Счастлив тот, кто в юности правильно определил «направление вектора», найдя любимую работу, благодаря чему ему «больше не пришлось трудиться ни одного дня в жизни».

Эта цитата, приписываемая Конфуцию, всецело определяет жизненный путь героини данной публикации Нины Эдуардовны Эрдман, художника-декоратора районного Дома культуры села Пригорское.

Творческая деятельность, а именно к такой категории относится эта профессия, дает возможность реализовать себя в области искусства. Сегодня Нина Эрдман специализируется на создании, разработке и сохранении декораций для различных культурно-развлекательных мероприятий: театральных постановок, концертов, сценических представлений. Но так было не всегда.

Много лет назад обычная девочка из города Советска Калининградской области так же, как и сотни выпускников всей страны, стояла перед сложным выбором: куда пойти учиться. Помогли гены.

От детского рисунка до рекламных проектов

«Мне от предков достались не только черты лица и характера, но и более ценное – художественные задатки, – рассказывает Нина Эдуардовна. – Они проявляются в каждом поколении нашей семьи по отцовской линии. Бабушка, будучи малограмотной, имела склонность к творчеству – она хорошо рисовала. Отец был, как говорят, очень рукастый, уже в 60-е годы прошлого столетия собирал мини-трактора, которые много позже стали поступать в свободную продажу. Я с раннего детства тоже неплохо рисовала».

В 70-е Эрдман переехали на Смоленщину, где Нина окончила художественно-графический факультет СГПИ. С благодарностью она вспоминает преподавателей, с помощью которых изучала живопись, дизайн, графику, профессиональный рисунок…

Кстати, и родная сестра Нины, Ольга, также получила здесь образование и долгое время была заведующей кафедрой педагогического института, известна как краевед.

«В то время еще практиковалось распределение выпускников вузов, и мы, заканчивая институт, и подумать не могли, куда нас занесет судьба, вернее, воля деканата, – улыбается моя собеседница, – я поехала за три тысячи километров, в далекий Ханты-Мансийск. Это сейчас край активно развивается, а тогда и добраться туда можно было только самолетом через Тюмень или по Иртышу от Сургута. Я впервые в жизни летела самолетом, любуясь красотами нашей страны. В местной школе работала учителем рисования, черчения и труда, привыкая к незнакомым людям. А климат здешний, кстати сказать, мне вполне подошел, да и от природы с ее лесами и горами я была в восторге».

Не отбыв положенный срок, через три года девушка должна была вернуться домой, как она говорит, «по телеграмме» – трагически ушел из жизни отец.

В Смоленске начинала работать в комбинате торговой рекламы Управления торговли специалистом по газосветной рекламе.

Комбинат был создан для популяризации товаров народного потребления. Здесь шло производство необходимых средств рекламы, выполнялись строительно-монтажные, декоративно-оформительские и другие работы. Сотрудники оказывали помощь предприятиям торговли в продвижении их товаров путём проведения конкурсов, смотров, ярмарок.

«Это теперь на компьютере можно смоделировать любой проект, начиная от расчета необходимых параметров в 3D технологии и до конечного результата, что очень облегчает работу, я же все делала вручную, чтобы совпадали размеры, и вывеска смотрелась гармонично и привлекала внимание, – делится Нина Эдуардовна. – Я проектировала вывеску для центрального автовокзала, для ДК на родине первого космонавта подготовила эскиз и шаблоны букв вывески. И каждый проект просеивался через несколько «сит»: его утверждали от специалистов управления торговли до художника Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре.

Покойный супруг был специалистом широкого профиля (сварщик, водитель, монтажник, автоэлектрик) и помогал мне во всем. Ему я могла доверить любую вывеску, и он ехал в район и проводил работы по ее установке.

Вы знаете, даже спустя много лет иду и смотрю на вывески профессиональным взглядом: здесь я бы не так сделала, а вот тут подругому бы осветила».

Наивно думать, что наружная реклама – всего лишь яркие буквы. В практике рекламного оформления издавна применяются газосветные трубки, и художник, работающий с ними, должен знать их устройство, технологию использования, умение сделать точный эскиз в масштабе и цвете, шаблон в натуральную величину для выгибания трубок.

Во время общения с Ниной Эдуардовной я получила массу интереснейших сведений о том, каким инертным газом или парами металлов наполнены стеклянные трубки, что, оказывается, материалом для них служит мягкое стекло (с примесью олова) либо твердое стекло (перекс), что трубке можно придать любую форму, нагрев ее над пламенем газовой горелки. А цвет свечения зависит от того, каким газом наполнена трубка. Так, неон дает густо-красный цвет, гелий – бледно-розовый, криптон – фиолетово-синий, ксенон – синеголубой, аргон – бледно-голубой. Пары ртути дают белое свечение. Смешивая газы и добавляя пары металлов, можно получить богатую цветовую палитру.

