В Культурно-выставочном центре им. Тенишевых в Смоленске действует масштабная фотовыставка «Слово Патриарха. Время больших дел». Открылась она в день празднования 76-й годовщины освобождения Смоленщины от фашистов и приурочена к 10-летию интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Наша область стала первым после Москвы регионом России, где местным жителям представлена новая передвижная экспозиция. И это закономерно, ведь Его Святейшество почти 25 лет служил на Смоленщине и при его непосредственном участии сделано очень много для становления и развития церковной и общественной жизни. Если в первый год служения будущего Патриарха в Смоленской епархии действовало всего 37 храмов, то теперь их число превысило 200. А есть дела, которые не измеришь никакими цифрами, в их ряду и социальная деятельность Церкви, создание системы многоступенчатого духовного образования, налаживание конструктивного диалога с властями всех уровней, сохранение духовных и культурных ценностей. Еще больше сделано Патриархом на территории всей страны при поддержке нашего народа.
– Думаю, пройдут годы, десятилетия, когда весь православный мир наконец-то в полной мере осознает величие Патриарха Кирилла, масштаб личности Святейшества, его вклад в укрепление Православия не только в Российской Федерации, но и в мировом масштабе. Я бесконечно благодарен Его Святейшеству за то внимание, за ту молитвенную заботу о смоленской земле, которой он отдал четверть века своего архипастырского служения и которую считает своей второй родиной, – сказал на открытии выставки Губернатор области Алексей Владимирович Островский.
На выставке представлены фотоснимки, выполненные на высоком художественном уровне группой известных в России фотографов, в том числе священником Игорем Палкиным, приезжавшим на открытие выставки. Он является и куратором данного проекта вместе с Николаем Канавиным и Алексеем Логиновым. Особенность экспозиции в том, что вместе с фотоснимками, иллюстрирующими деятельность Патриарха, на специальных планшетах представлены цитаты из высказываний Его Святейшества. И вот некоторые из них:
– Между Церковью и государством должен быть диалог и сотрудничество в решении жизненно-важных вопросов. Я отнес бы к их числу вопросы нравственности – личной и общественной, вопросы культуры…
– Православию чужда идея национального превосходства, ему также неведома ненависть к представителям других религий…
– Проявлением духа христианской любви является социальная деятельность Церкви, ее служение тем, кто более всего нуждается в проявлении заботы и жертвенности: это пожилые и страдающие от недугов люди, сироты, инвалиды, лица, находящиеся в заключении…
– Живая вера, основанная на силе Божией, должна подтверждаться искренним стремлением послужить ближнему…
– Свидетельство Церкви миру предполагает не только проповедь с церковной кафедры, но и открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог, в котором обе стороны и говорят, и слушают…
Снимки в полной мере отражают направления и масштаб деятельности Патриарха, географию его путешествий по России и странам мира. Ряд фотографий отражает визиты Предстоятеля РПЦ в Смоленск. К примеру, мы видим его на территории Катынского мемориального комплекса, в Свято-Успенском кафедральном соборе в момент совершения чина прославления святых рославльских пустынножителей Никиты и Феофана. И везде звучала проповедь Патриарха.
Объектив запечатлел Его Святейшество даже в Антарктиде, где рядом с ним мирно стоят пингвины. А вот он в Болгарии на горе Шипка вместе с участниками национального торжества, вот в монастыре святого Георгия в Каире, в Троице-Сергиевой Лавре, на Валааме. Мы видим, что в монастырях Патриарх бывал особенно часто и придавал монастырской жизни особое значение, отмечая, что монастырские стены не являются прибежищем и местом тихой жизни, а дают возможность монахам сосредоточиться на духовной жизни и отдавать великий благодатный дар людям. В целом выставка помогает увидеть многие грани деятельности Патриарха Кирилла и осознать его особую роль в современном мире, который так нуждается в мудром слове авторитетного пастыря.
Текст и фото Николая КЕЖЕНОВА.