Все кладбища схожи друг с другом особой атмосферой тишины, какой-то безысходности и завершенности земного. Есть здесь и заросшие травой бугорки, и скромные погосты, и массивные надгробия, невольно привлекающие внимание.

На безмолвном сельском кладбище в деревне Сыр-Липки стоит памятник, выделяющийся на общем фоне. На нем высечены имена пятерых мужчин. Все они, кроме одного, который также приходится им родственником, носят одну фамилию.

Вверху читаем: «Они не вернулись с Великой Отечественной войны» и ниже: «Братья Федоровы»: Дмитрий Иванович (1917-1942), Григорий Иванович (1921-1942), Василий Иванович (1924-1943). И далее – их отец Иван Иванович. Год смерти также значится 1941.

Мы заинтересовались судьбой семьи, в которой все мужчины, упокоившиеся на сельском кладбище под одной мраморной плитой, ушли из жизни в первые годы войны. Стали искать родственников, соседей, знакомых Федоровых, что-либо знающих о героях-земляках. Наконец, разыскали внучатую племянницу Наталью Валентиновну, которая и рассказала нам о своих предках.

Как поведала нам Наталья Валентиновна, старший из Федоровых не пал смертью храбрых на поле боя и не погиб в фашистских застенках. В числе сотен других он стал жертвой политических репрессий и окончил свой земной путь в одном из советских лагерей, как враг народа. Трое его сыновей и зять погибли на фронтах Великой Отечественной войны. К сожалению, о них мало что известно.

А вот о Василии Ильиче Корпусеве, муже одной из сестер Екатерины, воспоминания сохранились. Он геройски погиб под Москвой, уводя свою «полуторку» от преследующего мессершмитта, и попал под прямое попадание бомбардировщика.

Екатерина Ивановна вырастила дочь и сына, который родился уже без отца… Кстати, именно дочь Зоя Васильевна и приходится мамой Наталье Валентиновне и сестрой погибших братьев.

Сыр-Липецкий кенотаф

Сама по себе ситуация драматична, ведь семья потеряла четверых молодых и здоровых мужчин, которые оставили сиротами детей или вообще не успели стать отцами. Трагизм ее еще и в том, что под могильным камнем их попросту …нет. Данный памятник по сути своей является кенотафом, своего рода символической могилой, то есть под надгробием не содержатся останки покойных.

Кенотаф устанавливается тогда, когда место гибели человека неизвестно или предать его земле не представляется возможным.

Старший и младшие Федоровы скончались в разных населенных пунктах, а, возможно, и на территории разных государств. Кто знает, быть может, их останки находятся в братских могилах как безвестно ушедших воинов-освободителей, или имена высечены на надгробных плитах в числе многих других в далеких городах и поселках.

У переживших Великую Отечественную членов семьи и их потомков не было возможности отыскать своих родных и поклониться их праху. Они сделали другое – увековечили их память на малой родине предков.

Один за всех

– До войны в семье Федоровых было 14 детей, выжило 8, – делится Наталья. – Одним из младших сыновей был Михаил. Ему-то и принадлежит идея установить на кладбище в Сыр-Липках этот памятник. Во время войны ему было лет 10, и, конечно, он помнит многое. Вырос, окончил школу, получил образование, работал главным инженером «Смолэнерго». И писал мемуары о тех страшных и суровых годах, очевидцем и участником которых был. В них дядя Миша рассказал историю одной большой семьи, подробно описал, как жила Смоленщина в годы оккупации, о концентрационных лагерях для военнопленных и многом другом.

– Мои братья очень рано ушли из жизни. Я живу за себя и за них, и самое малое, что могу сделать – это обессмертить имена близких мне людей и поделиться своими воспоминаниями, – говорил Михаил Иванович.

Так случилось, что Михаил Федоров скоропостижно ушел из жизни, не успев отдать свою рукопись в печать. Сегодня она хранится у близких родственников.

В ближайших номерах районной газеты мы обязательно расскажем историю этой удивительной семьи, которая отдала во имя победы самое дорогое – жизни своих сыновей.

Елена ТРУФАНОВА