Согреть и приобщить к культуре

Отработав 20 лет в сфере рекламы, в 90-е годы Нина Эрдман была вынуждена поменять «направление вектора» – Управление торговли прекратило свое существование.

«Я окончила курсы операторов газовой котельной (у нас все операторы с высшим образованием), – отмечает она. Вот так я одной рукой обогреваю население в МУП «Смоленсктеплосеть», другой двигаю культуру в массы».

С первым все понятно, а вот о работе художника-декоратора РДК стоит рассказать подробнее.

Тяга к прекрасному жила в человеке с доисторических времен. К услугам декораторов прибегали еще императоры и знать древнего мира. Украсить свои дворцы так, чтобы поразить их убранством любых гостей, хотелось каждому. Появление такого вида искусства, как театр, дало начало развитию профессии художника-декоратора, которые начинали с простейшего украшения сцены. А сегодня декораторы способны создавать настоящие произведения искусства.

Наверняка вы замечали, что очень многое при проведении мероприятий зависит от художественного оформления сцены, ведь для большинства важна визуализация. Именно за этот канал восприятия и отвечает наша героиня с 2007 года.

– Основная моя обязанность – воплотить замысел художественного руководителя, режиссера или методиста Дома культуры в жизнь, что-то добавляя и от себя, – говорит Нина Эрдман. – Как правило, мы достигаем конценсуса. Я занимаюсь подбором материалов для изготовления декораций к конкретному торжеству, поиском бутафории, оформлением фотозоны. Сама вырезаю, клею, крашу, расписываю. Мои рабочие инструменты – это кисти, краски, в большой коробке есть и плоскогубцы, и молоток, и всякие ненужные электроды, и проволока вязальная, и клей… В общем нужно все.

Хочу сказать, что одной мне было бы не под силу реализовать задумки даже чисто физически – высота от подиума до потолка 7 метров и декорации тяжелые. А ведь нужно обрядить сцену, развесить буквы для макета, из строительных отделочных материалов, к примеру, потолочной плитки, склеить камин для постановки. Мне очень помогают в работе наши методисты Роман Акулин и Артем Витязев. Особенно когда приходится в сжатые сроки подготовить сцену. Без их умелых рук я бы одна мало что смогла. Даже афишу печатаем вместе, вооружившись большими и малыми кистями и валиками. Кроме того, я контролирую состояние декораций, не задействованных в концертах или постановках, слежу за их сохранностью».

Из скромности Нина Эдуардовна умаляет значимость своей работы, а ведь ни одно мероприятие не обходится без нее. Красиво исполненная песня или талантливо поставленный танец – это прекрасно, но визуальное восприятие не менее важно. А для этого нужно обладать пространственным воображением, уметь подмечать мельчайшие детали и понимать, как они влияют на общий образ, на основе сценария создавать эскизы и макеты будущего декора.

Про творческий потенциал и говорить нечего: способность придумывать новаторские идеи и воплощать их в реальные объекты лежит в основе профессии художника-декоратора.

Стихи и… 13 кошек

Когда я позвонила Нине Эдуардовне, чтобы поздравить ее с днем рождения и договориться об интервью, она не сразу согласилась пообщаться, сославшись на занятость. Причина была более чем уважительная: 13 пушистых питомцев ожидали обеда.

«Им можно все», – говорит она.

Кошки – отдельная часть жизни этой удивительной женщины, которая не только обеспечивает комфортные условия для смолян, но и кормит, лечит, обогревает бездомных животных.

«Не одна я такая, – вновь обесценивает она свой выбор, – не могу пройти мимо голодных хвостиков, многие живут у меня дома, других кормлю возле котельной и РДК. Большая часть пенсии и заработка уходит на еду, лекарства и препараты для обработки кошек от блох и глистов».

Рассказ о смолянке был бы неполным, не скажи я об ее увлечении поэзией. Нина Эрдман адресует свои стихи дочери Лидии, близким и знакомым к праздничным датам и публикует их на своей странице в соцсетях.

Порой рифмы приходят, когда нездоровится или осенняя погода повергает в уныние. Тогда рождаются вот такие строки:

На улице ветер и тучи слезятся,

Порывистый ветер в упор.

Мечтаю скорее до дома добраться

И двери закрыть на запор.

Приехала! Дома! Сбылся на деле

Мой эротический сон:

Ночь, тишина. В уютной постели

Я и любимый смартфон…

С днем рождения вас, Нина Эдуардовна, пусть только яркие краски наполняют вашу жизнь, а здоровье не подводит.

Елена ТРУФАНОВА