Пожалуй, не найдется в деревне Синьково и ее окрестностях человека, который не знал бы Светлану Владимировну Игнатенкову (Клетченкову), не учился бы у нее или ее родителей…

За три с лишним десятилетия работы в школе Светлана Владимировна выучила, взрастила, привила любовь к географии и подготовила к экзаменам без преувеличения десятки учеников. Моя героиня – педагог в пятом поколении, общий учительский стаж династии Белькович-Клетченковых составляет почти 400 лет, и все веточки этой династии имеют отношение к Смоленщине. Сколько за это время учеников прошло через их руки и сердца – не сосчитать…

Поистине удивительно, что из поколения в поколение эта семья передает потомкам и любовь к ученикам, и секреты педагогического мастерства, и тот самый ключик к детским сердцам.

История династии началась еще в конце 19 века, а если быть точной, в 1897 году. Ее основатель – Надежда Васильевна Белькович (Суслова), прапрабабушка Светланы Владимировны, которая трудилась учителем начальных классов в институте благородных девиц в Москве. Ее педагогический стаж насчитывал 35 лет. Супруг Надежды Васильевны – Петр Алексеевич Белькович – более 50 лет преподавал русский язык и литературу в Возновской (ныне Синьковской) школе.

Прабабушка и прадедушка Светланы Владимировны Белькович – Петр Петрович и Валентина Николаевна – внесли в копилку педагогического стажа семьи еще 30 лет.

Бабушка моей героини Клетченкова Наталья Петровна, как и ее отец, более 40 лет преподавала русский язык и литературу, в той же Синьковской школе трудился и ее супруг Александр Викторович, он был учителем изобразительного искусства, черчения и технологии. Их дети Сергей, Елена и Владимир также пошли по стопам родителей.

Владимир Александрович – отец Светланы – почти 40 лет отработал в Синьковской школе учителем географии, истории и ОБЖ, мама преподавала химию, биологию и была директором этого образовательного учреждения. С детства они заложили в душе своей дочери любовь и уважение к детям, к своим коллегам.

Все вокруг дышало школой

Светлана, окончив Синьковскую школу, поступила в (на тот момент Смоленский пединститут) на естественно-географический факультет и, отучившись, вернулась в родные пенаты. В 2018 году потомственный педагог вошла в число призеров районного конкурса «Классный классный» в номинации «Поиск и мастерство», а весной этого года на прошедшем районном конкурсе «Педагог года – 2022» одержала победу в номинации «Учитель года».

– Педагогика – это мое призвание, я росла в учительской семье, и все вокруг словно дышало школой. Читать я начала рано, в 4 года, и потом учила читать детей в детском саду и даже кукол, устраивая с ними педсоветы. Правда, в совсем раннем детстве мечтала быть балериной, но это длилось недолго. Уже в начальной школе задумала стать учителем и в другой профессии себя не представляла, – рассказывает о своем детстве Светлана Владимировна.

Моя героиня вспоминает, как в их доме на стене вместо ковра висела физическая карта мира. И сначала маленькая Света изучала ее глазами, потом чертила одной лишь ей ведомые маршруты пальчиком, мечтая о далеких путешествиях, и, повзрослев, стала водить уже указкой по школьной карте. Кстати, мечту о далеких путешествиях она также воплотила в жизнь.

Светлана Владимировна признается, что любовь к географии ей привил отец. Из всех направлений науки она отдала предпочтение физической географии, которая изучает материки, моря и океаны: «Мое хобби – путешествия. И это увлечение со мной разделяет супруг. Довелось проехать по странам Европы, очень люблю горы, была на Домбае и на Эльбрусе, покорив вершину в 4000 метров над уровнем моря. Оттуда открывается грандиозное зрелище, от которого буквально прошибает слеза, правда, на вершине от недостатка кислорода начинает болеть голова, но это ничего… Тогда я вспомнила слова Владимира Семеновича Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы…» А вот до Байкала и Камчатки пока не добралась, но очень хотелось бы».

География и дети

И обо всех путешествиях (и даже о тех, которые пока не состоялись) Светлана Владимировна рассказывает своим ученикам, буквально открывая им окно в большой и пока неведомый для них мир. И некоторых из них настолько смогла увлечь этими рассказами, что они выбирают географию в качестве предмета для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, а одна школьница пошла по стопам своего учителя и поступила в СмолГУ на направление «Преподаватель географии» и работает сегодня в одной из городских школ.

– А еще мы на уроках географии читаем классические литературные произведения, посвященные путешествиям и странствиям. Рассказы и повести А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова о Кавказе, романы Фенимора Купера об индейцах. Правда, замечаю, что сегодняшнее поколение, увы, читает меньше. Надо приучать и привлекать ребят к чтению книг в ходе изучения разных предметов, читать самим и тем самым давать пример подрастающему поколению, – уверена Светлана Владимировна.

