Я могла бы начать эту статью так: трудно, пожалуй, найти в районе человека, который бы не слышал имя директора Пригорской средней школы, Заслуженного учителя РФ Валерия Павловича Понизовцева… Или так: за 45 лет работы в системе образования Смоленского района он вырастил не одно поколение жителей района, дав им путевку в жизнь… Но это было бы шаблонно, а масштаб личности Валерия Павловича невозможно уместить в какие-либо шаблоны и рамки. И даже общаясь с ним почти два часа и услышав из первых уст о его судьбе, профессиональном становлении и педагогических взглядах, мне кажется, я так много о чем не успела его спросить…

Накануне нашей встречи произошло знаковое событие – в школу пришел бывший выпускник, который не так давно окончил вуз с красным дипломом, пришел со словами благодарности к Валерию Павловичу за знания, воспитание и советы… И таких благодарных учеников за годы работы было немало.

Кстати, о годах. На днях Валерий Павлович отметил два юбилея: 45-летие педагогической деятельности и 35 лет на посту руководителя Пригорской школы (а всего его директорский стаж составляет 44 года).

О своем детище, о родной школе, ее учениках и секретах их воспитания он, действительно, может говорить часами.

О качестве образования

– Ежегодно около 85-90 процентов наших выпускников поступают на бюджет, а значит, они конкурентоспособны. Зачисление при конкурсе 5-7 человек на место говорит о качественной подготовке абитуриентов. Основа – это качественные знания, которые дает наша школа. Причем подготовка включает в себя не только школьную программу, но и дополнительные занятия. Этими результатами и сам ребенок, и школа могут гордиться. Практически ежегодно школу оканчивают обучающиеся с золотой и серебряной медалями.

Важным элементом оценки качества знаний является Всероссийская олимпиада школьников. По итогам региональных этапов (числу побед и призеров) наша школа является ежегодным лидером в районе. Если провести объективный анализ протоколов результатов регионального этапа ВОШ, могу без ложной скромности отметить, что мы входим в десятку лучших школ Смоленщины.

О таланте и его развитии

– Когда я начал работать директором небольшой восьмилетней школы имени Красина Смоленского района (в 1980 году – прим. авт.), меня посетила мысль: почему и для чего человек приходит в этот мир? Возможно, у него есть какая-то высшая миссия?

Я убежден, что каждый преходящий в этот мир талантлив. И главная задача системы образования и школы – создать условия для раскрытия этих талантов, которые даны Богом и которые унаследованы от предков. Что позволит человеку стать полезным для общества, успешным в жизни, а успешный человек – это одна из составляющих процветающего государства.

Когда мы говорим о таланте, имеется в виду не только, к примеру, математика, физика, другие науки, это и занятия в рамках дополнительного образования. Ребенок может делать своими руками красивые глиняные вазы, прекрасно рисовать, может попробовать себя в том или другом и даже раскрыться сразу в нескольких направлениях.

Созданием системы дополнительного образования я начал заниматься еще в маленькой школе, а уже более масштабно приступил к этому здесь, в Пригорской школе, когда пришел сюда в 1989 году. Предстояла серьезная работа. Для реализации этой цели мы сумели возвести пристройку, где в рамках допообразования был создан гончарный цех, вышивальные мастерские, швейный цех, кружок резьбы по дереву, изостудия, работали кружки по земледелию, пчеловодству, школьный театр и хор, кукольный театр… И я на практике убедился: чтобы талант раскрылся и маленький человек проявил себя, необходимо время. И по-прежнему глубоко убежден: неталантливых детей не бывает.

Мне отрадно видеть, что государство сейчас вкладывает в это направление солидные средства, открывая в сельских школах «Точки роста», развивая и поддерживая общественные организации и движения. И это правильно. Без взаимодействия с коллективом формирование личности будет ущербно. Повторюсь: если силы и возможности ребенка направить в нужное русло, тогда он поймет, что необходим обществу.

