2022-й был годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Каждый из народов нашей огромной многонациональной страны богат своим искусством, традициями и обычаями, а многие промыслы являются ее негласными символами. В их числе – гончарное искусство.
Производство глиняных горшков было известно еще в древности, когда люди познакомились со свойствами глины, очень распространённого на планете материала. Изначально гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел.
В процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, и из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства – керамики.
Об этом и многом другом рассказывает на своих занятиях педагог дополнительного образования районного Дома школьников Сергей Николаевич Жуков. Гончарный цех, в котором и проходят занятия, функционирует на базе Пригорской средней школы.
Отец
Рассказ о Сергее Жукове, как мне представляется, был бы неполным, не скажи мы об его отце Николае Федоровиче, личности на Смоленщине известной. Так станет понятнее нынешнее миропредставление этого неординарного человека, имеющего счастье быть его сыном.
Итак, коренной москвич Николай Жуков лишь после войны переехал в Смоленский район. Работал в Талашкинской и Пригорской школах учителем рисования и физкультуры. Его самобытный талант нашел воплощение в написании картин и стихов.
При Дворце культуры профсоюзов Николай Федорович организовал объединение художников-любителей «Колорит». Здесь проходили творческие выставки Н. Ф. Жукова и других талантливых людей области.
О его довоенной жизни и военных тяготах было известно немногим. И только когда смоленскими журналистами был снят фильм о художественной студии учителя Жукова, которую посещали сельские ребятишки, а позже становились студентами художественно-графического факультета Смоленского педагогического института, открылись интересные факты его биографии. Оказалось, что Николай Федорович до войны служил в театре имени Моссовета вместе с Верой Марецкой. В составе коллектива как музыкант с гастролями объездил многие города.
Войну встретил на границе с Румынией, где проходил срочную. Потом было отступление. Вместе с другими танкист Жуков выходил из окружения. Был ранен.
Проходя длительное лечение, чтобы скоротать время и дать выход своим эмоциям, стал делать карандашные наброски раненых, что лежали рядом, рисовать элементы деталей больничной палаты. Получалось вполне реалистично.
После войны он руководил духовым оркестром и ездил с бригадой строителей, восстанавливающих жилые дома и предприятия. Так встретил будущую жену, студентку сельхозакадемии, которая после окончания вуза была распределена в совхоз «Талашкино».
От этого союза и дети получились талантливые: старший Николай Николаевич стал профессиональным строителем, он неплохо рисует и играет на музыкальных инструментах. О Сергее Николаевич поведем речь далее.
Яблоко от яблони
– Помню двор своего детства. Мы играли на гитарах, занимались спортом и тянулись к прекрасному, пробуя себя в живописи. В сельской местности не было художественной и музыкальной школы, поэтому усвоив азы, до глубины понимания доходили сами. Нам с братом помогал отец, прививая отменный вкус, от него мы узнали основы художественной грамоты, – рассказывает Сергей Жуков.
После окончания худграфа он занимался оформительскими и строительными работами, выкладывал мозаичные картины, расписывал стены сельских Домов культуры в районах области.
Говорят, что судьба всегда приведет туда, где нам суждено оказаться в тот или иной промежуток времени.
Сегодня, спустя годы, у С. Н. Жукова сформировался огромный багаж знаний, полученных в учебных заведениях Москвы и Смоленска и приобретенный в практическом плане. Его регалии впечатляют: член Московского Союза художников, председатель регионального творческого объединения художников «Колорит». Он часто выставляется на разных площадках.
Когда ближе знакомишься с работами художника, замечаешь его пристрастие к городским и сельским пейзажам, присущую только ему технику нежного мазка и умение замечать в привычном что-то необычное, радуя земляков своим самобытным творчеством.
Для его сегодняшних учеников едва ли так уж важны награды их учителя. Уроки и саму личность педагога они ценят совсем за другое, иначе не просиживали бы в студии часы напролет.
– Мой принцип прост: только личным примером можно заразить ребенка какой-то деятельностью и никакие методички здесь не работают, – говорит Сергей Николаевич.
Более двадцати пяти лет он передает свой опыт маленьким односельчанам, учащимся Пригорской школы.
– Работая учителем изо, я давно хотел выйти за привычные рамки и попробовать себя в новом качестве. Так появилась идея создания гончарного цеха, – делится Сергей Николаевич. – Для воплощения задумки оставалась самая «малость» – найти мастера, который смог бы преподавать детям гончарное дело. Среди знакомых есть знающие люди, которые хотели бы вести эти занятия, но удаленность от города стала для них проблемой. И потому ничего не оставалось, как самому взяться за новое интересное дело. Перед этим полистал учебники, обратился к специалистам-гончарам. Оказалось, в нем немало нюансов, которые необходимо учитывать на всех этапах изготовления изделия.
Песнь гончарного круга
Для организации работы творческого объединения было приобретено новейшее оборудование: две муфельные печи, специальная мебель, наборы инструментов. Сегодня по программе «Гончарное дело» здесь трижды в неделю занимаются более сорока детей с 5 по 11 класс.
По мнению С. Н. Жукова, во время работы на гончарном круге у детей развиваются усидчивость и терпение, стремление довести дело до конца. А лепка развивает фантазию, аккуратность и мелкую моторику.
