Правительство России внесло в Госдуму проект федерального бюджета РФ на 2025 г. и плановый период 2026 — 2027 гг. Ключевые приоритеты: выполнение всех социальных обязательств перед гражданами и решение задач, обозначенных Президентом Владимиром Путиным.

Бюджет верстался на базе Послания Президента Федеральному Собранию. В первую очередь, документ предусматривает безусловное выполнение всех социальных обязательств государства. Также средства направлены на обеспечение темпов роста российской экономики.

Особая роль в подготовленном Правительством документе, как и было запланировано, отводится финансированию новых национальных проектов: в бюджетной трехлетке 2025 – 2027 годов запланировано 5,7 трлн рублей в 2025 году, 6,2 трлн рублей в 2026 году и 6,3 трлн рублей в 2027 году. Наиболее значимые нацпроекты — «Семья» (8,6 трлн рублей) и «Инфраструктура для жизни», (3,9 трлн рублей).

Проект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Согласно прогнозу, в 2025 – 2027 годах российская экономика вырастет на 2,5 – 2,8% ВВП. Также новый бюджет предполагает, что с 2028 по 2030 годы рост экономики России продолжится на 3,0 – 3,2% ВВП, что соответствует национальным целям развития. 

Все это позволит значительно увеличить инвестиции в ключевые направления развития. Проект нового бюджета наглядно демонстрирует приверженность государства выполнить все социальные обязательства, реализовать цели национального развития, определенные Президентом.

Как вы оцениваете основные параметры бюджета и расставленные в нем приоритеты? Каких результатов вы ожидаете от реализации национальных проектов? Как, по вашему мнению, принятие нового бюджета отразится на жизни вашего региона?

Силина Карина Владимировна, молодой политолог:

«Проект представленного Правительством России в Государственную Думу федерального бюджета РФ на 2025 г. и плановый период 2026 — 2027 гг. нацелен на исполнение социальных обязательств государства перед гражданами. 2024 г. по указу Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен Годом семьи, а значит, социальная поддержка остаётся в приоритете. В проекте бюджета на меры поддержки семей с детьми, маткапитал и программу улучшения жилищного обеспечения семей с детьми предусмотрено выделить 10 трлн руб. Дополнительные ресурсы — 22 млрд руб. — будут направлены на здравоохранение, создание инфраструктуры детсадов и строительство новых детсадов.

Поддержка и помощь государства молодым семьям для создания условий рождения детей — первоначальная задача будущего страны. На территории Смоленской области за первое полугодие 2024 года был зафиксирован исторический минимум рождаемости (599,6 тыс. детей). Он достигл показателей 1999 года.

Жилье для молодых семей также является нерешенной проблемой, ставка по ипотеке завышенная (от 21%). Цены на жилье молодым семьям не всегда по карману, в съемном жилье мало кто захочет думать о детях. Зарплаты молодых оставляют желать лучшего. Им нелегко обеспечить себя, ребенка содержать дорого. Поэтому молодежь не рискуют заниматься пополнением семьи. Сейчас необходимо продолжать проводить социальную политику, направленную на поддержку граждан, имеющих детей. Комфортные условия для воспитания детей, адекватные цены, достойные зарплаты и здравая пропаганда традиционных семейных ценностей должны исправить ситуацию в демографии. В результате системной и грамотной работы в этом направлении Россия должна стать страной многодетных семей.

Проект нового федерального бюджета вновь подчеркивает приверженность государства к выполнению социальных обязательств и достижению целей, которые были установлены Президентом в рамках национальных проектов. Такие национальные проекты, как «Семья» (2,8329 трлн. руб.), «Инфраструктура для жизни» (1,1684 трлн. руб.), «Молодёжь и дети» (0,4581 трлн. руб.), «Продолжительная и активная жизнь» (0,3698 трлн. руб.) являются приоритетными».

Понажев Юрий Олегович, юрист:

«Проект федерального бюджета на 2025 и плановый период 2026-2027 годов впервые поступил в Государственную Думу не на физическом носителе, а посредством межведомственного электронного документооборота. Ранее поступление в Госдуму федерального бюджета было ярким мероприятием: сотрудники фельдъегерской службы заносили на Охотный ряд тяжёлые мешки с документами, содержащими отпечатанный проект бюджета. Затем бюджет стали приносит в виде флешки или дискеты. А теперь к журналистам просто вышел председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров и сообщил, что бюджет поступил в Госдуму по электронным каналам связи. Некоторые государственные мероприятия, таким образом, упрощаются и оптимизируются, но куда-то уходит антураж, указывающий на важность текущего момента для развития страны.