Об успехах и зале Посвящения

– Как-то бывший выпускник школы, ставший отцом, привел сюда своего ребенка и рассказал ему историю о том, как он, будучи школьником (а в ту пору он не отличался примерным поведением), расписывал вместе с одноклассниками и педагогом стены в школе и нарисовал здесь сову. Мужчина сказал сыну примерно следующее: «Посмотри, я нарисовал сову, она вошла в историю школы и, глядя на нее, ты должен помнить о том, что надо бережно относиться к тому, что есть здесь».

Мне часто задают вопрос: почему дети не «разметают» мини-выставки в коридорах с поделками учащихся, а ведь они размещены почти на каждом этаже. Если талант ребенка мы сумели раскрыть, и он, создавая что-то своими руками, получил признание, он сам бережет это произведение искусства, и глядя на него, его также берегут одноклассники, другие учащиеся…

Со временем возникла идея создать в школе зал Посвящения, где были бы представлены составляющие успеха. Успех формируется тогда, когда своевременно и в полной мере признаются заслуги, достижения и таланты ученика. Тогда он сам начинает над собой работать и расти и оказывает в этом помощь своим товарищам. Так работает система допобразования – когда раскрываются таланты школьника, это обязательно положительно сказывается на учебе, и его успеваемость улучшается.

Согласно разработанному положению, портреты и награды детей, трижды занявших призовые места или одержавших победу, вышедших в финал заключительных этапов Всероссийских конкурсов, заносятся на вечное хранение в зал Посвящения. Результат их успешного труда должен стать достоянием всей школы и всех учеников. Победы и достижения должны быть оценены и признаны вовремя. И это – основа самоутверждения и становления личности ребенка.

О любви к детям

– Я убежден: каждая деталь интерьера школы и моего кабинета должна работать на главную миссию – формирование мировоззрения успешности подрастающего поколения. Я собираю в своем кабинете вещи, которые ребята делают своими руками. Меня часто спрашивают, почему я здесь не меняю шкафы. Я отвечаю, что эта мебель – самая дорогая моему сердцу вещь. Дети сделали ее сами на уроке технологии из крышек старых парт и обклеили пленкой. Как я могу это выкинуть?

Вы говорите, что сейчас дети другие и сложно найти к ним подход… Найти подход просто. Детей надо просто любить, в противном случае ничего не получится. Ведь ребята чувствуют твое расположение и внимание к себе.

О родительском воспитании

– К сожалению, сейчас нередко родители сами по себе, а дети сами по себе. Взрослые заняты работой, карьерой, им некогда общаться с дочерью или сыном должным образом. И в случае неуспешности ребенка родители начинают искать причину во всем, кроме себя.

Кто виноват, что ребенок получил плохую оценку, не сделал домашнее задание? Конечно, учитель, уверены они. А разве это правильно?

Приведу пример из своей жизни. Когда я учился в 7 классе, нашим учителем математики был бывший фронтовик, которого мы, дети, звали Клим. В войну ему ампутировали правую руку, а на левой у него было всего три пальца.

Несмотря на большой класс (в нем было 44 ученика), он успевал во время урока опросить всех. И если в шестом классе я учился хорошо, то во второй четверти седьмого класса у меня появились проблемы по математике, о которых родители не знали. Правда вскрылась после того, как сестра, студентка пединститута, пришла в школу с подругой. Клим спросил у них, какую бы оценку они поставили мне за четверть, если в журнале напротив моей фамилии стоят две двойки и кол (при пятерке в первой четверти).

Все были в шоке. Моя мама, в тут пору педагогический работник, отложив все дела, стала со мной дополнительно заниматься дома математикой. Полторы недели я не выходил из-за письменного стола, не гулял на улице с ребятами и винил во всем Клима.

Мать тогда сказала: причина не в нем, а в тебе и в твоем отношении к предмету. А потом были каникулы, на которых я должен был прорешать 420 примеров и задач. И все каникулы я занимался, а мать контролировала.

После педагог проверил мои знания. И сказал мне: «Вот теперь у нас с тобой работа пойдет, ведь ты понял, что без труда ничего не получится».

