Важность дополнительного образования сложно переоценить. Недаром оно было включено в государственную систему народного образования еще в XIX веке, получив обширное распространение в советский период в виде кружков, клубов, мастерских и т.д.

Специалисты этого профиля преимущественно обучают дисциплинам, которые не входят в основную общеобразовательную программу – игре в шахматы и шашки, вокальному и театральному искусству, танцам и даже …углубленно правилам ГИБДД.

Именно приобщение учащихся к этой теме и помогло педагогу дополнительного образования Стабенской средней школы Анастасии Александровне Осиповой одержать победу в конкурсе «Лучшее – детям».

Поздравив педагога со значимой победой, мы попросили ее рассказать о пути в профессию и о том, как ей удалось стать лучшей среди коллег.

По стопам мамы

– Анастасия Александровна, вы в своей семье единственный педагог?

– Нет. Моя мама – Марина Васильевна Олиференко – учитель начальных классов в одной из школ Кардымовского района. Она была участником областного этапа конкурса «Учитель года» и вошла в пятерку сильнейших.

Свекровь – Наталья Александровна Зайцева – учитель русского языка и литературы, ветеран педагогического труда, отработала в Стабенской школе более 40 лет.

Сама я после окончания Смоленского педагогического лицея им. Кирилла и Мефодия поступила на факультет иностранных языков СмолГУ, а после его присоединения к филологическому отделению заканчивала уже филфак.

– Вашим первым местом работы стала…

– Школа № 13 в Колодне, где я трудилась учителем немецкого языка, отсюда ушла в декретный отпуск. После переезда в Смоленский район пришла учителем немецкого языка в Стабенскую среднюю школу. Сейчас я веду здесь уроки английского языка. А в 2021 году мне предложили заниматься дополнительным образованием, стать руководителем творческого объединения. Я согласилась и теперь успешно совмещаю и уроки иностранного языка, и внеурочную работу.

Юные друзья ГИБДД

– Что входит в сферу деятельности педагога дополнительного образования?

– Она в первую очередь направлена на оказание детям помощи в развитии их талантов в виде индивидуального подхода в противовес общему, принятому в школах, углубленному изучению дисциплин. Мы вместе планируем, ведем подготовку и проводим досуговые мероприятия.

– Чем конкретно занимаетесь вы во внеурочной деятельности?

– Я как ответственная за это направление деятельности, провожу профилактическую работу со всеми учащимися 1-11-х классов, а также их родителями и педагогами. Кроме того, руковожу творческим объединением, которое называется «Юные друзья ГИБДД». Мы ведем работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, изучаем знаки, правила дорожного движения. Участвуем в конкурсах, викторинах, рисуем на эту тему… Это творческое объединение охватывает учеников с 5 по 9 классы.

Кроме того, на базе Стабенской школы есть подразделение Общероссийской организации «Юные инспекторы движения». Вместе с его участниками мы ходим в детский сад, проводим мероприятия по профилактике безопасности дорожного движения, то есть под моим руководством ребята ведут работу с малышами. Не так давно мы посещали Смоленский Дом для мамы, ездили туда с мастер-классом, делали фликеры, рассказывали о важности соблюдения пешеходами и автомобилистами правил поведения на дороге. Я беседовала с мамами, а с детками работали мои подопечные.

– В конкурсе вы победили не как предметник, а именно как педагог дополнительного образования. Что вы представили и с чем вышли на суд жюри?

– Конкурс проходил в два этапа: заочный и очный. На заочный отправляла визитную карточку и рабочую программу. Очный включал два задания. В рамках первого нужно было дать открытое занятие на базе другой образовательной организации. Я ездила в Богородицкую школу и там с детками проводила занятие.

Второе – публичная лекция. Нужно было выбрать проблемную тему и подготовить по ней выступление. Тут уже я выступила перед жюри в здании районного комитета по образованию. Тема моей лекции звучала так: «Актуальные проблемы в организации дополнительного образования в сельской местности», где я рассказала, с какими сложностями столкнулась, когда пыталась организовать работу нашего творческого объединения: в отличие от города здесь есть определенные нюансы. Я отвечала на вопросы жюри, на время став ученицей.

Считаю важным отметить, что всю эту работу проделала не я одна. Огромную помощь мне оказала администрация школы в лице директора Дмитрия Александровича Левшина и завуча Алены Валерьевны Зайцевой. Стоит сказать, что и участие в конкурсе я приняла по ее предложению. А что касается самой организации и подготовки конкурсных материалов, то мне помогла заместитель директора Юлия Николаевна Никитина, которая непосредственно была моим куратором.

Учиться и учить

– Анастасия Александровна, что дало вам участие в конкурсе?

– Мне было очень интересно. Для себя я сделала большое открытие: оказывается, я могу больше, чем думала. А это очень важно для каждого человека и очень мотивирует к достижению целей, которые он перед собой ставит. Я очень надеялась на успех. Мне казалось, что я со всем справилась. Конечно, хотелось получить положительную высокую оценку проделанной работы, потому что одно дело слышать от детей и родителей, что все замечательно, это лестно, но здесь жюри состояло из компетентных людей, которые знают больше чем ты и могут больше, чем ты. И их профессиональное мнение дорогого стоит. Это стало приятным, хотя и неожиданным сюрпризом.

– Кто вас поздравил первым?

– Со мной приехала моя группа поддержки в лице руководителя учебного заведения. А в числе участников конкурса была педагог дополнительного образования Центра развития ребенка детского сада «Рябинушка» Вера Сергеевна Филимонова, которая стала лауреатом конкурса. Так что мы искренне поздравили друг друга.

– А кому вы в первую очередь позвонили, чтобы поделиться отличной новостью?

– Маме, свекрови и мужу. Все трое сидели на телефоне и ждали моего звонка.

– Анастасия Александровна, каковы ваши дальнейшие планы?

– Развиваться и расти в своей профессии. Учить детей и учиться самой. Ну и, конечно, готовиться к областному конкурсу в этом же направлении.

– Расскажите о вашей деятельности как учителя иностранного языка. Насколько сложно дается детям его изучение? Есть ли среди ваших учеников те, кто будет сдавать его в ходе ОГЭ и ЕГЭ?

– В этом году в 9 классе нет желающих сдавать иняз, а в среднем и даже младшем звене школы есть дети, которые уже сейчас задумываются о важности в современном мире освоения еще одного языка, кроме родного. Они высказывают желание попробовать свои силы при сдаче его в 11 классе. И не просто хотят, а все для этого делают.

– Откройте профессиональный секрет: как привить любовь к своему предмету?

– Учащихся нужно заинтересовать и стимулировать. Дети изучают не предмет, а ходят на уроки к педагогу. Поэтому очень важно построить такие взаимоотношения, чтобы дети хотели идти к тебе на урок. А потом уже все то, что ты будешь рассказывать, будет ими услышано, принято, усвоено и обязательно прорастет зернами знаний и добра.

Елена ТРУФАНОВА