Сергей Николаевич подробно рассказывает обо всех тонкостях дела, которое не на шутку заинтересовало его самого и стало частью жизни пригорских ребятишек. Чувствуется, что он знает буквально все об особенностях этого природного материала и работы с ним.
– Для простого обывателя глина – и есть глина. Любая ли может быть использована в детском творчестве?
– Она бывает нескольких видов – голубая, красная, рыжая… И отличается не только по цвету. Нужно довести ее до нужной консистенции, чтобы масса была без катышков и камешков и не потрескалась при обжиге, – делится Сергей Николаевич.
Можно бесконечно смотреть на то, как под руками умельца из бесформенной массы – о, чудо! – словно вырастает и обретает завершенную форму желаемое изделие, будь то кухонная утварь, украшение для интерьера или игрушка.
– Это с первого взгляда кажется, что легко придать будущему изделию нужную форму, на деле же требуется определенная нагрузка, физическая сила, ведь это не пластилин. Руки гончара должны быть сильными, чтобы работать с влажной глиной. И в перчатках не сможешь работать – нужно чувствовать тепло и «характер» податливой массы, которая под твоими руками становится тем, что ты рисуешь в своем воображении, – продолжает он.
– Сергей Николаевич, а какое место занимает на Ваших занятиях теория?
– Она обязательно присутствует наряду с практикой! В то время, как детские пальчики формируют свои первые шедевры, я рассказываю им (пусть и не в первый раз!) о том, какой бывает глина, как правильно ее разминать, как добиться устойчивости изделия, постоянно провожу инструктаж по технике безопасности.
Думается, какие опасности могут подстегать юных гончаров в таком созидательном деле? Отдельная тема – обжиг готового изделия. Температура в печи достигает 1000 градусов, и, конечно, учитель должен предостеречь ребенка от возможной травмы, не позволять самостоятельно использовать нагревательный элемент. А еще различные инструменты…
– Какие инструменты используются на уроках?
– Это прежде всего стека, специальные пластиковые ножи, которые выравнивают и режут глину, а также служат для нанесения рисунка. Во время работы для смачивания глины постоянно используется ёмкость с водой. Нужна и губка, чтобы снимать жидкую глину снаружи гончарного круга и внутри.
– Сразу ли оно помещается в печь?
– Нет. Здесь также существуют свои правила. Изделие должно высохнуть в течение трех-четырех дней, чтобы при высокой температуре не возникло трещин и деформации. Важно обмять глину так, чтобы из неё вышел весь воздух. Если в печь положить изделие с воздухом внутри, то оно лопнет.
– А уже потом наносится рисунок?
– И это еще не все! Работу нужно покрыть акриловыми красками и только после этого с помощью кисти дать простор своему воображению и выписать причудливые сказочные мотивы, геометрические фигуры или найти какое-то абстрактное цветовое решение. Все в руках юных художников.
– Вы даете детям возможность воплотить свои задумки, позволяя самостоятельно придумывать темы для работ?
– Я предлагаю пойти от традиционных изображений к более сложным элементам. И уже когда ребята освоят классику, даю им «вольную» – сделать что-то для себя по желанию. Помню, одна из девочек настолько реалистично вылепила Смешарика, что все мы залюбовались этой работой, настолько он походил на героя известного мультфильма.
Новогодняя сказка по-пригорски
– Скоро мы будем отмечать один из любимейших праздников Новый год. Изменилась ли с приходом зимы тематика Ваших уроков?
– Сейчас мы больше делаем снеговиков, в приоритете также елочки, а из животных предпочтение отдается, конечно же, котам и кролику, как хозяину наступающего года.
– Как, на Ваш взгляд, гончарное искусство может пригодиться детям в будущем?
– Исходя из личного опыта, могу сказать, что любой навык и мастерство обязательно найдет свое применение. У моих воспитанников обязательно будут дети, которым сегодняшние школьники смогут передать свои знания. В них с малых лет будет заложено чувство прекрасного, вкуса и стиля. Огромную роль здесь играет и человеческий фактор. В нас, русских людях, как мне кажется, заложено огромное желание работать, творить, создавать что-то своими руками. Я могу вспомнить педагогов, которые оставили добрый след в моей душе не только как профессионалы, но и научили многому, с чем мы входим во взрослую жизнь и идем по ней, ища себя и передавая свои знания другим. Очень надеюсь, что те умения, которые я сегодня вкладываю в своих учеников, помогут им найти себя в созидательном труде.
– Сергей Николаевич, передался ли Ваш талант младшему поколению Жуковых?
– Мой старший сын Андрей тоже неплохо рисует, у младшего Сергея дня не проходит без карандашей и красок. У него свое видение окружающего (улыбается). Так что могу утверждать, что собственные дети пошли по стопам деда и отца.
Соединяя навыки и сноровку с ловкостью рук, гончарное дело является одним из самых увлекательных занятий, которое действительно затягивает. Польза этого ремесла не только в нём самом, оно может также помочь в общении с другими людьми, проявить себя в творчестве, порадовать близких и знакомых подарком ручной работы. В общем, сделать счастливее. А разве не к этому стремимся все мы?
Елена ТРУФАНОВА