Окончив школу и физико-математический факультет Смоленского педагогического института, я всегда благодарил маму и учителя за этот преподанный мне урок, который позволил мне ясно понять, что причиной моей неуспеваемости было безделье. А безделье, вовремя не скорректированное, всегда приводит к большим последствиям. Учеба – это труд, иногда очень тяжелый. И родители должны понимать, что и ребенок обязан прилагать усилия для учебы. А он порой говорит просто: я не понимаю. Как так, возмущаются мамы и папы, значит, учитель плохо объяснил… А как ученик будет понимать, если он дома не сделал задание, не повторил урок и не выучил его?

Педагогический процесс – это совместная деятельность учителей и родителей, тем самым мы приучаем ребенка не только к коллективной работе, но и работе над собой. И это поможет детям стать образованными и успешными людьми.

О планах и мечтах

– Поделюсь с Вами своей задумкой – хотелось бы организовать в школе инженерный класс. Сейчас очень востребованы инженеры – специалисты, которые разбираются в технике и механике, которые могли бы быть задействованы в создании новых моделей, технических устройств. Я такую цель поставил перед собой и надеюсь, ее удастся реализовать. Также работаем над тем, чтобы подготовка наших детей активнее велась с задействованием потенциала и возможностей смоленских вузов.

У нас уже работает психолого-педагогический класс и для учащихся раз в неделю организованы занятия на базе СмолГУ, есть сельхозкласс – заключен договор со Смоленской сельхозакадемией. В этом году будем заключать договор о сотрудничестве со Смоленским медицинским университетом, чтобы ученики 10 и 11 классов могли заниматься на базе вуза в рамках практической подготовки по химии и биологии и подготовки к олимпиадам.

Отмечу также, что подготовку ребят к олимпиаде по физической культуре мы ведем совместно со Смоленским государственным университетом спорта. И есть неплохие результаты – только по итогам прошедшего учебного года у нас в активе призерство и две победы на региональном этапе олимпиады.

О чем мечтаю? Чтобы в школе прошел капремонт – эти работы запланированы на 2026 год (большая благодарность главе Смоленского района Ольге Павлюченковой, которая всегда внимательно относится к нашим нуждам), чтобы у педагогов было больше времени на работу с детьми, а не с отчетами, чтобы успешен был каждый ребенок, заканчивающий Пригорскую среднюю школу и чтобы все всегда по школе ходили с улыбками. А в преддверии праздника – Дня учителя – хотелось бы пожелать всем коллегам мира и счастья, любви и взаимопонимания!

Олеся ТОМАШОВА

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ:

– Я окончил Пригорскую среднюю школу в 2020 году и первый раз после ее окончания пришел сюда со словами благодарности директору и педагогам. Я благодарю Валерия Павловича за его труд, за его отношение к ученикам – к каждому из нас он находил свой подход: кого-то надо было похвались, на кого-то строго посмотреть, все мы разные и он это понимал. Благодарю за ту атмосферу, которая царила здесь все годы моего обучения – школьная жизнь была очень яркой, интересной и насыщенной.

Слова благодарности я адресую учителям Светлане Леонидовне Блогиной, Людмиле Владимировне Воронцовой и Наталье Николаевне Кубраковой, которые вложили в меня знания, навыки и умения, которые до сих пор со мной в учебе и в жизни, помогли сформировать стержень моего характера. Они приучили меня к ответственности и порядку и дали понять, как важно все выполнять в срок. На уроках истории и обществознания я осознал, что хочу получить юридическое образование и строить свое будущее в этой сфере.

С 1-го по 6-й классы я учился неважно… Но все изменилось в 7-м после разговора с учителем и вызова мамы в школу. Светлана Леонидовна сказала мне: «Ты, Володя, должен поставить себе цель не просто учиться без троек, но и каждую четверть у тебя должно быть на одну четверку меньше…» Так и получилось, 9-й класс я окончил без троек. А в 11-м у меня не было четверок.

Сегодня мой брат учится здесь же, в 7-м классе, и я ему говорю одно: «Учись хорошо!»

Хочу пожелать родной любимой школе процветания, сильных учеников, чтобы школа развивалась и продолжала жить и чтобы однажды я привел сюда уже своих детей и внуков.