В ряду исконно мужских праздников – 23 февраля – День защитника Отечества, 15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана, 28 мая – День пограничника. Для жителя деревни Трудилово Виктора Николаевича Никитина каждый из них ценен по-своему, но особенно дорог все же День пограничника, ведь в него вместилось многое.

Всю жизнь Виктор Николаевич прожил в Смоленском районе. Родился и вырос в д. Стрыги Волоковского сельсовета. После окончания школы получил профессию водителя-автослесаря в Катынском СПТУ. В положенный срок был призван на срочную службу Смоленским районным военкоматом.

Эта служба и опасна, и трудна

В то время у парней не возникало и мысли о том, чтобы как-то «откосить» от службы.

– Раньше девчата и за мужиков не считали тех, кто не служил в армии, – говорит В. Н. Никитин. – Служба закаляла, делала дисциплинированнее, тверже, воспитывала волю, учила ценить дружбу, которую каждый пронес через всю свою жизнь.

О том, где ему предстоит служить, юноша и не предполагал. А о том, что его гражданский долг станет интернациональным, и во сне, как говорится, не видел.

10 ноября 1984 года он прибыл в Туркмению, где в Каркалинском погранотряде три месяца проходил подготовку в учебке. Позже мандатная комиссия расформировывала новобранцев: кто-то попал на заставу, кто-то – в маневренную группу. В числе последних был и Виктор Никитин.

– В середине августа 1985 года мы прилетели в город Хорог, и уже оттуда нас отправили за кордон, – вспоминает он. – Так я оказался в Афганистане.

Возмужание

– Виктор Николаевич, не раз приходилось слышать о том, насколько тяжело проходила для наших солдат акклиматизация в чужой стране. Как прошли ее Вы?

– Дело в том, что в Афганистан я попал из Туркмении, где мы проходили передислокацию, чтобы было легче пройти адаптацию, поскольку климат здесь схож с афганским. Температура там поднималась тоже до плюс 45. В Афганистане жарко на пустынных и равнинных местах, а здесь наш объект находился в ущелье на высоте 800 метров над уровнем моря, поэтому условия были терпимыми: летом не жарко, а зимой очень холодно.

– В чем заключалась Ваша служба?

– Многое нам было в диковинку… На Смоленщине густые леса, пашни и пастбища, а там дорог не было вообще, только тропы. По ним шли караваны недалеко от пакистанской границы, а мы их придерживали, по ночам находились в засадах. Служба заключалась в том, чтобы не дать пройти караванам душманов. Участвовали и в спецоперациях, когда обнаруживали банду, нас частично снимали с объекта и отправляли на усиление.

– Попадали ли Вы в ситуации, когда речь шла о жизни и смерти?

– Видимо, Бог меня миловал – за все время службы я ни разу не был ранен. 200-х среди моих сослуживцев не было, а в военных операциях ребята гибли. Это было самым тяжелым – провожать их на родину в цинковых гробах.

Многие из тех, кто проходил службу в горячих точках, единодушны в одном: не только не рассказывать близким о военных тяготах, но и по возможности не упоминать даже место дислокации. Родные нашего героя также не знали о том, где служил их сын и брат.

– Родители не знали, где я нахожусь, только с двоюродной сестрой поделился, – рассказывает Виктор Николаевич. – Зачем их лишний раз волновать.

– Но ведь письма-то вы домой писали? Неужели по штемпелю они не могли догадаться о том, где служит сын?

– На конверте была указана только воинская часть и номер заставы, по которой нельзя было определить место службы.

– Для вас, как и для каждого солдата, было важным получать весточки из дома. Часто писали сами, о чем рассказывали близким?

– Писал не очень часто, стараясь в письмах обходить острые моменты службы, чтобы поберечь родных. Поверьте: человек, который побывал на войне, хвастаться и афишировать свои заслуги не будет. Весточки из дома для каждого из нас тоже были большой поддержкой. Помню, как отмечали в настенных календарях даты получения писем. Рад, что некоторые письма удалось сохранить, ведь это часть нашей жизни, семейной истории.

– Задам вопрос, который до сих пор тревожит всех, причастных к той войне: стоило ли вводить наши войска в Афганистан?

– Вы знаете, у народов, живущих в Республике, свои менталитет, сформированный не годами даже, а веками. Там, где стояли наши части, удавалось поддерживать конституционный порядок, а чуть дальше отойдешь – уже свои правила. Я далек от политики, и даже сегодня мнения по этому поводу разделяются. Не хочу давать оценку правильности или ошибочности действий людей, принимающих решения на самом высоком уровне. Скажу одно: безумно жаль мальчишек и кадровых военных, сложивших голову на чужой земле. Это наша боль и наш горький опыт.

К сожалению, сегодня мы опять оказались втянутыми в новую войну. То, что происходит в дружественном государстве, не может не тревожить. В Афганистане среди моих сослуживцев были только русские парни и украинцы из Донецкой, Лисичанской областей, и мы прекрасно ладили, никогда между нами не было дедовщины. Мой двоюродный брат живет в Горловке Донецкой области. Мы общаемся и очень ждем завершения специальной военной операции.

Домой!

Приезд сына домой стал для семьи Никитиных лучшим новогодним подарком.

– 26 декабря 1987 я вылетел из Хорога, а в Смоленск приехал 31-го. Переночевал у сестры, поскольку автобусы уже не ходили, а утром 1 января 1988 приехал домой, – делится Виктор Николаевич воспоминаниями.

В стройном загорелом парне близкие едва узнали Виктора, он похудел до 46 размера, да и глаза были уже не озорные мальчишечьи, а взрослые и внимательные.

Не ища счастья в дальней стороне, наш земляк устроился работать водителем в родном совхозе. Позже получил высшее агрономическое образование, применив знания на благо сельскохозяйственного предприятия.

Сегодня Виктор Никитин живет в Трудилово. Он создал крепкую семью, вырастил двух замечательных сыновей и по-прежнему не отошел от дел – работает и всегда находит время для встречи с бывшими сослуживцами.

– Воинское братство – это святое, – считает он. – Именно в Афганистане проявлялись лучшие человеческие качества, шла проверка на прочность. Ежегодно мы собираемся в Смоленске около кинотеатра «Октябрь», чтобы пообщаться, почтить память погибших и ушедших из жизни уже в мирное время.

О его армейском прошлом напоминают пожелтевшие фотографии, а также награды: медали и нагрудные знаки «Отличник погранвойск» I и II степени.

Мы от всей души поздравляем Виктора Николаевича Никитина и в его лице всех настоящих мужчин – защитников Отечества – с 23 февраля и желаем здоровья, семейного благополучия и оптимизма.

Елена ТРУФАНОВА