Профессия учителя – одна из древнейших на земле. Настоящий учитель воплощает в себе твердость и терпение, доброту и строгость, доверие и умение, любовь к своей профессии и детям. Новикову Ивану Петровичу присущи все эти качества.

Более 40 лет отдал он Катынской средней школе, пришел сюда учителем физики, потом работал завучем, а в 1988 году возглавил учебное заведение, сменив на посту тогдашнего директора Александра Петровича Басова. Всего же педагогический стаж И.П. Новикова составляет почти полвека.

В эти дни Иван Петрович отметил юбилей – 85 лет со дня рождения. От имени коллег и работников школы этого достойного человека с почетной датой поздравили директор учебного заведения Ирина Дмитриевна Воробьева, председатель профсоюзной организации школы Ирина Анатольевна Чепелева, учитель ИЗО и технологии Светлана Александровна Степанькова. Коллеги пожелали юбиляру крепкого здоровья, долгих лет жизни, мирного неба над головой.

Присоединяясь к поздравлениям И.П. Новикова, мы посчитали необходимым рассказать о нем нашим читателям.

Со школьной скамьи – в институтские стены

Родом наш земляк из Ершичского района. Здесь окончил школу и поступил в Смоленский педагогический институт на физико-математический факультет, отделение физики.

В те годы в сферу образования также внедрялись различные новшества. Разумная реформа 50-х касалась перехода к производственному обучению, в ходе которого на практике активно изучались основы производства, да и учиться теперь нужно было ни 4 года, а 5 лет.

– Помню аудиторию, в которой стояли 25 кроватей: огромное помещение было отдано студентам под жилье. Только на 3 курсе нас перевели в общежитие на ул. Дзержинского, – вспоминает Иван Петрович. – Питались в студенческой столовой, из одежды имели самое необходимое, не пижонились (улыбается), всего нам хватало. И даже умудрялись получать повышенную стипендию. Родители не имели возможности нам помогать – мой отец с фронта вернулся, а сколько ребят в войну родителей лишились.

В подвале института были оборудованы мастерские, где мы приобретали практические навыки работы на различных станках, по сути инженерную подготовку. Практику проходили в Сортировке на вагоноремонтном заводе, на мебельной фабрике, электростанции.

Педагог увлеченно рассказывает, какой интересной была жизнь у студентов тех лет. Еще неокрепший после войны Смоленск застраивался, и молодые парни и девчата принимали в этом самое активное участие. На его глазах на месте глубокого рва, где они сдавали зачеты на лыжне, возвели стадион «Спартак».

Через всю свою жизнь Петр Иванович сумел пронести студенческую дружбу.

– До сих пор общаемся с Петром Дмитриевичем Волокитиным, бывшим учителем физики Стабенской школы, и Василием Петровичем Васенковым, учителем математики Дубровенской школы-интерната. Добрым словом вспоминаем нашу молодость, студенчество, педагогов, – говорит он.

Из Смоленска – в Якутию

В советские годы действенным способом борьбы с дефицитом специалистов и безработицей было распределение. В 1959 году выпускников пединститута направляли на работу в школы Смоленщины, Пермской области и даже …Якутии. Именно в это отдаленное место и выпало попасть Ивану Петровичу.

– Институтские кураторы сопровождали нас до Москвы, три дня было отведено на экскурсии, – делится И.П. Новиков. – Практически все приехали в столицу впервые, я же был здесь во второй раз – двумя годами ранее гостил у брата Виктора, он учился в Тимирязевской сельхозакадемии. Шесть суток добирались до станции Тохтамыш и, наконец, прибыли в пункт назначения.

Наслышанный о северных холодах, Петр Иванович был немало удивлен, когда место распределения встретило его тридцатиградусной августовской жарой. Собаки лежали на деревянных мостовых (асфальта там не было), высунув языки.

Молодого педагога приняли хорошо и в коллективе, и в среде учеников, среди которых были и русские, и эвенки, и якуты.

Поначалу жил в хибарке, потом ему выделили комнатку в здании школы.

