Не секрет, что учитель не просто дает ученикам знания и прививает любовь к предмету, который преподает, но и наряду с родителями вносит свой вклад в становление будущей личности. В этой связи очень большая ответственность ложится на плечи преподавателей русского языка и литературы. Ведь знакомство с миром классики нацелено на нравственное и духовное воспитание школьника и способствует его общему культурному развитию.

Это хорошо известно Вере Вячеславовне Андреевой – учителю русского языка и литературы, которая более 20 лет преподает в своей родной Касплянской средней школе.

– Родилась я в Лоино. А в первый класс пошла в Касплянскую школу, – рассказывает Вера Вячеславовна. – Училась на «4» и «5» и почти сразу поняла, что гуманитарные предметы – это мое. В третьем классе, помню, как на каникулах читала пьесы А.Н. Островского и сборники повестей Н.В. Гоголя. Классика уже входила в мою юную жизнь и формировала читательский вкус. Особенно ценила те годы, когда у меня преподавала педагог Касплянской школы Галина Степановна Радченкова, учитель от Бога. 5 и 6 классов хватило, чтобы полюбить литературу и русский язык на всю жизнь. До сих пор помню уроки Галины Степановны, которая никогда не игнорировала творческие успехи своих учеников (написание сочинений, стихотворений). Она же высоко оценила моё выпускное сочинение, как бы благословляя на будущую профессию. Многое дали мне и уроки еще одного педагога – Валентины Николаевны Гавриловой, которая преподавала русский язык и литературу в выпускном классе.

К сожалению, Галины Степановны уже нет с нами. Я пришла учителем в Касплянскую школу практически сразу после ее ухода, и получилось, словно бы педагог передала мне, своей ученице, эстафетную палочку. Большую поддержку тогда мне оказала директор школы Раиса Николаевна Струженкова, за что ей большая благодарность.

Ещё в 10-11-х классах я занималась самоподготовкой к будущим экзаменам, много читала, чтобы сдать экзамен по литературе. В 1993 году я поступила в пединститут, а выпускалась уже, когда вуз имел другое название – СмолГУ.

Годы учебы в вузе – это время становления личности, общения со сверстниками, преподавателями СГПИ факультета «Русский язык и литература». Яркое воспоминание студенческих лет – это совместная работа с куратором, наставником в научной деятельности, профессором Людмилой Львовной Горелик. Благодаря ей я открыла для себя мир анализа художественного произведения научной глубины. Вторым преподавателем, наставником и просто добрым старшим товарищем стала для меня доктор филологических наук, сегодня зав. кафедрой русского языка СмолГУ Вера Сергеевна Картавенко, под руководством которой была написана работа по топонимике Смоленской губернии.

В годы учебы в вузе я всерьез задумывалась о научной деятельности, хотела поступать в аспирантуру, но по семейным обстоятельствам вернулась в Касплю и пришла работать в школу. О чем не жалею. Везде есть плюсы и минусы…

– Какие плюсы здесь, в Касплянской школе?

– Каспля – это очень красивый край с богатой историей. Знаю, что в 60-е годы сюда приезжали ученые из Ленинграда, и они утверждали, что Каслянскому поселению около 6 тысяч лет. Смоленска тогда еще не было, а Каспля была. И путь «из варяг в греки» проходил где-то под окнами нашей школы, – там, где течет река Каспля.

Школа стала моей семьей и смыслом жизни. Когда встречаешь бывших учеников, и они делятся теплыми воспоминаниями о школьных годах (и в это внесена и твоя лепта), чувствуешь, что все эти зерна доброты и нравственности были посеяны не зря. Но хотелось бы, чтобы меня запомнили не просто как педагога. Даже у ребенка, который получает двойки, может быть прекрасная душа и в будущем он может стать хорошим человеком! И это главное! Поэтому ученику, который получил неудовлетворительную оценку, стараюсь дать шанс отработать и исправиться.

С 2002 года в мою педагогическую воспитательную практику вошли экскурсии с ребятами по смоленским храмам, во время таких визитов в областной центр мы посещаем храмы 12 века, заходим в Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, и ученикам это нравится. Этот элемент духовно-нравственного воспитания не проходит даром, нередко во время встреч выпускников вчерашние школьники спрашивают: «А помните, как мы ездили?» И признаются, что это было одним из ярких впечатлений школьной жизни.