За годы работы в школе моя героиня отметила и еще одну тенденцию – дети стали другими.

– Не могу сказать, сложнее или проще с ними, но они другие, – отмечает моя собеседница. – У них иное мировоззрение, чем у их сверстников пять-десять и двадцать лет назад, другие интересы, все больше связанные с компьютером и гаджетами. Подстраиваемся под них, ведь надо говорить с учениками на одном языке и понимать, о чем они говорят, включая современный сленг.

– Спрашивали ли вас дети о чем-нибудь таком, о чем вы не знаете?

– Я не стесняюсь признаться, что не знаю ответа на какой-то вопрос, тогда говорю ребятам: «Давайте поищем информацию и вместе разберемся». Не бывает, чтобы человек знал абсолютно все. Я тоже постоянно учусь на различных курсах, занимаюсь самообразованием, чтобы не отстать от современных тенденций, ведь появляются новые ФГОСы, их тоже надо знать… Невозможно быть хорошим, грамотным и подготовленным педагогом, если не будешь узнавать новое. И неважно, какой у тебя стаж.

– Интересна ли школьникам география?

– Да, я слежу за выбором предметов для экзаменов, и немало тех, кто сдает географию. В 11 классе школьники уже более прагматичны и выбирают то, что нужно для поступления, а география сейчас мало где требуется. Но проекты многие учащиеся пишут у меня.

Второй дом

– Что самое главное в профессии педагога? Какие наставления вам в начале профессионального пути давали родители?

– Главное – любовь к детям. Какими бы они не были «колючими ежиками», они все хорошие. Особенно люблю «середничков» (отличники сами знают, что нужно делать, достаточно только направить их в нужное русло), им нужно помогать, чтобы они вышли в жизнь подготовленными… И просто быть рядом с ними, не над, а вместе, как старший друг. (Отмечу, что такой подход находит отклик у ребят, доказательство тому – незримые ниточки, которые продолжают связывать педагога и ее бывших учеников после окончания школы).

– Очень приятно бывает, когда на 1 сентября, День учителя или 8 Марта я получаю поздравления от моих бывших учеников, которые разбежались по стране, – делится со мной Светлана Владимировна. – Могут смс отправить, позвонить или прийти. Всех помню! Нередко бывает, что в лицах детей, сидящих в классе, я узнаю черты их мам и пап, которых я тоже когда-то учила.

Светлана Игнатенкова и директор Синьковской школы Никита Меченов.

– Никогда не было желание перейти из Синьковской школы в школу побольше или вовсе устроиться на работу в Смоленск?

– Нет. В Синьково я родилась, выросла, мы с супругом построили дом на той же улице, где я жила в детстве с родителями, и до школы мне идти всего 3-5 минут. Синьковская школа – это мой второй дом. Мама до сих пор провожает меня на работу (когда я прохожу мимо ее дома), встречает и всегда интересуется: какие новости, как дела, как прошел день. Она первая узнала о моей победе в конкурсе и была очень счастлива этому, жаль, что отец не мог разделить эту радость вместе с нами, его нет уже 8 лет.

– Приходят ли к вам, опытному педагогу, молодые учителя за советом?

– Да, конечно, и я даю им один-единственный совет: быть помягче с детьми. Если к детям относиться прохладно и приходить в школу только за зарплатой, с таким подходом в педагогике делать нечего. Не надо унижать учеников, детей надо любить. А еще – почаще улыбаться. Что я и делаю. И прежде чем начать урок, с улыбкой спрошу у ребят, как у них сегодня дела. Я нестрогий учитель и всегда решаю в пользу ученика. Ребятам надо помогать, поддерживать их, ведь у них тоже свои проблемы, в том числе во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, а бывает еще бытовая и материальная неустроенность.

– Есть ли у учителя Светланы Игнатенковой мечта?

– Да, как выйду на пенсию, наверное, напишу книгу о нашей династии. Столько материалов накоплено за более чем 100 лет! Есть, о чем рассказать… Наверное, творческая жилка у меня тоже присутствует. И это наследственное: мой дедушка был художником, а моя тетя Тамара Лосева – сестра мамы – знаменитая смоленская поэтесса…

– Молодое поколение продолжило педагогическую династию вашей семьи?

– Увы, нет, я, наверное, последняя в династии, и говорю об этом с сожалением. Дочь окончила СпБгу, немного поработала в школе, но поняла, что это не ее. Есть надежда, что самые юные представители нашей большой семьи в будущем свяжут свою жизнь с педагогикой, пока рано об этом говорить, но даже если это и случится, династия уже прервется…

– Как вам кажется, лет через 100 будут ли нужны педагоги?

– Придут новые технологии, но профессия учителя останется. Это тот человек, который наравне с родителями растит ребенка, конечно, он не кормит и не одевает, но он духовно находится рядом с маленьким человеком. И это очень важная роль, и ее не заменить никакими гаджетами и технологиями.

Олеся ТОМАШОВА