Один день армейской службы

Так пролетели четыре года, и юноша получил повестку в армию. Прибыл в военкомат. И тут провидение вмешалось в его судьбу. Директор школы позвонила секретарю райкома и слезно просила оставить молодого специалиста, поскольку ребятишек с его уходом некому будет учить. Тот, вникнув в ситуацию, связался с областным военкомом, обрисовав обстановку, и на место полетела телеграмма: «Оставить до особого распоряжения».

– Мне уже и подорожные выдали, пришлось возвращать. Один день я, получается, прослужил: зашел в военкомат утром и вышел вечером, – улыбается ветеран педагогического труда.

Домой!

Родители Ивана Петровича с сыновьями Виктором и Анатолием к этому времени переехали в д. Вонлярово. К ним вернулся и средний, да только место здесь сразу найти не удалось, и Иван устроился в Ярцевскую среднюю школу № 3 учителем физики и завучем по производственному обучению. На выходные же ездил к родным.

В 1963 году его пригласили в Катынскую школу учителем производственного трудового обучения, где преподавал ребятам азы слесарного дела, электротехники. Потом вел физику в старших классах.

– Какие хорошие талантливые ребята были в моих выпусках, – лучатся глаза педагога, – многим математические дисциплины пригодились в дальнейшем. Они получили высшее образование в ведущих вузах страны и связали свою жизнь с точными науками.

Учитель следил за успехами бывших учеников и радовался их достижениям. Один пришел работать на завод Москвы инженером-конструктором, другой с золотой медалью окончил школу, поступил в МГУ, после преподавал в университете г. Горький и занимался научной деятельностью, получив ученую степень кандидата физико-математических наук.

Уверена, что и скромная учительская лепта Ивана Петровича была внесена в будущие успехи сельских школьников.

На несколько лет семье Новиковых пришлось покинуть Смоленщину, когда его супругу Раису Григорьевну назначили главврачом одной из больниц Липецкой области. Иван Петрович работал там же учителем Борисовской школы.

Через три года семья вернулась, чтобы уже навсегда остаться в Смоленском районе. Раиса Григорьевна возглавила Касплянскую больницу, Иван Петрович учил касплянских ребятишек и выполнял обязанности заместителя директора по воспитательной работе.

Через некоторое время им пришлось переехать из Каспли в Катынь – заболела мама Ивана Петровича. Здесь и прошло его дальнейшее становление как педагога.

Бессмертный педсовет Катынской школы

– Иван Петрович, что самое главное в профессии учителя?

– Нужно любить свое дело. Нужно быть справедливым и добрым. Нужно понимать и чувствовать детей, чтобы они любили твой предмет и с уважением относились к своим наставникам.

– А как же строгость? Вы были строгим учителем?

– Я бы так не сказал… Мне кажется, дети меня понимали, потому что даже через годы я с удивлением обнаруживал, что они бегут ко мне при встрече. Нам было о чем вспомнить, что обсудить, так приятно было узнать, что из них выросли не только профессионалы своего дела, но и прекрасные люди. А это самое главное!

Давно получили путевку в жизнь бывшие выпускники старейшего педагога района, выросли дочери Ивана Петровича, сейчас у него четверо внуков и пять правнуков. Ему есть ради кого и ради чего жить.

Немалой частью существования Ивана Новикова являются его воспоминания.

– Много хороших людей работало бок о бок со мной, – рассказывает Иван Петрович. – Помню каждого и по имени-отчеству, и по делам. Несколько лет назад я стал составлять список, печальный и горький, ушедших педагогов и назвал его «Бессмертный педсовет Катынской школы». Сейчас в нем 57 имен, первый ушел в вечность в 1963 году, последний – недавно. Они бессмертны в нашей памяти, в памяти учеников и коллег…

Жизнь идет, вместе с ней меняемся и мы. На смену вчерашним учителям приходят молодые выпускники учебных заведений, которые с благодарность воспринимают опыт и советы старших поколений педагогов.

Важной и нужной традицией в Катынской школе все эти годы остается чествование педагогов-ветеранов. 1 сентября, в День защитника Отечества, в День учителя в дом Ивана Петровича Новикова в п. Авторемзавод приходят школьники, чтобы поздравить одного из старейших учителей любимой школы. И он бывает безмерно горд и рад такому вниманию.

Елена ТРУФАНОВА