Современный мир развивается ускоренными темпами и потому так важно поддерживать актуальность профессиональных знаний и навыков.

Конкурсы творческого мастерства для педагогов предоставляют уникальную возможность не только показать свои достижения, но и обогатиться новым опытом.

Победа в конкурсе «Учитель года» – вершина, покорить которую удается самым активным, знающим и творческим представителям профессии.

Совсем недавно поздравления за победу в номинации «Учитель года – 2024» принимала Гурская Ольга Владимировна, учитель начальных классов Сметанинской средней школы. Она выступила с темой: «Компетентностный подход в образовании через урочную и внеурочную деятельность».

В «копилке» достижений педагога множество грамот и сертификатов за участие в акциях, научных конференциях, курсах, вебинарах по повышению квалификации. В 2011 и 2018 году она получила грамоты комитета по образованию Смоленского района за вклад в образование. И вот – новая значимая победа!

– Ольга Владимировна, вы были участницей ряда конкурсов профессионального мастерства. Что заставляет вас участвовать, ведь подготовка требует немало времени, а также моральных и физических ресурсов?

– Мне всегда было интересно пробовать что-то новое, хотелось расти и развиваться. Считаю, что в нашей профессии без этого никак. Во время подготовки и самого участия получаешь большую отдачу в эмоциональном плане, растешь профессионально и делишься опытом. Появляется возможность вместе с коллегами из различных образовательных учреждений обсудить актуальные проблемы, а в ходе знакомства с их наработками найти новые идеи для реализации в своей практике.

– Вы из учительской семьи?

– Нет. Я родилась в Витебской области. В 1982 году мы переехали в Смоленский район, родители пошли работать на Сметанинскую птицефабрику, а я – в 1 класс. Моя мама – простая рабочая, папа – тракторист, у нас в семье было трое детей. Окончила Сметанинскую школу, поступила в педагогический колледж на отделение «Учитель начальных классов». Так что я единственный педагог в нашем роду. С 2009 по 2015 год работала в детском саду «Солнышко» и в это же время поступила в СмолГУ на факультет «Методист дошкольного образования». Судьба меня порадовала – освободилось место, я пришла учить в нашу школу и ни разу об этом не пожалела. Школа мне ближе.

Важен первый контакт

– Вам нравится работать именно с маленькими детками, потому что возраст детсадовских ребятишек и учеников начальной школы ненамного отличается? Что у них общего?

– Да, это так. На воспитателях лежит большая ответственность, которую в скором будущем им предстоит разделить с учителем начальных классов. То, каким выйдет ребенок из дошкольного учреждения, во многом зависит от воспитателя, от того, какую цель педагог перед собой ставит.

Во время моей работы я подготавливала деток к школе: мы изучали звуки и буквы, счет, учились писать и читать, занимались развитием речи. Основная форма подачи материала – это, конечно, игра, в процессе которой формируются все необходимые личностные и человеческие качества. Важно прививать ребенку любовь к труду и понимание того, что им нужно учиться, а освоение нового – это всегда труд.

Уверена, что детский сад должен быть в жизни каждого ребенка даже в плане социализации. Общение и коммуникативные качества со сверстниками очень важны.

– Насколько многое зависит от учителя начальных классов?

– Мы, педагоги, всегда переживаем, с какими знаниями перейдут дети в среднее звено, и потому стремимся научить их всему. На протяжении школьных лет следим за судьбой своих подопечных и искренне радуемся, приходя по их приглашению на последний звонок, видя, как выросли наши дети, ведь все происходит на наших глазах…

– Какие знания по учебным предметам показывают ваши ученики в среднем звене?

– Честно скажу: мне не стыдно за ребят, они молодцы, стараются учиться на хорошо и отлично. А значит, мой труд не пропал даром.

– В вашей учительской судьбе была и еще одна школа…

– Да, в Архиповской школе я проработала почти десять лет.

– Сейчас ваши дети – это…

– 11 учащихся 1 класса Сметанинской средней школы.

– Какие они?

– Очень разные, эмоциональные, ответственные, любознательные, творческие. Поначалу не все они любят ходить в школу, ведь непросто усидеть на месте положенное время. Потому так важно наладить первый контакт с первым учителем, которому предстоит стать второй мамой.

– А как наладить контакт?

– Улыбка. Обязательно с утра нужно подарить друг другу хорошее настроение, посмотреть в глаза собеседнику. Важно общение с ребенком. Уделить каждому хотя бы минутку-две, они же все эмоциональное, приходят в класс и искренне делятся тем, что им купили, чем занимались дома, что мама сказала, как они делали уроки… Дети очень доверяют взрослому, с которым проводят много времени, и с этого начинается наше взаимопонимание. Дети любят и тактильную коммуникацию. Они бегут навстречу, обнимаются, прижимаются. Главное, чтобы они с удовольствием шли в школу, понимали, что здесь не хуже, что это их второй дом, где их выслушают и поймут.

