Очень символично, что в нынешнем году, спустя 110 лет после окончания строительства и освящения храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в селе Каспля были закончены работы по консервации этого культурно-исторического объекта.

На высокий холм над рекой, где стоит этот замечательный храм, мы приехали с его настоятелем, иереем отцом Алексеем Наумовым.

Из глубины лет

Каспля – одно из самых древних сел Смоленщины. И неудивительно, что его православная история содержит немало впечатляющих страниц. Так, есть сведения, что здесь некогда был монастырь святителя Николая, основанный Владимиром Мономахом. Отголоском его существования стала деревянная Никольская церковь, выстроенная в XVII веке. Взамен этого храма в 1728 году на средства прихожан в Каспле была выстроена новая деревянная церковь, освященная во имя святителя Николая, а в 1760 г. рядом с ней открылась еще одна, посвященная этому же святому. Храмы располагались на высоком берегу реки Каспли, имели колокольни и были огорожены деревянной оградой.

В октябре 1905 г. началось строительство нового каменного храма. Здание строилось по проекту епархиального архитектора Е.Ф. Лыщинского. Все черные работы – доставка кирпича, леса и прочих материалов – производились бесплатно местными жителями в течение всех 9 лет строительства.

На постройку церкви внесли пожертвования император Николай II и протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). К 1914 году храм был окончен. Прихожане восхищались внешней и внутренней отделкой здания. При входе в храм сразу обращал на себя внимание прекрасно выполненный калужским живописцем П.С. Балашевым иконостас.

25 июня 1914 г. новая церковь была освящена в честь Казанской иконы Богородицы. Боковые приделы освятили в честь иконы Божьей Матери «Троеручица» и святого пророка Ильи.

В 1938 г. Казанский храм был закрыт, и здание использовалось под клуб, звуковое кино и радиоузел. В те же годы прекратила существование и деревянная церковь. Вскоре после закрытия церковь утратила главы и верхние ярусы колокольни, был частично разграблен, частично уничтожен ее интерьер.

Но духовная жизнь в селе не замирала даже в самые сумрачные годы. И в конце 1989 г. верующие обратились к архиепископу Кириллу с просьбой начать восстановление руинированного храма. 22 февраля 1990 г. по благословению владыки и на основании решения Совета по делам религий при Совете Министров СССР религиозное общество верующих было зарегистрировано. Общине разрешили открыть временный молитвенный дом, а также передали здание бывшей Казанской церкви для восстановления.

Бережно и умело…

Увы, и время, и злая людская воля весьма сильно повредили храм. На его полное восстановление необходимы очень большие средства, которых у сельской общины, естественно, нет. К счастью, на здание, имеющее не только духовное, но и историко-культурное значение, обратили внимание в Министерстве культуры РФ. Благодаря этому был реализован проект по консервации, осуществленный силами компании «Сивис» из Санкт-Петербурга.

Как рассказал руководитель проекта Василий Пехтерев, эта компания имеет значительный опыт по производству подобных работ на памятниках культурного наследия во многих регионах России. К сожалению, средств для одномоментного восстановления, масштабной серьезной реставрации всего исторического богатства у государства нет, но необходимо хотя бы сохранить эти памятники в существующем виде, воспрепятствовать их дальнейшему разрушению. Именно на это и направлены проекты консервации.

«Для каждого памятника по результатам тщательного обследования разрабатывается свой индивидуальный проект, включающий полный комплекс мероприятий для консервации, – рассказывает Василий Пехтерев. – Как правило, первоначальный этап – это расчистка: разбор завалов, расчистка от биопоражений (грибок, мох, растения и т.п.) и обработка специальными средствами, предотвращающими такие поражения в будущем. Обязательно проводится укрепление здания, здесь, например, мы заменяли некоторые рассыпающиеся кирпичи аутентичными полноценными. Хотя люди в прошлом и «поработали» над разрушением храма, многое осталось на месте, в частности, в целых кирпичах недостатка не было.

К сожалению, в этом храме не сохранились своды, поэтому его внутреннее состояние оставляло желать лучшего. Мы укрепили все важные элементы, от которых зависит прочность здания, установили временные подпорки во входных проемах, а также специальные крыши над каждой стеной и щиты на оконных проемах для защиты от погодных условий. Это основные виды работ, которые выполняются на многих объектах, но, конечно, каждый из них имеет свою индивидуальность. И прежде чем начать работу, мы знакомимся не только с чертежами здания, если они сохранились, но и с его историей, сохранившимися изображениями, чтобы понять замысел архитектора и, не смейтесь, «характер» самого здания. У храма ведь он совсем другой, чем у жилого дома или производственного помещения. В частности, этот храм был замечателен не только своей впечатляющей по красоте архитектурой, но и местоположением – уверен, его краснокирпичные стены и золотые купола привлекали взгляд издалека. И мы бы с удовольствием взялись за его полное восстановление. Но пока об этом речи не идет, сделали все возможное, чтобы он не разрушался дальше».

Причем первоначальные работы по очистке храма начали еще отец Алексей с прихожанами: «На полу лежал толстенный слой мусора, скопившийся за годы и годы. Потихонечку вывозили этот мусор, насколько позволяли силы моих помощников – местных жителей. Как их прадеды принимали безвозмездное участие в строительстве этого храма, так их потомки постарались очистить его от грязи темных времен.

