Корреспондент «Сельской правды» побывал в собачьем приюте Натальи Беликовой

Как спасти и воспитать сотни собак, обречённых на гибель? Почему детям необходим домашний питомец, а некоторых взрослых к собакам нельзя даже близко подпускать? Об этом знает одна из главных «собачьих мам» Смоленщины Наталья Беликова.

Наталья Мечеславовна занимается собаками уже двадцать лет. Началось все банально. Сын попросил собачку. Взяли. Потом пожалели бездомных щеночков, приютили, пристроили в добрые руки. Потом следующих. Кто-то прижился, остался. Вот так постепенно домашний «зоопарк» перерос в приют. Наталья продала квартиру и переехала в Красный Бор. Чтобы прокормить свою стаю, трудилась на трех работах, а в это время за собаками присматривал нанятый человек. Только вот соседи такую любовь к животным не слишком-то поддержали. Жалоб становилось все больше. Тогда приют и переехал в Смоленский район, в деревню Туринщина.

Новый дом

У каждого питомца, оказавшегося в приюте, своя грустная история. Один стал не нужен хозяевам, другого покалечила машина или люди, третьего скрутила болезнь, а кто-то уже родился на улице. Кстати, у каждой из 240 собак в приюте есть клички.

– Имена, а не клички, – поправляет Наталья Беликова. Для нее питомцы как дети. Они знают, когда обращаются к ним, – отзываются, виляют хвостиком. Даже если имена похожи. Здесь есть Тарас и Тарасик, Гоша и Гриша. Все собаки привиты, стерилизованы, вылечены. У каждой есть паспорт. А вот на чипирование денег уже не хватает.

Содержать такой большой приют – работа трудная, разве что не круглосуточная. Стабильности, по словам Натальи Мечеславовны, нет ни с помощниками, ни с финансированием. Сегодня приезжает целая группа волонтеров, а завтра может не быть никого. А ведь есть собаки хотят ежедневно. Каждую нужно приласкать, со всеми поговорить, осмотреть, не заболели ли. Провести процедуры для раненых, свозить больных к ветеринару, прибраться на территории… В конце концов, приготовить кашу на столько голодных пастей – каково?

– Просьб о помощи поступает очень много, но всех собак я взять просто не в состоянии. Сейчас фактически принимаю только «смертников» – тех, кто уже обречен. В ближайшее время нужно забрать одиннадцать щенков из Вязьмы. Там умер инвалид, передать его питомцев было некому. История получила большую огласку в СМИ и соцсетях. Пока удалось пристроить четверых из пятнадцати хвостов. Зато нашлись те, кто угрожает уничтожить собачек. Поэтому мы в срочном порядке строим вольер для щенков и сразу заселим их сюда, – рассказывает Наталья Беликова.

С вольерами в приюте вообще все непросто. Металлические ограждения – дорогое удовольствие. Да и наемным работникам нужно заплатить. В то же время собранных пожертвований далеко не всегда хватает даже на электричество, еду и лечение животных. Вольер – не просто забор. За ограждением должны быть миски для корма и воды, а главное – теплые помещения. Есть деньги на счету приюта – сразу начинается стройка. Нет денег – лишь бы выжить. Сейчас без вольеров живут более ста собак, и по этому поводу у приюта уже начались конфликты с надзорными органами. Нормы нормами, но куда поселить животных, если на вольеры просто нет денег?

– За два года мы освоили чуть больше гектара. Нам удалось полностью огородить территорию, построить теплые помещения, в одном из которых живу я. Вместе с собаками, – говорит Наталья Мечеславовна.

Действительно, стоящий на участке дом при ближайшем рассмотрении оказывается не совсем домом. Скорее, большой будкой с панорамными окнами. Сюда у животных есть круглосуточный доступ. Многие в доме и греются, и ночуют. В сенях стоят многочисленные кормушки, а чуть дальше, на кухне, ежедневно готовится пища. Некоторые питомцы едят только специальный корм, но в основном рацион собак из приюта – каша с мясом.