Что касается проекта бюджета, следует отметить, что он лучше отвечает социальным запросам граждан, чем бюджеты предшествующих лет. Вводится полноценная прогрессивная шкала налогообложения (хотя и не такая сильная прогрессия в отношении наиболее высокодоходных групп, как в других странах, а значительные выплаты по дивидендам акций могли бы облагаться в большей степени). Работающим пенсионерам впервые за долгое время проиндексируют пенсии (хотя рост поступлений страховых взносов даёт возможность поставить вопрос и о снижении пенсионного возраста, особенно по окончании СВО). Социальные обязательства государства являются, как всегда, защищёнными. Зарплаты и пенсии, как правило, выплачиваются в срок и обеспечены полноценным бюджетным финансировнием, что выгодно отличает ситуацию с бюджетом от 1990-х годов. Хотя наличие в бюджете средств, как показал случай с проектом “Большой российской энциклопедии», не всегда означает их доведение до конечных получателей — сотрудникам проекта задерживали зарплату, и только после выхода их на пикет долги обещали погасить, при этом финансирование было выделено в полном объёме. Это говорит о том, что вопрос бюджетной дисциплины и исполнения бюджета является не менее важным, чем формирование проекта, и работа горе-исполнителей может привести к сложным социальным последствиям на низовом уровне.

Следует также отметить, что в бюджете предусмотрена опережающая индексация доходов бюджетников, перечисленных в майских указах (врачи, учителя и т.д.), чтобы соотносить рост их доходов с ростом зарплат в среднем по стране. Однако индексация зарплат иных бюджетников предусмотрена на уровне 4,5%, а в 2024 году она предусмотрена на уровне 5,1%. Эти цифры ниже реальной инфляции, однако индексация окладов таких бюджетников на разницу между прогнозной и реальной инфляцией систематически не производится, что ведёт к снижению привлекательности рабочих мест в бюджетном секторе, не охваченных “майскими указами”, падению качества найма рабочей силы на такие рабочие места и её оттоку в коммерческий сектора.

Следует также отметить, что для полноценной реализации национальных целей развития проект бюджета должен предусматривать намного большие расходы, которые можно обеспечить в случае роста поступлений от нефтегазовой промышленности и металлургии, алкогольной индустрии, банковского сектора и т.п., а существенный рост таких поступлений может быть обеспечен только при переходе большей части таких предприятий под государственный контроль. Кроме того, в настоящее время бюджет вынужденно несёт большие военные расходы. Это обусловлено тем, что накачка Украиной западными вооружениями достигла беспрецедентных масштабов; военные расходы Киева в прошлом году составили 137% ВВП (по данным SIPRI за 2023 год, процитированным в газете “Коммерсантъ”), что является не имеющей аналогов ситуацией в мировой истории. На раздел «Социальная политика» проектом бюджета в 2025 г. заложено 6,4 трлн руб., что на 18,6% меньше расходов на него в федеральном бюджете на 2024 г. (почти 7,9 трлн руб. с учетом июльских поправок). По аналогии с поправками в текущий бюджет может существенно увеличиться и объем средств на социальные программы непосредственно в 2025 г., как полагает источник “Ведомостей” в социальном комитете. Многое будет зависеть от выборов в США 5 ноября 2024 года и от изменения соотношения сил на поле боя.

В целом проект бюджета подготовлен реалистично и неплохо проработан. Нужно предусмотреть инвестиционные вычеты для налога на прибыль и механизм распределения средств между регионами в связи с повышением НДФЛ. Нужно предпринимать меры по борьбе с инфляцией, которая часто оказывается выше прогнозов, и при этом не задирать избыточно ключевую ставку, поскольку высокая ключевая ставка сдерживает инвестиционный потенциал предприятий. В ходе работы над поправками хотелось бы добиться выделения большего объёма средств на модернизацию здравоохранения и развития сельских территорий. Большинство национальных проектов оцифрованы и их реализация вполне возможна; но изменение демографической ситуации наиболее трудно достижимо. 

Что касается Смоленской области, это дотационный регион, хотя и с улучшившейся динамикой развития. Смоленщине всё ещё нужна значительная федеральная поддержка на модернизацию социальной инфраструктуры и улучшение ситуации в сфере демографии. Хотелось бы выразить надежду на возможность дополнительного поступления в регион средств от налоговой реформы и на выравнивание демографической ситуации, о чём говорилось в послании президента. Было бы неплохо развивать идею специальных экономических зон в регионе для привлечения новых инвестиций; в связи с этим необходима поддержка федерального центра на реализацию таких проектов, так особоая экономическая зона “Стабна” уже явно показывает перспективы своего развития».