– Что Вас сегодня вдохновляет?

– Работа… Моя жизнь – это постоянные экзамены или подготовка к ним. Олимпиады, экзамены, ВПР, школьные вечера, экскурсии, мероприятия…

Я люблю читать. Учитель литературы должен постоянно читать. Я выбираю классику, православную и духовную литературу. Классическая литература стала постоянным объектом изучения, анализа и просто чтения по специфике профессии. Но очень переживаю за то, что сегодня старшеклассникам не под силу взять высоту советской программы – прочитать от корки до корки, например, роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». И бывает так, что рассказываешь больше ты, а не они, пытаешься «зажечь» чувства и эмоции через отдельные эпизоды и фрагменты… Не секрет, что сегодняшние дети мало читают, а некоторые кроме элементов школьной программы не читают вообще.

Да, сказывается повсеместное распространение гаджетов, а, возможно, и слишком насыщенная школьная программа – много авторов и много произведений. Раньше за летние каникулы ребята должны были перечитать стопку книг, а сегодня тратят это время на другие удовольствия.

Все мы тесно связаны с окружающим миром, который диктует нам свои ценности. Когда по телевизору показывают и анонсируют фильмы или программы с сомнительными с точки зрения воспитания кадрами, это отражается на формировании духовного уровня подрастающей личности, у ребенка просто не возникнет желания читать, его внимание заинтересует другое. Еще сложнее, если дома не читают родители…Какому примеру следовать ребенку?

– И все-таки выбирают ли дети литературу для сдачи ЕГЭ?

– Таких детей немного, и это происходит не каждый год. Это те ребята, кому очень нравится предмет, либо те, кто хочет стать филологом. Многим кажется, что сдать литературу легко: прочитал и поступил. Конечно, это не так, надо уметь анализировать художественный текст, глубоко понимать его с точки зрения литературоведения.

Отрадно, что одна из моих учениц вернулась к нам в школу уже в качестве преподавателя и моей коллеги. Ирина Алхименкова сейчас учится на пятом курсе СмолГУ, в школе она преподает 3 дня в неделю, но в будущем придет к нам на постоянную работу.

– Вызывает ли негатив у Вас, когда кто-то неграмотно говорит или пишет?

– Я дитя своего времени, и у меня, как у многих, увы, речь отчасти заштампована речевыми оборотами. Хотя еще наши вузовские преподаватели всегда предупреждали – это речевой мусор, и от него надо избавляться.

Во все времена прекрасная подпитка речи – это чтение. Замечаю за собой: после книги начинаю говорить по-другому. Именно чтение обогащает нашу речь, очищает её от всяких ненужностей.

В большой степени на речь оказывает влияние окружение и общество в целом, а уровень всеобщей грамотности падает. Люди стали произносить плохие слова, в том числе пользоваться ненормативной лексикой. Для меня речь является индикатором, ведь за ней стоит душа человека. И по ней сразу чувствуется духовный мир собеседника. По тому, как и что говорит незнакомец, я сразу оцениваю – мой это человек или нет, то есть хочется мне с ним общаться дальше или нет. Я считаю, что по тому, как мы говорим, можно судить о состояния общества в целом…

Много идет из семьи и закладывается еще в детстве, родители должны внушать сыну или дочери, как говорить нельзя и, конечно, сами быть для них примером.

– Вера Вячеславовна, на Ваш взгляд, изменится ли со временем система преподавания? Что будет с профессией учителя?

– Я часто думаю об этом… Считаю, что в советской школе было много хорошего и этот опыт можно использовать и сегодня. Нельзя воспитать духовно-нравственную личность, если мы в школе, к примеру, говорим одно, а по телевизору или в интернете дети видят совсем другое. Ведь у учителя нет той кнопочки, нажав на которую все сразу получится и изменится. Надо менять винтики во всей системе… Надо и дальше уделять внимание истинным ценностям, о чем сейчас много говорят. Это и патриотизм, и семья… Ребенок – чистая доска, особенно с двух до пяти лет, как напишешь, так и будет. Над его воспитанием должны работать не только родители, но и все общество.

Олеся ТОМАШОВА