В День знаний, 1 сентября, в Калининграде Владимир Путин провел открытый урок «Разговор о важном», участниками которого стали победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.
Глава государства в ходе открытого урока напомнил, что биотехнологии являются одним из самых перспективных направлений исследований.
«У нас программа есть до 2030 года, и дай бог памяти, где-то 120 млрд рублей предусмотрено на эту программу. Вот вы были в «Курчатнике» — это только один из трех центров, которые мы создали в этой области», — добавил он.
Президент указал на важность решения задач, связанных с фундаментальной и прикладной наукой, и использования этих решений в российской промышленности, науке, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.
Россия должна быть лидером по ключевым направлениям в науке и добиться технологического суверенитета.
«Мы сами должны развивать внутри страны такие ключевые направления развития и быть не догоняющими, не ориентироваться только на то, что мы можем сделать не хуже, мы должны быть лидерами по ключевым направлениям. Мы должны иметь в руках так называемые ключи к определенным направлениям научной деятельности», — сказал Путин.
«Есть вещи, которые являются важнейшими для развития страны. Это генетика, цифровые технологии, биоинженерия, большие данные», — добавил он.
Глава государства подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях.
«Ранняя профессиональная ориентация — это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше», — подчеркнул он.
В связи с этим в стране развивается система конкурсов, которая нацелена на выявление талантливой молодежи.
Также Владимир Путин назвал очень важной поддержку российских военных — участников специальной военной операции на Украине со стороны общества, молодых людей.
«Ребята, которые воюют там, рискуют своим здоровьем, а многие погибают, должны понимать, за что они отдают свои жизни. Это чрезвычайно важные вещи. За Россию и за людей, которые в Донбассе живут», — сказал он. В связи с этим в школах по поручению Президента будут еженедельно проводиться уроки правильных ценностей.
Способна ли Россия, на ваш взгляд, добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Какие направления в науке наиболее перспективны для России? Что можно сделать для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят? Возымеют ли эффект уроки правильных ценностей?
Боедов Андрей Александрович, член Экпертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по гражданско-патриотическому воспитанию, физической культуре и делам молодежи; учитель истории и обществознания бюджетного общеобразовательного учреждения Подрощинской основной школы Ярцевского района Смоленской области:
«Технологический суверенитет является важнейшим условием сохранения и развития нашего государства. Однако, путь к суверенитету требует решения целого ряда задач, связанных с необходимостью кратного увеличения количества ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками, соответственных государственных инвестиций в научную инфраструктуру, целенаправленного развития системы национального образования. Очевидно, что активная деятельность в этом направлении ведется. И чем интенсивнее государство и общество будут трудиться над решением проблемы технологической зависимости, тем быстрее страна добьется успеха.
В своих высказываниях в ходе открытого урока Президент обозначил наиболее перспективные направления. В свою очередь, не могу не отметить, что, учитывая «имперский характер» и особое геополитическое положение нашей страны, раскинувшейся на огромной территории в Европе и Азии, богатой природными ресурсами, существует множество потребностей, в том числе в разработке более быстрого и экономичного транспорта, глубокой переработке природного сырья и сельскохозяйственной продукции, создании новой техники для различных отраслей народного хозяйства… Соответственно, развитие технических, химических, биологических, сельскохозяйственных, медицинских наук нуждается в первоочередном внимании. При этом необходимо отдать должное и развитию военных наук. Ведь технологический суверенитет и научно-технический потенциал нужно не только создать, но и защитить…
Для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят, кроме распространенной практики профессионального тестирования, можно более широко использовать возможности цифровых технологий для ознакомления молодежи с различными профессиями, а также для пробной профессиональной деятельности, например, на учебном симуляторе.
«Разговоры о важном», которые в текущем учебном году вошли в жизнь учащихся, безусловно, необходимы… Конечно, эффект в данном случае определяется целой совокупностью разных факторов, в том числе и возможностями преподавателя. В то же время, в узких рамках предметной программы педагог весьма ограничен в возможности обсудить с учениками действительно важные вопросы, связанные с жизнью государства и общества, традиционными ценностями, актуальными проблемами жизни человека в современной России, а «Разговоры…» позволяют эту пустоту заполнить. Причем, потребность в открытом и честном диалоге на важные темы есть у самих детей, нуждающихся в ответах на сложные жизненные вопросы. Если школа и родители не дадут разумных ответов, то ребенок будет искать их где-то еще, сегодня чаще всего ищут в интернете. И тогда последствия могут быть непредсказуемыми…
Александр Иванов, член Экспертного клуба, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС:
«Общение с молодым подрастающим поколением важная неотъемлемая задача государства. Все новые способы взаимодействия, что внедряются и применяются, вызывают одобрение в широких кругах общественности. Первое сентября всегда начинался с линейки, с торжественных и памятных мероприятий, с урока мира, и установление новых традиций есть по сути возврат к старому давно забытому — беседа Президента Российской Федерации Владимир Владимировича Путина с участниками и победителями олимпиад, конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта может стать такой новой нормой и правилом, которое войдет в повседневность и будет востребована и необходима.
Вслед за главой государства этот опыт могут перенять и руководители иных уровней, проводя в своих субъектах подобные лектории на актуальные и разнообразные темы. Единственно: стоит надеяться, что с требованиями поднятия флага в образовательных учреждениях, разучиванием гимна, проведением уроков мужества и «Разговоров о важном» данная традиция не сойдет на нет, не скатится к формализму и лишь для галочки, а станет тем отправным моментом, на котором будущие деятели науки, искусства и политики получат первые знания, опираясь на богатый опыт и традиции наших отцов и предков».
Член экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Сельская правда», СОГУП «Центральная объединенная редакция» Олеся Томашова:
«Прежде всего, мне очень импонирует это нововведение – проводить в школах «Разговоры о важном», причем замечательно, когда их ведут не учителя, а представители непедагогических сфер – чиновники, руководители, управленцы. И Президент подал всем хороший пример, затеяв такой разговор 1 сентября в калининградской школе. И то, что он касался развития технологической сферы о многом говорит.
Думаю, все понимают, что в России надо развивать технологии, чтобы преодолеть зависимость от технологического импорта и добиться технологического суверенитета. И делать это надо как можно скорее. А для этого в первоочередном порядке нужны квалифицированные кадры. Недаром сегодня уделяется много внимания подготовке таких специалистов буквально с малых лет. Открываются ай-ти клубы, запускаются различные программы. Это интересно молодежи, потому что в какой-то степени модно, перспективно и интересно. И я более чем уверена, что одаренных в этой сфере ребят очень много, требуется лишь направить их энергию в нужное русло. И донести информацию об имеющихся возможностях до самих ребят. А это уже задача педагогов и родителей, ведь именно они в ежедневном режиме ведут со школьниками разговоры о важном, значимом, о ценностях и приоритетах. И о будущем – их личном и всей страны».