень люблю начальную школу, потому что там дети еще очень непосредственные, они с нетерпением ждут занятий, хотят впитывать знания.
– А ученики старших классов уже не такие открытые, более самоуверенные?
– Я бы так не стала утверждать. Здесь, скорее, более осознанный, утилитарный, что ли, подход к школе и к вопросу получения знаний. В 10–11-х классах ученики готовятся к ЕГЭ и к дальнейшему продолжению учебы в высших учебных заведениях. Так, например, те, кто решил не сдавать английский язык, больше сосредоточены на других предметах будущего ЕГЭ.
– Раньше, помню, представители старшего поколения говорили в упрек молодежи: «Вот в наше время…» У вас сейчас что-то вроде этого получилось?
– Честно говоря, постоянно хочется провести такого рода сравнение. Я ведь помню себя школьницей, помню, как мы трепетно и с уважением относились к педагогам, порой даже боялись. Я и родителей боялась расстроить своими оценками, потому всегда старалась держаться если не в отличницах, то хотя бы в хорошистках. Ну а нынешнее поколение… У них, наверное, какое-то другое представление об учебе, об ответственности и о том, что должна в итоге дать им школа.
– А сейчас как относятся к учителям?
– Есть разные учителя. Есть, скажем так, очень строгие. Что не всегда приветствуется учениками. Но по прошествии лет выпускники вспоминают именно эту учительницу – строгую, требовательную, которая много задает и много спрашивает, чтобы должным образом подготовить ученика к экзамену, дать ему соответствующие знания.
У меня, к сожалению, не такой характер, и я даже иногда жалею, что не получается быть такой строгой. Бывает, что пошучу на уроке с ребятами. Но уважение к учителю и сдержанное поведение на уроке зависят и от самих детей. Есть те (и таких подавляющее большинство), кто еще в начальной школе был приучен вести себя должным образом. Ну а есть те (к счастью, их немного), на кого не влияют ни доброе отношение, ни строгость. Они, наверное, так до конца учебы и не понимают, зачем они пришли в школу, кто такие для них учителя и что их ждет в будущем, если они не изменят свое поведение по отношению и к старшим, и к сверстникам.
«Бабушкины сказки»
– В чем суть проекта, благодаря которому вы стали одним из победителей районного конкурса «Самый классный классный – 2020»?
– На конкурс мы представили проект, в реализации которого принимали активное участие мои ученики во взаимодействии с геронтологическим центром «Вишенки». Проект называется «Бабушкины сказки». Таким образом устанавливалась, если так можно выразиться, живая связь поколений.
Суть «Бабушкиных сказок» вот в чем: мы в «Вишенках» вместе с бабушками и дедушками выбирали какую-нибудь сказку, распределяли роли, репетировали, начитывали. А далее вместе с детьми на начитанный текст с помощью специальной компьютерной программы рисовали короткометражный мультфильм. Бабушкам, дедушкам и ребятам такая совместная работа очень нравилась.
Наши сказки выложены на You Tube, ими интересуются, их смотрят. Мы рассылаем их в детские садики, и есть обратная связь: мы знаем, как дети реагируют, что им нравятся наши мультики.
Профессия эмоций и чувств
– Вам не приходилось слышать от друзей и знакомых, что в школу работать идут одни неудачники, сейчас нет сожаления о сделанном четыре года назад шаге?
– Я не считаю себя неудачницей, и ни друзья, ни знакомые мне такого не говорили. Правда, бывает обидно, но совсем от другого: общественная значимость, ценность профессии учителя стирается, девальвируется. Хотя нагрузка на учителя с каждым годом только возрастает, и свободного времени практически остается крайне мало. Если и выпадают какие-то выходные, то я использую время на то, чтобы сделать какие-то дела по дому, мужу время уделить, навестить родственников. Единственное свободное время, когда я всецело принадлежу себе и своей семье, – отпуск. И вот его я стараюсь максимально разнообразить.
А с другой стороны, когда я размышляю о том, куда могла бы пойти работать, уже не могу представить себя без школы. Это непередаваемое чувство от уроков и даже перемен. Нельзя пересказать ощущения, когда при отсутствии урока ты проходишь во время занятий по затихшей школе. А дети? Их горящие восторженные глаза, мероприятия, которые мы с ними готовим к разным праздникам, или совместные походы?.. Я не представляю, какая другая деятельность может мне дать такие же чувства и эмоции…
Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ.