Депутат районной Думы Ракиф Талыпович Низамов хорошо известен своими добрыми делами, направленными на развитие нашего края. Он умеет отстаивать свое мнение без оглядки на авторитеты и, несмотря на свой статус и занятость, не разучился сопереживать людским бедам. Как признается сам, всеми лучшими качествами своего характера он обязан в первую очередь маме. Воспоминаниями о родном человеке и о своем трудном детстве он поделился с корреспондентом «Сельской правды».
Маму Ракифа Талыповича звали Тагзима. Татарка по национальности, она жила в Башкирии в селе Старые Сулли Ермикеевского района. Когда грянула Великая Отечественная война, девушке было всего 14 лет. Мужчины деревни отправились на фронт. А те, кто по каким-то причинам вынужден был остаться дома, были мобилизованы на трудовой фронт – целый день они заготавливали дрова и работали на других тяжелых работах.
Время было голодное, и каждая семья выживала как могла. Страдали и люди, и животные. Если от недокорма падала лошадь, все невольно радовались: выдавался паек, и можно было накормить детей. Отец и бабушка Тагзимы пропадали на трудфронте от зари до зари и приходили домой только ночевать. После тяжелой болезни умер отец.
Слезы боли и слезы радости
У каждого колхозника был участок земли для обязательного возделывания, и чем больше детей было в семье, тем большую площадь приходилось обрабатывать. А лошаденки были плохонькие, слабые. Однажды Тагзима бороновала участок семьи, и слабосильная лошадка едва тянула борону, тогда девушка подхлестнула ее и случайно попала животному хлыстом повыше брови. Из глаз лошадки потекли слезы, Тагзима бросилась к ней, обняла за шею и стала просить у нее прощения, объясняя, что сделала это нечаянно. Их слезы смешались и окропили сухую землю. Кто-то закричал: «Тагзима, Тагзима! Победа!!!» Так в далекое башкирское село в мае 45-го пришла весть об окончании страшной войны.
Рабочий день сделали короче на два часа, на радостях собрались с соседями, наскребли что-то поесть. Люди забыли даже про голод, и радость переливалась через край!
Своя семья
Вскоре в село стали возвращаться мужчины. Статный, молодой, звенящий двумя орденами Славы появился в родной деревне Талып Низамов. Он был на пять лет старше Тагзимы, боец, прошедший через пекло войны, снайпер! Разве можно было не заметить его? Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились. У них родились восемь детей.
Однако с окончанием войны трудности не окончились. Трое из детей умерли, прожив совсем мало. Дизентерия и отсутствие своевременной медицинской помощи унесли жизни одного за другим двух маленьких братьев Ракифа. А потом трагически погиб и третий… Самый младший братишка, играя во дворе, неосторожно приблизился к жеребцу, и тот ударил его копытом. До больницы было 18 километров, и добраться без лошади было невозможно, а лошадь достать не удалось… Наутро ребенок умер.
На всю жизнь запомнил Ракиф Талыпович уроки матери: жить по совести, никогда не брать чужого, помогать людям. Если дети вели себя неправильно, никогда при чужих не ругала, только дома объясняла, почему так делать нельзя. Бывало даже, брала в руки хворостину, если требовалось.
Работала она телятницей в колхозе, целыми днями пропадала на работе. По воспоминаниям Ракифа Талыповича, в то время выращивали много высокой конопли, потом ее косили, сушили, замачивали, перевязывали и били – делали паклю. Когда коноплю запретили, занялись сахарной свёклой, на каждую семью приходился участок от 30 до 80 соток, в зависимости от количества детей. Очень много приходилось полоть.
В любви и ласке
Отец, по словам Ракифа Талыповича, был мягким человеком. Но его авторитет в семье был непререкаемым. «Смотри, скажу папе!» – грозила мать непослушному. На место отца за столом сесть было нельзя даже в его отсутствие. Ему в первую очередь подавалось кушанье, потом детям, и только после этого женщина наполняла свою тарелку. Обновку в первую очередь покупали отцу. Так поступали и в других важных делах.
А мама была очень заботливой. В детстве произошел такой случай. Не послушавшись матери, Ракиф сел верхом на коня и поскакал. Неожиданно из-за кустов выскочил теленок, конь метнулся в сторону. Мальчик упал и сломал руку. В больнице наложили гипс, но кость срослась неправильно. Мама заметила это и сняла сама гипс. Увидев выпирающую кость, заплакала. Накануне первого сентября будущего школьника отвезли за пятьдесят километров в больницу. Заново ломали руку и накладывали гипс.
Несмотря на тяжелый труд, на всех детей хватало у матери любви и ласки. Вырастила всех пятерых, твердой рукой направляя их на правильный путь. Когда Ракиф Талыпович, окончив восемь классов, сомневался в необходимости дальнейшей учебы, она решительно настаивала на продолжении образования. Считала, что и русский язык надо изучать, пригодится! Так и получилось. «Если бы не мама, не выучился бы», – признается Ракиф Низамов.
В качестве послесловия
…А много лет спустя, после окончания Куйбышевского индустриально-педагогического техникума, получив направление от учебного заведения, появился в наших краях молодой специалист Ракиф Низамов. Через три года получил квартиру и, даже когда появилась возможность переехать в другие места, остался – уезжать уже не хотелось. И именно Смоленщина стала для Ракифа Талыповича Низамова второй родиной.
Галина ШЕРЕМЕТЬЕВА