По рассказам старожилов я узнал, что в боковом приделе, освященном в честь святого пророка Ильи, в свое время попытались установить станки, но люди не смогли там работать – начинали чувствовать себя плохо. Каждый может понимать этот факт по-своему, но я уверен в том, что даже недействующие храмы наполнены духовной энергией людей, возносивших здесь молитвы, и нельзя осквернять эти стены, возведенные для общения с Богом.

А потом я узнал о возможности установки каркасного сооружения для обустройства небольшой часовни в этом здании, и мы ее сделали у себя. И знаете, когда я провел здесь первую службу, по сути первую в храме после 1938 года, мои прихожане прослезились, да и у меня было особое чувство. Это ведь очень важно – не забыть о своих духовных истоках и по мере сил трудиться для их возрождения.

И я очень благодарен ребятам из компании «Сивис», которые высокопрофессионально и с пониманием значимости этого объекта выполнили все необходимое, чтобы сохранить наш храм. Пусть пребудет милость Божья с ними во всех делах!»

Говорят, пути Господни неисповедимы, и кто знает, может быть, когда-нибудь найдутся средства, государственные или частные, чтобы полностью возродить этот замечательный храм, без преувеличения, архитектурную жемчужину и средоточение духовной жизни нескольких поколений жителей Каспли.

С благодарностью и смирением

Сегодняшнюю жизнь касплянского прихода нельзя назвать совсем благостной. Среди прихожан немало людей преклонного возраста, которых, к сожалению, беспокоят болезни, бытовые и финансовые трудности. Но зато, что немаловажно, они, в отличие от некоторых своих сверстников, не ощущают одиночества – рядом с ними единоверцы и внимательный, всегда готовый прийти на помощь и словом, и делом отец Алексей.

Молодежь к слову Божьему в Каспле тянется меньше, но не столько от погруженности в мирские соблазны, как можно было бы подумать, а чаще всего потому, что молодым людям приходится искать работу, а значит, и место проживания в более крупных населенных пунктах. Но отец Алексей и его прихожане искренне заботятся о духовно-нравственном развитии юных жителей села, и потому при церкви периодически проходят занятия в воскресной школе, а в средней школе проводится факультатив «Основы православной культуры».

Конечно, жители Каспли были бы совсем не против, если бы величественный храм был восстановлен, но пока они с любовью и усердием относятся к нынешней небольшой Казанской церкви, поддерживая здание в надлежащем виде и чистоте. Пополняется и ее убранство, зачастую за счет даров местных жителей. Причем случается, что таким даром оказываются сохраненные семьями в «темные» годы иконы из самого храма.

Так, отец Алексей показывает мне икону «Благодатное небо», долгие годы хранившуюся в одной из касплянских семей и теперь, по его словам, «вернувшуюся домой». Со времени возрождения прихода таких икон в церковь вернулось несколько, что очень символично.

А еще я обратила внимание, с какой стойкостью верующие люди воспринимают жизненные трудности. Там, где другие пали бы духом, прихожане в Каспле продолжают верить в лучшее и не опускать руки. Один из показательных примеров – из-за ошибки, произошедшей неизвестно когда, вдруг оказалось, что на церкви «висит» долг за электроэнергию в 150 тысяч (!) рублей. Как в небольшом церковном здании можно истратить столько электричества? Непонятно. Но закон есть закон, и даже при минимальных доходах долг этот надо выплачивать.

Отец Алексей сокрушенно, но уверенно говорит, что для прихода это весьма тягостно, но с Божьей помощью все постепенно решится. Значительная масса прихожан – люди пожилые и не слишком обеспеченные, а их пожертвований с трудом хватает лишь на оплату коммунальных платежей и содержание здания. Да и отец Алексей со своей пенсии зачастую вкладывает средства на благополучие храма.

«Я прожил достаточно долгую жизнь, чтобы теперь понимать, что в ней главное. И это не деньги, – убежденно говорит отец Алексей. – Конечно, мы живем в объективных обстоятельствах, когда приходится сталкиваться с экономической реальностью, с необходимостью определенных финансовых обязательств. С этим ничего не поделаешь, и никто из нас от мирских реалий не свободен. Но когда ты живешь с Богом в сердце, когда рядом с тобой близкие духовно люди, то любые жизненные неурядицы воспринимаются по-другому. И ты знаешь, что так или иначе с помощью Божьей, а через нее, возможно, и людской, ты со всем справишься. И я безмерно счастлив, что, пусть и не с молодости, жизненный путь привел меня к служению, к пониманию духовной глубины нашей жизни. Это осознание помогает мне в любых жизненных ситуациях, его я стараюсь донести и до моих прихожан».

Кстати, для верующих людей символично, что совсем недалеко от церкви находится воинский мемориал, братская могила 628 советских воинов, погибших на касплянской земле в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками. О светлой памяти этих героев, отдавших жизнь за счастье потомков, возносятся молитвы в храме.

И вы тоже можете приехать в Касплю, чтобы поклониться месту упокоения доблестных защитников Родины, зажечь свечу в Казанской церкви и увидеть полуразрушенный временем и людьми, но все еще изумительно прекрасный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. И знаете, я человек абсолютно невоцерковленный, но мне показалось, что рядом с ним даже дышится как-то удивительно легко…

Ольга КОЛЫШКИНА