– Ольга Владимировна, каким должен быть учитель начальных классов? Вы добрая или строгая?

– Я бы сказала, что 50 на 50. Добрая строгость – так бы я обозначила свое отношение к ученикам. Дети должны понимать, что в школе необходимо соблюдать дисциплину. А как иначе? Если они не будут слушать, ни они не усвоят новую тему, ни дадут возможность своим одноклассникам понять объяснение учителя. Практически весь первый класс мы учимся сидеть, слушать, не разговаривать – в силу психологических особенностей данного возраста детям это сделать сложно.

– Насколько важен контакт с родителями? Всегда ли вам удавалось его наладить?

– Да, родители моих учеников – не конкуренты, а союзники в процессе воспитания и образования, ответственные, активные, понимающие люди, адекватно реагирующие на замечания, пожелания и просьбы. Они осознают, что мы делаем одно общее дело и хотим достичь одной цели. У нас проводится много совместных мероприятий, и они с радостью в них участвуют, поддерживают все планы и идеи.

«От улыбки хмурый день светлей…»

– Мы мало задумываемся о том, что учитель такой же человек со своими проблемами. Может быть, он приболел или его беспокоит множество забот, а ему нужно стоять у доски и вести урок. Имеет ли право педагог показать свое плохое настроение?

– Я думаю, нет. Работа есть работа, и со своими трудностями мы должны разбираться не в стенах школы. Особенно когда наша деятельность связана с людьми и главным образом с детьми.

– Ольга Владимировна, а бывает, что вы, к примеру, пришли в школу с не очень хорошим настроением, а детские глаза заставили улыбнуться, и на душе стало легче?

– Практически так и есть (улыбается). Детская энергетика – самая светлая и чистая. Мои ученики такие умозаключения порой делают, такие выводы, такие предположения высказывают, которых никак не ожидаешь и невольно начинаешь улыбаться, радуешься и думаешь, какие у нас растут дети!

– В этом году вы отметите 25 лет педагогической деятельности. Дети за это время изменились? Чем они отличаются от своих ровесников прошлых лет?

– Время сейчас другое, оно заставляет быстрее думать, быстрее усваивать информацию. И дети стали другими, они более мобильны, им очень сложно поглощать огромный поток сведений, который на них выливается не только в рамках школьной программы, но и той, которую они самостоятельно получают из гаджетов. И здесь возникает еще одна проблема: у деток страдает речь, коммуникативные навыки. Они предпочитают проводить время с телефонами в руках, нежели в разговорах и играх друг с другом. Поэтому я стараюсь проводить больше мероприятий, которые бы их сплачивали.

Книга вместо телефона

– Бытует мнение, что с каждым годом растет число деток с логопедическими проблемами. Отчего это происходит?

– Все идет из семьи. Взрослым проще из-за занятости днем или усталости вечером отвлечь сына или дочь, дав в руки телефон или планшет. Если родители уделяют детям достаточно времени, читают книги и пересказывают прочитанное, то и проблем с дефектами речи будет меньше. Это решаемо, главное, чтобы родители вовремя обратили на них внимание и приняли меры. Ведь неправильная дикция – это не просто некрасивая речь. То, что забавно в детском саду, в школе приводит к неграмотности при написании диктантов, сочинений и изложений. Ребенок, заменяющий и смешивающий звуки в устной речи, будет заменять их и на письме.

В нашей школе есть логопед, который не только исправляет произношение звуков, но и занимается обучением грамоте.

– Ольга Владимировна, вы успеваете заниматься и общественной работой, и реализовывать себя в творчестве. Расскажите об этой стороне своей жизни.

– Я была председателем профкома профсоюза, принимаю участие в конкурсе «Зажги звезду». Каждый год в Смоленском районе проходит конкурс творческого мастерства педагогов, где все они показывают свои таланы – декламируют, поют, танцуют. Всегда приятно повидать коллег, пообщаться. Среди нас очень много талантливых людей, а показать это негде, а вот этот конкурс как раз направлен на возможность раскрыть свой внутренний потенциал.

– Вернемся к вашей победе в конкурсе «Учитель года2024». Насколько много это значит для вас? От кого услышали первые слова поздравлений? Какие эмоции испытали?

– Для меня это первая награда такой значимости. Когда я решила попробовать свои силы, не ожидала, что получу ее. О победе узнала на торжественной церемонии награждения в Печерской школе. Эмоции были самые яркие. Было очень приятно услышать искренние слова поздравлений от директора Сметанинской школы Сергея Игорьевича Мачульского и коллег. Конечно, очень рада за меня и семья.

– Ольга Владимировна, примите и наши поздравления. Поделитесь своими планами.

– Как победителю районного конкурса профессионального мастерства мне предстоит принять участие в областном конкурсе. Подготовка к нему уже началась.

– Мы от всей души желаем вам победы!

Елена ТРУФАНОВА