Сегодня их называют детьми войны и ходят они в долгожителях. Даже бывшие младенцами в те страшные годы уже перешагнули 80-летний рубеж. Что уж говорить о тех, кто был в подростковом возрасте …

Нашей сегодняшней собеседнице Клавдии Лукьяновне Боровиковой 10 апреля исполнилось 95 лет. По сложившейся традиции от имени Главы Смоленского района Ольги Павлюченковой именинницу поздравили с юбилеем и передали поздравительное письмо от Президента Российской Федерации В.В. Путина, поздравительный адрес, цветы и подарки с пожеланием крепкого здоровья и долголетия, любви родных и близких.

На наше счастье, эта невысокая, худенькая женщина из д. Фролы Сметанинского сельского поселения полна жизненной энергии и оптимизма, да еще оказалась прекрасным собеседником, рассказывая о своей жизни. Поведала она, как жила ее малая родина до войны и после.

Детство и война

– Я всю жизнь прожила в этих местах, – рассказывает она, – и никогда никуда не уезжала. Родилась здесь же, в деревне Мирское, что от Фролов только железной дорогой разделялось. Красиво у нас было, деревня большая, а сейчас сюда только дачники на лето приезжают. Я была третьей из сестер, после нас – только брат. Жили мы бедно. Рано работать начали. Я только два класса и окончила.

Еще труднее стало, когда ушел из жизни отец. Он на железной дороге работал. В летнюю жару напился ледяной воды и, как тогда говорили, быстро угас.

Осталась мама Клавдии с четырьмя детьми на руках.

А потом была война. С этим периодом у Клавдии Лукьяновны связаны самые тяжелые воспоминания. Нелегкую жизнь она прожила, всякое в ней случалось, но время, проведенное под немецко-фашистским гнетом, не забыть никогда. Да и как забыть, ведь было в ту пору девочке тринадцать годочков.

– Голодали мы, как и все, – вздыхает она. – Поля не засевались, вот и спасались грибами да ягодами, что в лесочке найдем. Да еще туда ходили к партизанам с записочками, что местные передавали. На нас, детей, никто бы и не подумал: корзинку взяли – и в лес.

Надо же такому случиться, что в то время, когда транспортных средств было наперечет, Клавдия умудрилась попасть подмашину. Да еще под немецкую!

– Я неосторожно перебегала дорогу, и меня зацепило колесом, – делится она. – Стояло лето, жара да сушь, и пыль смешалась с кровью. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не немецкий врач. Он осмотрел меня, перевязал, а потом меня каждый день сестра водила на перевязки.

Кроме воспоминания о том случае на лице К.Л. Боровиковой остался шрам.

В мире и любви

День освобождения Смоленщины стал для нашей землячки одним из самых счастливых в жизни. Деревня выстояла и с радостью встречала победителей – в домах сельских жителей расположилась наша летная военная часть. В избе Клавдии Лукьяновны также разместились на постое солдаты. Они подкармливали изголодавшихся за время оккупации вдову и ее детей.

Время шло, и Клавдия вошла в свою самую прекрасную девичью пору. – Голодно было, а надеть вообще нечего было. А как хотелось быть красивой и иметь не кучу вещей, а хоть одно платье, чтобы парням нравиться, – улыбается она.

Чего ей это стоило, знала, наверное, только мама, но она продала зерно и купила отрез розового в цветочек штапеля на обнову дочери. Сама сшила чудесное платьице с рукавами – крылышками и пояском, что тонкой змейкой обвивал стройную талию девушки, и очень ей шло.

Может, и эта деталь сыграла свою роль в судьбе нашей героини, а только на танцах в д. Архиповка, куда за три километра ходила окрестная молодежь, ее приметилместный паренек. Приметил да замуж позвал.

С супругом Николаем Степановичем зажили ладно да складно. И пусть не было в избе разносолов, но умели молодые люди так построить свое счастье, что и сегодня взрослые дочери – Валентина и Антонина – вспоминают тепло отчего дома и добрые отношения между родителями.

Николай трудился бригадиром, Клавдия всю жизнь проработала дояркой. Своими силами дом построили, двух дочерей подняли, внуков и правнуков дождались, сегодня их у бабушки пятеро.

С уважением к Лукьяновне относились земляки, отмечая, что она компанейская, активная, всегда приветливая, обладает молодой энергетикой, наверное, поэтому и любит общаться с молодежью. И очень, очень привязана к родной сторонке. Не ропщет на судьбу и имеет свое суждение о былом времени, считая, что многое для людей и для страны было сделано во время существования колхозов. За свой труд имеет многочисленные благодарности, звания ветерана труда и труженика тыла.

– Помню, как трудно приходилось маме доить вручную группу коров, – рассказывает Валентина Николаевна. – Стоит на пальцы ее посмотреть, распухшие от такого труда, и сразу ясно станет, что несладкой жизнь была в деревне. Это когда еще доильные аппараты появились! Мы с сестрой подросли и стали приходить на ферму помогатьмаме. Так что тоже с детства всему научились.

– Наша мама очень любит петь, – продолжает дочь. – Хороший голос ей достался от ее мамы. Бывало, на танцы идут – поют, за работой поют, она и сейчас частенько просит открыть Тик Ток с музыкальными видео и напевает песни и частушки.

Одна из любимых передач мамы «Привет, Андрей!», где собираются талантливые исполнители, и она поет вместе с ними.

Сегодня Клавдия Лукьяновна живет в городе у одной из дочерей: здесь и уход за бабушкой должный, и родные рядом, и медицинская помощь на уровне.

– Годочки мои бегут без оглядки, а жить хочется, – словно удивляется она. – Жизнь хорошая настала, сытая и мирная, живи да радуйся.

Чистый и искренний взгляд на действительность у Клавдии Лукьяновны.

Мы от души присоединяемся к поздравлениям, которые она получает в эти дни, и хотим пожелать имениннице здоровья и добрых дней в кругу родных людей.

С юбилеем вас, дорогая Клавдия Лукьяновна!

Елена ТРУФАНОВА