Когда люди злее собак

Чаще всего животные попадают в приют по звонку. Люди звонят Наталье Беликовой и просят, например, взять щеночков, которые застряли на крыше и никому не нужны. Плюс десять хвостов за один раз! Бывают и вопиющие случаи. Неподалеку, в Богородицком, местные жители повесили собаку. Намекнули, что бездомным хвостам здесь не место. Виновника так и не нашли. А приют тут же пополнился еще 14 питомцами – Наталья забрала сразу всех собак из Богородицкого. Но может ли она собрать к себе вообще всех бездомышей? Конечно же, нет.

А еще Наталья Беликова не любит читать новости и посты в интернете, особенно в последние годы. Говорит, там все просто пестрит жестокостью.

– Страшно было смотреть видеоролики, снятые в новогодние каникулы. Для многих кошек и собак праздник закончился страшными муками. Кто-то совал животным в пасть петарды, кто-то пугал фейерверками… Чаще таким опасным способом балуются с питомцами дети, но и нетрезвые взрослые не очень отстают. Какой пример они подают ребятам? К нам часто приезжают школьники, студенты. Помогают по хозяйству, гладят собак, играют с ними, улыбаются. Некоторых ребят потом с трудом забирают родители – дети просто не хотят уезжать. Самым упорным удается уговорить старших взять собаку. Вообще, я считаю, что у каждого ребенка должен быть питомец. Собаки и кошки учат нас любить и оберегать других, – уверена Наталья Беликова.

В добрые руки

Жестокость жестокостью, но, если не общаться с людьми в соцсетях, не выкладывать фото, не рассказывать о каждом, то собачек в добрые руки, конечно, не пристроишь. Да и помощи во всемирной паутине попросить проще – аудитория соцсетей огромна.

– У нас все собачки коммуникабельные, добрые, воспитанные, но разбор идет туго, – рассказывает Наталья Беликова. Одни хотят только породистую собаку, другие не готовы лечить нового друга. Кто-то боится брать взрослых питомцев – вдруг не уживутся. К тому же, не каждому человеку вообще можно доверить собаку. Бывает, возьмут собачку из приюта, а потом звонят и жалуются: одну волки загрызли, другую клещ укусил, третья сбежала. Но ведь все это легко предотвратить: сделать крепкий забор, обработать животных от паразитов.

Кто никогда не получит собаку из приюта Беликовой? Те, кто будет содержать питомцев в худших условиях, чем здесь.

– Собак нельзя держать на привязи, ни в коем случае! Да, не все животные могут жить в доме или квартире. Но если уж селить собачку на улице, то только в вольере. Лучше уж пусть остаются здесь, под моим присмотром, чем где-то на цепи. Кстати, денег я ни с кого не беру. Жизнь сейчас непростая. Не все могут себе позволить заплатить, скажем, 40-45 тысяч за передержку пятнадцати щенков. Дешевле и проще убить, вот что страшно. К сожалению, пожертвований поступает совсем мало. Чаще всего хватает только на оплату электричества и лечение животных. В основном помогают дети и внуки, друзья, бывшие сослуживцы. Мы благодарны Губернатору Алексею Островскому, который снабдил нас стройматериалами и не только. Депутат Госдумы Сергей Неверов пожертвовал крупную сумму. Депутат облдумы Максим Степанов сделал для приюта главное – купил землю, целых пять гектаров. А еще помог провести к приюту электричество, ведь мы фактически находимся в поле, в отдалении от ближайшего населенного пункта. Приюту постоянно требуются стройматериалы, корм для собак, крупы, мясо. А еще помощь волонтеров. Ведь не все можно купить за деньги. Иногда нужно просто взять лопату и поработать руками.

Если вы хотите поддержать приют Натальи Беликовой, ищите информацию на сайте priutisobaky.ru.

Лада КАЛИНИНА

Фото автора