13 декабря 2022 года завершился региональный конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года». Конкурс ежегодно проводится по инициативе Администрации Смоленской области, при поддержке Департамента Смоленской области по образованию и науке, Смоленского регионального отделения Союза директоров России, ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования», ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».

В этом году в конкурсе приняли участие 13 преподавателей профессиональных образовательных организаций Смоленской области. Победителем стала Татьяна Владимировна Романенко – преподаватель математики СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий».

С победителем конкурса – наш разговор о любви к профессии и достойной награде как итоге огромной работы.

– Математику в техникуме я преподаю уже 15 лет, – рассказывает Татьяна Владимировна. – На работу вышла, имея на руках семимесячную дочку. Полностью погружаясь в материнство, старалась, чтобы мои домашние заботы не отражались на учебном процессе. Помню, как вставала (или еще не ложилась) в 4 утра, чтобы подготовиться к урокам и дать студентам качественный материал.

Являясь председателем методической комиссии дисциплин теоретического цикла, она также работает в профориентационном направлении со школами области и является сотрудником Центра трудоустройства в техникуме.

– Специальности и профессии, получаемые нашими выпускниками, востребованы в регионе и входят в рейтинг топ-50 по области – сварщик, мастер по ремонту автомобилей, – продолжает Т. В. Романенко. – В 2021 году наш техникум выиграл грант, благодаря которому обновляются, с нуля возводятся и сейчас успешно работают четыре новые мастерские.

Заявляю со всей ответственностью: сегодня в регионе у нас нет конкуренции по оснащению. Проходить здесь практику и изучать нужные дисциплины – большая удача для будущих молодых профессионалов. А диплом квалифицированного специалиста – это всегда гарантия качественного трудоустройства.

Баллы для поступления – вполне реальные. Но есть и конкурсные направления, одно из которых – это специальность «Защита чрезвычайных ситуаций», что четко определяет востребованность данного направления.

И даже некое неудобство – отдаленность от города – здесь воспринимается скорее как плюс, так как экология и микроклимат в п. Авторемзавод, на территории которого и находятся учебные и жилые корпуса учебного заведения, способствуют хорошей адаптации вчерашних школьников к учебному процессу.

Не все знают, что у нас проходят обучение не только после 9 класса, но и уже работающие люди для получения диплома о профессиональном образовании.

– Татьяна Владимировна, расскажите о Вашем участии в конкурсе, об этапах, которые предстояло пройти, о том, что вызвало сложности.

– Конкурс состоял из трех этапов. В ходе первого вниманию жюри была представлена запись урока со 2 курсом группы, в которой я являюсь куратором. Тема урока называлась «Оценка состояния двигателя при математических расчетах». Ребятам предлагалось с помощью изученных ранее формул проработать уже полученные на учебной практике данные для допуска двигателя к работе. Кстати, данный урок выставлен на Rutube, и все желающие могут с ним ознакомиться.

Следующие этапы мы проходили в педагогическом колледже. Второй представлял собой самоанализ урока. Это была по сути публичная защита темы урока перед жюри. Здесь я получила максимальный балл из всех конкурсантов.

Третий этап был разделен на два дня, представлял собой презентацию мастер-класса и предполагал знакомство общественности с личным профессиональным опытом преподавателя. В течение тридцати минут конкурсанты должны были рассказать о своем опыте проведения уроков и дополнительной внеурочной деятельности.

Мне не хватило отведенного времени, и члены жюри пошли навстречу, позволив пройти мне испытание до конца.

Я сочла наиболее важным показать элементы мотивации студентов на уроках, которыми успешно пользуюсь на протяжении многих лет. И это приносит свои плоды! Первоначально я предлагаю студентам рассмотреть рейтинговую систему оценки знаний, чтобы они могли влиять на свой результат, поэтому оценку делю на баллы. Каждый ребенок сам определяет, какую оценку рассчитывает получить и стремится сознательно ее улучшить.

Далее большой интерес у зрителей, присутствующих в зале, вызвал прием «Будильник», который представляет собой получение навыков скоростного устного счета. Многие коллеги попросили поделиться данной программой для уроков не только в системе СПО, но и школьных. А также были запросы материала для дополнительных занятий.

Как правило, провожу его в течение одной-двух минут в начале урока. Это помогает студентам быстрее включиться в работу и активнее трудиться.

Также я представила онлайн-презентацию с обратной связью, позволяющую изучать математику на разных этапах урока, закреплять и сразу проверять полученные знания. С помощью обратной интерактивной связи дети сразу видят свои ошибки и имеют возможность их исправить.

– Вы были довольны тем, как прошли испытания?

– В некоторые моменты самокритика зашкаливала. Казалось, что можно было бы сделать лучше. И все же, оценивая себя объективно, я понимала, что выступила неплохо. Верила ли я в победу? Предполагала, что она может стать итогом многолетнего труда и хотела того же, чего хотели все мои конкуренты.

– Ваши эмоции в те мгновения, когда Вы были названы «Преподавателем года»?

– В первые секунды я не могла справиться с эмоциями. Осознание, что я успешно преодолела все этапы конкурса, пришло не сразу. Позади остались все волнения и ожидания, уступив место безграничной радости.

– Кто был в числе тех, кто поздравил Вас первыми?

– Я очень благодарна директору СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий» Галине Григорьевне Путенковой за возможность принять участие в конкурсе и поддержку на всех этапах. А также администрации учебного заведения – заместителям директора Кристине Викторовне Возенковой и Наталье Сергеевне Милица. Эта группа поддержки поздравила меня прямо в зале.

Я написала сообщения мужу и детям, все были очень рады и горды моей победой.

– Мы также от души поздравляем Вас и желаем дальнейших успехов. Татьяна Владимировна, поделитесь своими дальнейшими планами.

– Хочу работать в своем образовательном коллективе. Хочу быть гордостью коллектива и своей семьи. Хочу, чтобы моя работа была результативна. А качество работы – это наши выпускники, и ничто так не радует, когда они приходят в гости и рассказывают о своей жизни. Приятно, что и мы, педагоги, занимаем в их жизни не последнюю роль.

И вот еще о чем хотелось бы сказать. Сожалею, что данная награда является региональной и, так сказать, продолжения не имеет. А ведь при таких эмоциях у победителя в полном смысле слова вырастают крылья, и хочется горы свернуть.

Елена ТРУФАНОВА